Мы ждем перемен

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Существуют различные формы государственно-политического устройства. Казахстан, как молодое государство, переживает пору политических реформ. Исторически сложилось, что на официальной политической арене страны присутствует лишь одна, но самая влиятельная партия - народно-демократическая партия «Нур Отан» («Свет Отчизны»). Крупнейшая пропрезидентская партия была основана в 1999 году по инициативе главы государства. Тогда 1 марта открылся первый съезд республиканской политической партии «Отан», на котором присутствовало около четырехсот делегатов от всех областей, городов и районов страны. Делегаты единогласно избрали Нурсултана Назарбаева первым председателем партии.
Мы ждем перемен

Несмотря на успешное функционирование главной партии страны - НДП «Нур Отан», требуются реформы в партийной системе Существуют различные формы государственно-политического устройства. Казахстан, как молодое государство, переживает пору политических реформ. Исторически сложилось, что на официальной политической арене страны присутствует лишь одна, но самая влиятельная партия - народно-демократическая партия «Нур Отан» («Свет Отчизны»). Крупнейшая пропрезидентская партия была основана в 1999 году по инициативе главы государства. Тогда 1 марта открылся первый съезд республиканской политической партии «Отан», на котором присутствовало около четырехсот делегатов от всех областей, городов и районов страны. Делегаты единогласно избрали Нурсултана Назарбаева первым председателем партии. Ключевым моментом в истории партии стало слияние «Отана» и партии «Асар» в 2006 году. Чуть позже к альянсу присоединилась Гражданская партия Казахстана. В том же году партия была переименована в НДП «Нур Отан». Уже в 2007 году на последних выборах в мажилис «Нур Отан» набрал свыше 88 процентов голосов избирателей. Другие партии, участвовавшие в выборах, не смогли преодолеть необходимый для прохождения в парламент 7-процентный барьер. Между тем с некоторых пор стала появляться критика однопартийного парламента. В этой связи было весьма показательным выступление президента Назарбаева в конце июня этого года на 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ): «В Казахстане должен быть создан правовой механизм, позволяющий формировать парламент с учетом не менее двух партий», - заявил глава государства.Буран Рахимбеков, секретарь Центрального аппарата НДП «Нур Отан», курирующий организационно-партийную и правовую деятельность партии:

- Прошел почти год с того момента, как в Казахстане начала функционировать качественно новая политическая система, выстроенная в рамках конституционных преобразований прошлого года. Почти год казахстанцы живут с обновленным парламентом, как в качественном, так и в количественном аспекте. Почти год партия «Нур Отан» является правящей и несет груз ответственности за все, что происходит в нашем государстве. Безусловно, год работы - это очень солидный срок. Партия «Нур Отан» сегодня - это огромный динамичный механизм, работу которого необходимо постоянно модернизировать. Этой цели подчинена вся организационно-правовая деятельность центрального аппарата партии. Постоянно ведется работа по усовершенствованию нормативной базы деятельности всех партийных организаций, утверждаются внутрипартийные инструкции. В настоящее время в республике действуют 16 крупнейших территориальных филиалов и 223 районных, городских филиалов партии, не говоря уже о первичных партийных организациях, которые функционируют практически в каждом населенном пункте Казахстана. Для укрепления внутрипартийной дисциплины и повышения эффективности работы партией проводится масштабная кампания по оптимизации сети первичных организаций и структуры филиалов. За первую половину текущего года в партию «Нур Отан» вступило более 34 тысяч казахстанцев. Но партия не гонится за количеством - за этот же срок из рядов «Нур Отан» были исключены примерно 11 тысяч человек, в первую очередь за нарушение норм устава партии, за коррупционные правонарушения и за потерю связи с партией. Стать членом партии «Нур Отан» несложно, но непросто доказать делом свою приверженность к программным установкам партии президента страны. В рядах партии «Нур Отан» представлены практически все слои населения, и из-за этого на партии лежит огромная ответственность. Следуя волеизъявлению народа, партия отстаивает интересы всех граждан страны, вне зависимости от социального статуса, возраста или национальности. И на каждом участке деятельности партии мы никогда не забываем, что в первую очередь - мы народная партия, председателем которой является глава государства. Партия сегодня занимается решением многих насущных проблем: это и минимизация негативного эффекта от мирового кризиса, проблемы дольщиков, контроль за ростом цен на ГСМ и продовольственные товары, задержка темпов инфляции. Но и системные задачи непрерывно решаются: продолжается борьба с коррупцией на всех уровнях, выстраиваются новые механизмы молодежной политики, разрабатываются проекты по защите прав социально уязвимых слоев населения. Безусловно, никто в партии не пытается скрыть промахи или приписать себе несуществующие успехи. В этом и состоит главное преимущество современной политической системы, ведь партия «Нур Отан» - у всех на виду, и поэтому население страны всегда видит, что партия сделала. Загипа Балиева, министр юстиции Республики Казахстан: - Я думаю, в любой стране есть своя главенствующая партия. В нашей стране это «Нур Отан». Считаю, что партия справляется с теми задачами, которые поставили перед собой партийцы. Возьмем, к примеру, центры обслуживания населения (ЦОН) - «Нур Отан» взял их работу под свой жесткий контроль. Некоторое время назад я, как министр юстиции и одновременно член НДП «Нур Отан», написала письмо в партию, чтобы она оказала содействие в проверке, мониторинге работы ЦОНов, и сейчас ощущаю их поддержку. Находясь в Астане, сидя в кабинете, принимая решения, издавая приказы, готовя нормативно-правовую базу, можно предположить, что все должно быть нормально. Но есть такое понятие, как человеческий фактор, есть объективные и субъективные причины, по которым то, что ты замыслил, может быть применено на месте не так как нужно. Иногда это может дать сбой. Поэтому я благодарна «нуротановцам» за их помощь и поддержку. Предполагается, что все государственные услуги наш народ будет получать через ЦОНы. Пока центры на стадии становления, но уже идет их взаимодействие с госорганами, обмен информацией. Своевременное и качественное изготовление документов, предоставление различных услуг уже на начальном этапе должно быть поставлено на должный государственный уровень. Но для того, чтобы максимально минимизировать возможные изъяны и недоработки на стадии становления ЦОНов, чтобы они реально заработали в полномасштабном режиме, как показывает зарубежный опыт, необходимо 5-8 лет. В этом отношении партия нам сильно помогает. Разветвленная сеть «Нур Отан» имеет свои региональные подразделения во всех регионах. Причем партийцы помогают, непосредственно проверяя при получении услуг в ЦОНе, делают опросы. Недавно мы провели селекторное совещание совместно с партией «Нур Отан». С частью предложений партийцев можно согласиться, с частью можно не соглашаться, можно принимать критику или нет, но то, что уже идет двусторонний обмен информацией, то, что состоялся диалог между обществом и государственными структурами и партия при этом является связующим звеном, - это уже хорошо. Что касается однопартийного парламента, не важно количество. Народу по большому счету что нужно? Чтобы услуги, которые предоставляются государством, были своевременными и качественными и жизнь каждого гражданина была достойной. И казахстанцу не важно, пять партий у нас, одна или десять. Одна партия справляется - и слава богу. Относительно критики в адрес однопартийного парламента. На заседании Межпарламентской ассамблеи глава государства сказал, что нужно решать данный вопрос. Думаю, эта проблема будет решена. Это еще раз говорит о том, что нуротановцы не боятся, что будет двухпартийная система. Никто не сказал «нет», что этого нельзя делать. Законодательный орган примет такое решение - и будет двух- и более партийный парламент. На сегодняшний день мы имеем однопартийный парламент, и я думаю, это больше хорошо, чем плохо. Партийцы принимают консервативные решения, этому предшествуют обсуждения в рабочих группах, на заседаниях комитетов. Я лично участвовала и участвую в этих заседаниях и могу сказать, что дискуссии проходят достаточно острые. И я бы не сказала, что только потому, что они принадлежат одной партии, они не имеют права голоса. Напротив, нуротановцы высказывают все, что думают, при этом общаются с народом, ежеквартально выезжая на встречу с избирателями, что говорит о том, что они проникаются нуждами народа. И весь спектр чаяний общества они выносят на свои заседания. Азат Перуашев, председатель национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», экс-глава Гражданской партии: - Могу сказать, что в деятельности партии «Нур Отан» большое место занимает поддержка предпринимательства. При фракции создан совет по диверсификации экономики, который возглавляет известный экономист Кенжегали Сагадиев. У нас существует план мероприятий в рамках этого совета. Кроме того, я встречался с руководителем фракции партии «Нур Отан» в парламенте по поводу обсуждения на уровне фракции вопросов по оптимизации условий для бизнеса и частного предпринимательства. Сейчас на повестке дня фракции обсуждение целого ряда вопросов по Налоговому кодексу и других законов, которые формируют экономическую политику государства. Мы чувствуем поддержку и видим, что реально ряд депутатов активно участвует в работе по развитию бизнеса в стране. Кроме того, в состав президиума союза «Атамекен» входит группа известных парламентариев, многие из них сами в свое время пришли из бизнеса. Могу сказать, что роль депутатов мажилиса, партии «Нур Отан» в решении насущных проблем предпринимателей достаточно заметна. Что касается однопартийного парламента, я сторонник двухпартийной системы. Я об этом говорил постоянно. Считаю, для того, чтобы страна продолжала развиваться динамичными темпами, необходим плюрализм мнений. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что искусственная двухпартийная система ни к чему хорошему не приведет. Эти две партии должны быть отобраны самими избирателями. Поэтому нужно, чтобы партии доросли до того уровня, чтобы иметь возможность не только отражать, но и формировать мнение избирателей. А также быть способными на разработку и продвижение альтернативных вариантов по наиболее актуальным вопросам. Потому этот процесс, скорее, эволюционный. Свою роль в этом отношении должно сыграть реформирование политического законодательства, которое будет стимулировать выборный процесс. ...В свое время было принято решение об объединении Гражданской партии с партией «Нур Отан». Тому предшествовало обсуждение данного вопроса в регионах, решение было достаточно взвешенным. Хотя этот вопрос назревал давно, поскольку, участвуя в двух парламентских выборных кампаниях, Гражданская партия, с одной стороны, имела свою нишу, свое поле деятельности, но, с другой стороны, было понятно, что Гражданская партия в обозримой перспективе не сможет претендовать на первое место. А быть вечно вторыми наши коллеги не хотели. Это правильно, мы люди достаточно амбициозные. Думаю, что мои коллеги выиграли от этого объединения: кто-то стал депутатом, кто-то смог продвинуться по политической карьере. Многие вопросы, которые не могли решаться в рамках Гражданской партии, в частности вопросы индустриальной диверсификации, продвижение рыночных реформ, сегодня нашли свое место в программе партии «Нур Отан». Серик Сейдуманов, заместитель акима города Алматы: - Партия «Нур Отан» справляется с возложенными на нее задачами. И фракция «Нур Отан» в парламенте оправдывает надежды общества. Что касается однопартийного парламента - что случилось, то случилось. Другое дело, что в будущем было бы желательно для страны присутствие не менее двух партий. Оптимальное решение показывает, что нужны различные точки зрения. Когда нет дискуссии, иногда выясняется не вся глубина проблем и пути их решения. Весь мир идет по такому пути, и мы не являемся исключением. Вместе с тем при существовании одной партии можно достичь оптимального развития страны. Думаю, что на определенном этапе становления государства это не исключается. Тот же Китай это доказывает. Или возьмем, к примеру, период СССР, когда Коммунистической партией решались многие вопросы, особенно в послевоенный период, когда Союз достиг военно-политического равновесия с США, решались многие проблемы. В советские годы единая Коммунистическая партия была государствообразующим объединением, она была стержнем той политической системы. В то же время развитие в том виде, в котором находилась Компартия СССР, показало, что многие возможности были упущены в сравнении с западной демократией. А сейчас у нас реально демократическая система, а она существует при двух и более партиях. Гульнара Саменбекова, заведующая отделом идеологической и общественно-политической работы Алматинского городского филиала НДП «Нур Отан»: - Я думаю, не имеет смысла фокусировать внимание на том, однопартийный парламент или многопартийный. Казахстан является страной с многопартийной политической системой, которая имеет все признаки демократического общества. Другое дело, что результаты выборов в мажилис парламента наглядно продемонстрировали, что состоятельность своих программ доказала только партия «Нур Отан». Что это может означать? Только то, что 88,5 процента населения страны поддерживают курс главы государства. Нурсултан Назарбаев сегодня является лидером, и именно с его личностью связывают свое будущее большинство казахстанцев. И это не мнение, это факт. Казахстанский парламент можно сделать многопартийным. Но изменит ли это что-то в реальной жизни страны? Тем более что ни одна из оппозиционных партий в Казахстане, участвовавшая в выборах, не смогла убедить электорат в том, что она достойна власти, и заявить о себе как о серьезной политической силе, достойной конкурировать с партией «Нур Отан». Более того, предстоящее председательствование Казахстана в ОБСЕ в 2010 году говорит о том, что наша страна движется по пути демократизации и наше законодательство соответствует всем демократическим стандартам. Кроме этого, в Казахстане существует состязательность политической жизни, развиты гражданские и общественные институты, независимые СМИ, обеспечивающие плюрализм мнений. Вершиной демократической пирамиды государственного устройства считается местное самоуправление. Парламент принял соответствующие поправки в Конституцию, в результате которых расширены полномочия законодательного органа, маслихатов, возросла роль политических партий в общественно-политической системе. Я, как гражданка Казахстана, поддерживаю курс реформ, программы по развитию страны, определенные правящей партией. Считаю, что вопрос однопартийности не стоит столь пристального внимания. Главное, чтобы все задуманное осуществилось. Владислав Косарев, председатель Коммунистической народной партии Казахстана: - Однопартийный парламент я расцениваю как выражение интересов одной партии, которая вошла в парламент, не создав условия, чтобы там были другие партии. И мы видим результаты, которые нежелательны для общества: никто в обществе не может выразить иного мнения. Одно направление движения без анализа ошибок никогда не приведет к хорошему результату. А у нас именно такое положение. Насколько объективна такая система? Она реальна. Но необъективна. Но желание исправить положение существует у широких масс. На мой взгляд, в парламенте должно быть несколько политических партий. Но если им не дали мест в парламенте, значит, обидели людей, которые голосовали за те партии. Вначале эта партия ехала на плечах у власти. И только в последнее время «Нур Отан» стал заявлять о себе как политическая сила. Но и то он заявляет с голоса исполнительных органов и политических сил. Исправит ли ситуацию моя партия? Наша партия могла бы многие вопросы, которые решаются в парламенте, рассматривать с позиции интересов простых людей. Не секрет, что сегодня народные массы отстранены от политических процессов. А надо бы их вовлекать! Для этого мы готовы объединиться с Коммунистической партией Серикболсына Абдильдина. А тогда мы разошлись по субъективным причинам, связанным с управлением центральным комитетом и нарушением уставных принципов лично Абдильдиным. Мы готовы исправить это положение, если та Коммунистическая партия признает, что она совершила ошибки в 2003 году! Коммунистическая партия советских лет считала своей целью удовлетворение растущих потребностей народных масс, чего не делает главенствующая партия «Нур Отан». Кайрат Беков, руководитель отдела внешней политики аналитического центра «Беркут-Консалтинг»: - В середине августа исполнится год с момента избрания нынешнего состава мажилиса парламента. Нынешний состав нижней палаты, а также итоги ее деятельности не могут не вызвать пристального интереса. В этой связи хотелось бы обратить внимание на один аспект деятельности отечественных парламентариев, на который редко обращают внимание наблюдатели. А именно внешнеполитическую активность законодательного органа. Как все прекрасно помнят, процесс формирования парламента текущего созыва был во многом необычен. Конституционная реформа 2007 года предполагала значительное расширение полномочий мажилиса и соответствующее повышение его роли в управлении государством. В связи с этим были назначены новые выборы, в которых абсолютной победы добилась партия «Нур Отан». Данный факт обусловил пристальное внимание международного сообщества к мажилису IV созыва и правящей партии. С учетом предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ на отечественный парламент возлагалась особая задача демонстрации миру своей эффективности и приверженности республики демократическим ценностям. Анализ законотворческой деятельности мажилиса за прошедший год позволяет сделать заключение об особом внимании парламентариев к вопросам международной политики. Парламентом был ратифицирован ряд важных международных соглашений. Среди них можно отметить конвенцию о борьбе с актами международного терроризма, антикоррупционную конвенцию ООН. Мажилисом была обеспечена законодательная поддержка дальнейшего расширения сотрудничества Казахстана с зарубежными странами, включая наших стратегических партнеров в лице России, стран - участниц ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, СНГ. География стран, с которыми сотрудничает Казахстан при поддержке парламента, включает в себя ведущие государства Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США. Отдельным направлением является укрепление связей с ОБСЕ. Помимо развития межгосударственных и межправительственных связей, нынешний мажилис придал новый импульс расширению межпарламентских и межпартийных связей. Казахстанские парламентарии развивали активное сотрудничество со своими зарубежными партнерами, уделяя особое внимание изучению передового международного опыта. В свою очередь статус НДП «Нур Отан» как правящей партии привел к созданию нового формата межпартийных отношений. Теперь на партию возложена существенная доля ответственности за формирование выгодного для нашей страны международного имиджа. Резко возросшая международная активность партии, интенсивный график встреч и консультаций с зарубежными партнерами говорит о наличии позитивной тенденции в данной области партийной работы. В этой связи хотелось бы обратить внимание на необходимость разработки партией целостной концепции международной деятельности, определяющей цели, задачи, ожидаемые результаты, а также критерии их оценки в целях повышения вклада партии в защиту национальных интересов республики. К тому же партии необходимо в полной мере оценить свою ответственность за создание международного имиджа Казахстана и приложить усилия в данном направлении. Председательство Казахстана в ОБСЕ, по сути, является лишь очередным шагом по пути интеграции нашей страны в мировое сообщество. В этой связи парламент и крупнейшая политическая партия должны быть готовы к сложной и ответственной работе по защите интересов Казахстана на международной арене. Жармахан Туякбай, председатель Объединенной социал-демократической партии (ОСДП): - В отношении партии «Нур Отан» оценка такая, что это партия власти, чиновников, подневольных власти врачей и учителей. Я не считаю, что у этой партии имеется какая-то стратегия или программа действий. Потому что все это - калька того, что делает правительство: эта партия только имитирует идеологическую работу, а по существу она является составной частью сегодняшней системы власти. Эта партия озвучивает действия и шаги, которые проводит власть. Самый отлаженный механизм государственной власти был в СССР, когда была одна партия, была жесткая дисциплина. Но история доказывает, что эта система в один момент дает сбой и уходит с арены: в определенный момент эта политическая махина разрастается настолько, что не может оперативно реагировать на происходящие события как в самой партии, так и в стране. Одной из причин того является коррупция. Причем в нормальных демократических странах коррупция находится на приемлемом уровне, а у нас - на запредельном! Ну, к плюсам сегодняшней власти можно отнести стабильность, проведение рыночных реформ и в целом развитие экономики. Есть еще многие вопросы. Сегодня власть в состоянии добывать деньги, достигать прибыли. Но как эта прибыль расходуется, как сказывается на благосостоянии простого народа - это другой вопрос. Изменится ли ситуация, если наша партия придет в парламент? Мы еще не решили, будем ли участвовать в предстоящих выборах. Партия же существует не только для того, чтобы прийти во власть, но и чтобы разъяснять причины сегодняшних негативных явлений. Но если будет нормальное выборное законодательство, мы, может быть, примем участие в выборах. В то же время надо учитывать, что власть несет с собой разные соблазны, как та же коррупция. Может ли ей поддаться наша партия и лично я? Никто не ограничен, я бы сказал... Партия состоит из людей... Любая власть всегда соблазнительна. Асан КУАНОВ, Алматы

http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=151&pub=11400

Теги: Казахстан

Поделиться: