Агентство «Рука Москвы»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Федеральное агентство по делам СНГ и соотечественников за рубежом займется продвижением практических проектов в странах СНГ по реализации образовательных, культурных и различных иных гуманитарных программ во взаимодействии с местными неправительственными и общественными организациями. Причем эту деятельность обещают отделить «от политики» – общим координированием взаимоотношений с государствами Содружества, в том числе и на политическом уровне, по-прежнему будут заниматься соответствующие департаменты МИДа. Аналогом создаваемого ведомства эксперты уже назвали известное федеральное агентство по международному развитию (USALD) в США.
Агентство «Рука Москвы»

Агентство «Рука Москвы»

В России предполагается создать федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников за рубежом и гуманитарному международному сотрудничеству при МИД РФ - своеобразное «агентство влияния» на постсоветском пространстве.

Как напомнил Стране.Ru замдиректора департамента информации и печати МИД Игорь Ляпин-Фролов, образование данной структуры предусматривалось указом президента России Дмитрия Медведева «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая текущего года. Необходимые предложения по этому поводу внешнеполитическое ведомство уже направило в правительство.

Ожидается, что за август все межведомственные согласования будут завершены с тем, чтобы уже в сентябре новое агентство начало работу.

Впрочем, знакомые с неторопливостью российского делопроизводства аналитики не уверены, что эти сроки будут выдержаны. Ведь предстоит не только утвердить структуру и принципы деятельности нового ведомства (в ожидаемом правительственном постановлении), а также его бюджет (планируется, что упомянутое агентство будет финансироваться самостоятельно, не через МИД), но и набрать штат, определиться с представительствами.

Предполагается, что в новое ведомство будет включен и Росзарубежцентр. Созданная еще в 1925 году в качестве Всесоюзного агентства культурной связи с заграницей и обретшая нынешнее свое название в 1994-м, эта организация, к слову, располагает десятками российских культурных представительств по всему миру - от Замбии до Малайзии с Японией. А потому, помимо прочего, понадобится решить, что делать с этими явно не вписывающимися в контекст СНГ структурами, если, разумеется, их существование не отмечено одной лишь вывеской.

Во внешней политике России, как заявил недавно президент РФ Дмитрий Медведев, СНГ имеет приоритетное значение, напомнил в интервью Стране.Ru замдиректора департамента стран СНГ Валерий Михайлов. И сегодня, по его словам, благодаря усилившейся за последние годы мощи российского государства, появилась реальная возможность осуществить масштабные перспективные проекты на интересующем его приоритетном направлении, задействовав, в том числе, и необходимые финансовые ресурсы. Что же касается непосредственных задач, которые будут поставлены перед новым агентством, то они фактически уже обозначены в его названии, уточнил Михайлов.

Предполагается, что упомянутая структура займется продвижением практических проектов в странах СНГ по реализации образовательных, культурных и различных иных гуманитарных программ во взаимодействии с местными неправительственными и общественными организациями. Причем эту деятельность обещают отделить «от политики» - общим координированием взаимоотношений с государствами Содружества, в том числе и на политическом уровне, по-прежнему будут заниматься соответствующие департаменты МИДа.

Аналогом создаваемого ведомства эксперты уже назвали известное федеральное агентство по международному развитию (USALD) в США. Имеющее представительства почти в 100 странах мира и, в частности, во всех бывших советских республиках, оно стало действенным инструментом политического влияния Вашингтона.

Впрочем, как подчеркнул Михайлов, у Москвы нет надобности копировать чьи-либо зарубежные институты, поскольку она вполне в состоянии сегодня самостоятельно сформировать собственные эффективно работающие структуры за рубежом, исходя из запросов времени и своих интересов.

И замдиректора Центра политических технологий, возглавляющий департамент стран СНГ, Сергей Михеев тоже пояснил Стране.Ru, что слепое копирование здесь как раз не нужно. «Агентства - это тот же инструмент. Как молоток, к примеру. Но им можно забить гвоздь, а можно и разбить голову. Все зависит от того, как и кем он будет использован», - добавил Михеев. По его мнению, время забивать гвозди настало давно и Россией оно даже было несколько упущено. В 90-х годах прошлого века российские политики полагали, что и со странами ближнего зарубежья можно строить отношения на основе принципов, естественных для утверждавшейся тогда модели олигархического правления: мол, «достаточно купить представителей элиты в тамошних государствах, и они все сделают тебе красиво». Но красиво не получалось, хотя бы потому, что за еще большие деньги кто-то всегда мог перекупить потенциальных союзников. Да к тому же сама по себе эта система постоянного торга не способствовала выстраиванию долгосрочных и стабильных отношений.

«И самое главное, в ней не было места проживающим в странах ближнего зарубежья простым людям, многие из которых до сих пор продолжают искренне и бескорыстно любить Россию», - подчеркнул замдиректора Центра. Теперь же наметился принципиально иной поворот.

Однако удастся ли заявленные благие намерения осуществить, вовлекая в созидательный процесс забивания широкие народные массы постсоветских республик? Сам Михеев видит сегодня только одну угрозу, способную воспрепятствовать воплощению в жизнь этих замечательных планов.

В отсутствие необходимой политической воли названная затея рискует превратиться в еще один нерезультативный бюрократический проект. Впрочем, эксперт надеется, что этого не произойдет.

В этом смысле ему тоже представляется оптимистическим вышеупомянутое высказывание президента о приоритете «эсэнгэшного» направления для внешней политики РФ. «И в самом деле, если мы не обеспечим для себя лояльные, а еще, лучше союзнические отношения с окружающими Россию соседними государствами, нам сложно будет сформировать благоприятные отношения и со всем остальным миром», - констатировал замдиректора Центра.

Готов приветствовать идею создания нового агентства и член научного совета Московского Центра Карнеги Андрей Рябов . Но в комментарии для Страны.Ru он назвал еще две угрозы, грозящие завести авторов благих намерений не туда, куда они хотели бы попасть.

Главное, пояснил собеседник, чтобы заявленный как практический и прагматический, этот проект действительно не был завязан на политике. Как в организационном смысле, так и во всех остальных.

К примеру, если представитель агентства по приезде в какую-нибудь бывшую советскую республику начнет читать лекции представителям местной элиты о необходимости борьбы с тамошним фашистским режимом, то, естественно, это ни к чему хорошему не приведет. «Если при реализации проекта будет сделан упор на профессиональных бюрократов, способных лишь в каждой щели выискивать врагов России, шансов на успех нет», - резюмировал Рябов. Ну, а если Москва намерена привлечь к диалогу представителей местного экспертного и бизнес-сообщества для осуществления неких конкретных проектов и, в частности, проведения каких-то совместных исследований, организации представляющих взаимный интерес форумов и конференций, то тогда можно рассчитывать и на позитивный эффект. «Хотя в отношениях той же Грузии, с которой у нас сейчас ситуация на нуле, пока никакие НПО не спасут», - уточнил Рябов. Но подумав, продолжил: «А впрочем, и здесь возможно было бы наладить связи по культурной линии». И мы оба радостно вспомнили про славное грузинское кино.

Подытоживая вышесказанное, представитель московского Центра Карнеги повторил, что очень важно, чтобы работать «в поле» СНГ были отправлены такие люди, которые изначально не отторгались бы местной общественностью и воспринимались бы ею в качестве кандидатур, приемлемых для дальнейшего общения. И здесь, к слову, более пригодился бы не столько американский, сколько британский и французский опыт по сохранению и развитию связей в рамках некогда существовавшего общего пространства.

Но в любом случае, разумеется, нет ничего зазорного в использовании эффективного зарубежного опыта, в том числе и в непростом деле продвижения интересов и влияния своей страны в других государствах. Тем более, что сегодня работать по «общественной линии» стремится даже военный блок НАТО, который, например, в Молдавии совместно со здешними специалистами реализует проекты по обеспечению безопасности республики в вопросах обеспечения ее качественной питьевой водой.

О необходимости формирования в Москве влиятельной специализированной структуры, способной сконцентрировать в своих руках финансовые и прочие ресурсы, для реализации масштабных как имиджевых, так и прикладного характера проектов (например, по поддержке русских школ в республике и профподготовке потенциальных трудовых мигрантов), проживающие в Молдавии представители российской диаспоры говорили давно. При этом одним из главных условий эффективности данной идеи они называли изначальную нейтрализацию «бюрократического элемента».

Очевидно, что здесь также важно, позаботившись об исключении коррупционного фактора при использовании предполагаемых немалых средств, продумать и внедрить такой механизм, который предельно упрощал бы общую схему финансирования конкретных проектов. Тогда как до сих пор, как известно, финансовые возможности российских посольств в бывших совреспубликах были достаточно ограниченны, во-первых, а во-вторых, сама возможность их привлечения, в частности, скажем, для выделения достаточно скромной матпомощи вдове скончавшегося корреспондента одного из ведущих российских информагентств оказывалась настолько обременительной, что в итоге ее предпочитали не преодолевать.

Кстати, лидер движения «Равноправие» в Республике Молдова Валерий Клименко пока весьма осторожно оценивает перспективы новой затеи. По его мнению, уж если ее авторам и следует перенять чей-то опыт, то родной отечественный - у московского правительства, работа которого в республике отмечена появлением конкретных памятников, книг и учебных пособий, организацией конкретных мероприятий. Тогда как большинство проектов федерального центра пока не особо поспособствовали реализации заявленных им задач. По словам Клименко, в наибольшей мере упрочению имиджа России в мире поспособствовало бы всемерное укрепление и развитие ее самой.

«И чем попусту тратить деньги на армаду чиновников из нового ведомства, не лучше ли было бы направить эти средства на реализацию конкретных бизнес-проектов, призванных улучшить жизнь самих россиян?» - завершил нашу дискуссию неожиданным вопросом лидер «Равноправия».

Источник: Страна.Ru

Теги: Москва

Поделиться: