Ереван и Тегеран готовятся к прорыву, - С.Сураханян

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Иран и Армения в скором времени начнут переговоры по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). Инициатива принадлежит Тегерану – именно его официальный представитель выступил на днях с таким предложением. Насколько реальна реализация проекта, какую пользу могут извлечь стороны при этом – с этими и другими вопросами корреспондент "НВО" обратился к заместителю директора ереванского Фонда стратегических исследований "Нораванк", иранисту Севаку Саруханяну.
Ереван и Тегеран готовятся к прорыву, - С.Сураханян
Иран и Армения в скором времени начнут переговоры по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). Инициатива принадлежит Тегерану – именно его официальный представитель выступил на днях с таким предложением. Насколько реальна реализация проекта, какую пользу могут извлечь стороны при этом – с этими и другими вопросами корреспондент "НВО" обратился к заместителю директора ереванского Фонда стратегических исследований "Нораванк", иранисту Севаку Саруханяну.– Во-первых, насколько серьезным может быть предложение о создании ЗСТ с учетом того, что Иран продолжает оставаться под западными санкциями, пусть и несколько смягчающимися? Во-вторых, не противоречит ли это планам Армении по вступлению в Таможенный союз (ТС) и Еврозаийский экономический союз (ЕАЭС)?– Идея создания ЗСТ между Ираном и Арменией не новая. Она с разной интенсивностью обсуждается уже лет двадцать. В последние годы о ней практически не говорили, и, видимо, ее существование несколько подзабылось. Сейчас тема актуализировалась по двум причинам.Во-первых, Иран все еще находится под режимом санкций и старается либерализовать торгово-экономические отношения с непосредственными соседями. В Тегеране эту линию называют политикой создания зон свободной торговли и свободных терминалов. С помощью таких структур Иран старается обойти санкционные ограничения.Во-вторых, в Армении произошло определенное переосмысление экономического сотрудничества с Ираном из-за того, что товарооборот с этой страной стабильно сокращается, и если ничего не предпринять, то вскоре сотрудничество может ограничиться исключительно сферой энергетики. ЗСТ же является хорошим инструментом для поддержания товарооборота, его роста и развития отношений с Ираном.То, что идея в очередной раз реанимирована, наверное, связано и с тем, что на пост министра экономического развития и торговли Армении вернулся Карен Чшмаритян, при котором в свое время торгово-экономические отношения с Исламской республикой Иран (ИРИ) развивались интенсивно и стабильно. ЗСТ не противоречит вступлению Армении в ТС точно так же, как и создаваемая ирано-турецкая ЗСТ не противоречит обязательствам Турции по ЗСТ с Европейским союзом. Зону свободной торговли на надо представлять так, что произведенные в ИРИ товары могут без пошлин попадать в пространство ТС. Это сугубо армяно-иранский проект, и любой иранский товар, поступающий из территории Армении в зону ТС, будет облагаться соответствующей пошлиной.– Насколько сильна, на ваш взгляд, политическая составляющая проекта создания ЗСТ между Ираном и Арменией, особенно если взять во внимание ревностное отношение Ирана к амбициозным и откровенным претензиям Турции на региональное лидерство?– Я вообще не вижу никакого политического подтекста в данном проекте. Такой подтекст, наверное, был, если бы посредством экономических инструментов иранская сторона хотела бы "достучаться" до сердца армянского правительства, как она в свое время хотела сделать в Грузии через инвестиции в Аджарию. С Арменией такой необходимости у Ирана нет, так как политическое взаимодействие между нашими странами давно опередило экономическое.– То есть политические отношения между Ереваном и Тегераном выше экономических, в чем же их особенность?– Политические отношения, конечно, выше экономических. Ереван никогда не шел на шаги, которые могли бы затронуть жизненные интересы ИРИ. Например, Армения никогда не претендовала на вступление в НАТО, не заикалась о предоставлении своей территории для осуществления каких-то антииранских операций. В свою очередь, Тегеран никогда не принимал участие в политике блокады Армении. Иран дважды проваливал антиармянские резолюции в Организации исламского сотрудничества – тогда Организации Исламская конференция (ОИК). Отмечу и то, что в вопросах региональной политики часть армянских и иранских интересов совпадает. В данном случае, говоря "армянских" я имею в виду не столько государство Армения, сколько армянские общины и их организации в регионе. Например, старейшая армянская партия "Дашнакцутюн" в Ливане находится в союзе с проиранской "Хизбаллой", в Сирии армянская община в целом крайне не заинтересована в свержении режима Башара Асада. Все это создает определенный контекст, который влияет на отношения между нашими странами. Важно только, чтобы эти отношения не перешли в режим автопилота. А это может произойти без новых проектов и задач. ЗСТ же способна дать импульс для развития армяно-иранского взаимодействия, которое без новых идей, без практических действий может со временем затухнуть.– Несколько лет назад также говорилось о заключенных договорах по поводу совместных армяно-иранских проектов в энергетике – даже о строительстве нефтеперерабатывающего завода в армянском приграничье с Ираном, в сфере транспорта. В каком состоянии сейчас эти проекты?– К сожалению, договоров между Ираном и Арменией по этим вопросам никаких нет. В свое время были подписаны лишь протоколы о намерениях. Проекты, безусловно, интересные. Должна была быть построена новая высоковольтная линия электропередачи из Армении в Иран. Финансирование возлагалось на иранскую сторону. Но из-за санкций нужные средства не были изысканы. У Ирана сейчас денег нет для инвестиций за рубежом. И острой жизненной необходимости в получении электроэнергии из Армении тоже нет. Должны были быть проложены нефтепровод или как называли проект по поставке энергоносителей из Ирана в Армению – продуктопровод. Но и он провис, так как испытывающий дефицит в бензине Иран никуда его не экспортирует. К слову, я и прежде сомневался в реализации этого проекта. Была и еще остается актуальной идея строительства железной дороги Иран-Армения. Но она полностью потеряет свою значимость после ввода в эксплуатацию железной дороги Кезвин-Решт-Астара. Она соединит иранскую железнодорожную систему с азербайджанской, и у Ирана будет дальнейший выход – в российские и грузинские морские порты. Если эта ветка будет введена в эксплуатацию, то Иран в железнодорожной ветке в Армению не будет нуждаться по чисто экономическим причинам. Тем более, что абхазская железная дорога сегодня не связывает южнокавказский регион с Россией.– Было еще многообещающее предложение Ирана к армянским грузоперевозчикам о нулевых транзитных тарифах не только на иранских автомобильных дорогах, но и в иранских портах Энзели и Бендерабас.– Это тоже, к сожалению, осталось в воздухе.– В чем же причина того, что экономические отношения между двумя соседними странами находятся на уровне, явно не дотягивающем и близко до потенциала?– Я причину называю "переизбытком отношений": пока нет качественного прорыва в экономическом развитии Армении и Ирана, даже уже существующие совместные проекты будут зачастую казаться излишними.Юрий Симонян, обозреватель "Независимой газеты", специально для "Нового Восточного Обозрения". Источник - Новое Восточное Обозрение

Поделиться: