Елена Кузьмина: Общий рынок нефти и газа ЕАЭС в значительной мере повлияет на Прикаспийский регион, поскольку это один из путей их транспортировки

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Эксклюзивное интервью для Caspian Bridge кандидата политических наук, заведующей сектором экономического развития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, члена комитета по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Торгово-промышленной палате РФ, эксперта Российского совета по международным делам Елены Кузьминой.
Елена Кузьмина: Общий рынок нефти и газа ЕАЭС в значительной мере повлияет на Прикаспийский регион, поскольку это один из путей их транспортировки
Эксклюзивное интервью для Caspian Bridge кандидата политических наук, заведующей сектором экономического развития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, члена комитета по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Торгово-промышленной палате РФ, эксперта Российского совета по международным делам Елены Кузьминой.Caspian Bridge: Изменилась ли, и как, если «да», экономическая ситуация на Каспии после подписания договора о создании ЕАЭС? Елена Кузьмина: Так быстро поменяться экономика не могла. Договор об экономическом союзе подписан только в мае и его формирование будет идти до 2025 года. Так документально определено странами-членами. Пока изменились лишь условия экономического взаимодействия в каспийском регионе. Ведь два из пяти прикаспийских государств стали вести торговлю по общим условиям, формируется их скоординированная экономическая политика. Важный вопрос для этого региона — добыча и транспортировка энергоресурсов. Предполагается, что Россия и Казахстан создадут единое евразийское энергетическое и транспортное пространство. Это приведет к корректировке энергетического рынка всего региона.Caspian Bridge: Но как-то же успела измениться экономика региона в процессе создания Таможенного союза? Елена Кузьмина: Конечно, появились общие для России и Казахстана (если мы говорим о Каспийском регионе) таможенные границы, приняты единые таможенные тарифы по большинству категорий товаров. Опять-таки, говоря об основной группе товаров для региона — нефти и нефтепродуктах, пунктом 27 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 16.07.2014) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза» (URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166336/?frame=92) эти вопросы решены между государствами-членами ТС. Укрепилось сотрудничество казахстанских нефтяников с корабелами Астрахани и Татарстана, производящими технику для работы на шельфе, а также с уральскими заводами, производящими горнорудное оборудование. Caspian Bridge: Какова динамика развития экономических связей РФ и РК в Каспийском регионе и в целом? В частности, в сфере приграничного сотрудничества? Елена Кузьмина: Динамика связей в первые три года была стабильно растущей, хотя в 2013 году рост замедлился. Причины связаны не только с продолжающимся мировым кризисом, но и с необходимостью перехода к качественно новым методам сотрудничества. В первую очередь речь идет о расширении сотрудничества в модернизации промышленности и необходимости формирования скоординированной промышленной политики. Начало этому уже положено. В 2013 году принято Решение ВЕЭС на уровне глав правительств«Об основных направлениях координации национальных промышленных политик РБ, РК и РФ». Оно предполагает: 1. Углубление промышленной кооперации в приоритетных секторах экономики, включая формирование условий для создания совместных предприятий; 2. Взаимодействие в сфере науки и техники, включая формирование технологических платформ и промышленных кластеров; 3. Формирование комплекса перспективных мер, направленных на развитие приоритетных секторов экономики; создание условий для снижения стоимости сырья и материалов; 4. Формирование единых подходов к поддержке экспорта чувствительных товаров ТС в третьи страны; создание механизма по совместному продвижению продукции на рынки третьих стран.Этому способствует также значительное упрощение в рамках Таможенного союза процедуры грузоперевозок, уменьшение простоев транспорта на границе. Вкупе с региональными соглашениями о сотрудничестве между российскими субъектами и казахстанскими областными акиматами, это позволяет предприятиям мобильно взаимодействовать между собой, снижать издержки, развивать систему контрактации, торговых и сервисных центров. За четыре года значительно возросло количество создаваемых совместных предприятий в машиностроении, участие российских предприятий в программах модернизации казахстанской промышленности.Caspian Bridge: К 2019 году ЕАЭС сформирует единый электроэнергетический рынок, а к 1 января 2016 года должна быть составлена концепция формирования общего рынка в области нефти и газа — станет ли это толчком для развития каспийского региона?Елена Кузьмина: Что касается формирования единого электроэнергетического рынка. Взаимные перетоки и продажа электроэнергии между Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном существовали всегда и всегда были самыми крупными по объемам в СНГ. Это связано с тем, что еще с советских времен РБ, РФ и РК имели общую энергосистему. Сейчас речь идет о модернизации как самих систем, так и схем продажи электроэнергии. Создание единого электроэнергетического рынка экономически выгодно всем странам. Поскольку речь идет о развитии промышленного производства во всех государствах-членах ТС, для которого достаточное количество электроэнергии необходимо как воздух.Общий рынок нефти и газа ЕАЭС в значительной мере повлияет на Прикаспийский регион, поскольку это один из путей их транспортировки, в частности, и на европейский рынок. Там, где есть единые правила игры между двумя странами, появляется и возможность единства между всеми региональными энергоэкспортерами. Правда, учитывая внешнюю игру на национальных амбициях, это процесс не будет легким и быстрым. Я полагаю, что параллельно будут идти процессы привлечения заинтересованных стран как по подписанию договоров о зоне свободной торговли с ТС, например, с Турцией, через которую уходит часть энергопотока с Каспия, так и привлечения в евразийский проект некоторых прикаспийских стран.Caspian Bridge: Каково экономическое значение Кыргызстана и Таджикистана для ТС и ЕАЭС, в сравнении с рисками, каково значение Узбекистана с точки зрения экономики для ТС и ЕАЭС, а также для России и для Казахстана по отдельности? Елена Кузьмина: Во всех трех упомянутых странах Средней Азии Россия и Казахстан входят в тройку крупнейших торговых партнеров. А это значит, что хорошо бы иметь общие таможенные правила, единую таможенную территорию особенно с учетом фактора китайской торговой экспансии в регионе. Помимо торговли важными экономическими интересами для ЕАЭС являются региональные транспортные коммуникации и производство некоторых видов сельхозпродукции. Другим крупным блоком вопросов, который нужно было бы ввести в правовое поле — это трудовая миграция из этих стран в Россию и Казахстан, образовательная интеграция. Но вопросы трудовой миграции и признания дипломов могут быть решены только в формате Евразийского союза, а не ТС.Узбекистан, в отличие от Кыргызстана и Таджикистана, представляет интерес и с точки зрения добывающей и перерабатывающей промышленности. Правда в последние годы Узбекистан все больше ограничивается и концентрируется на автомобилестроении, на продукции химической и текстильной промышленности. Зато для Ташкента представляет большой интерес ввоз различных видов машин и оборудования.Caspian Bridge: Туркмения и другие страны каспийской пятерки — каково их значение для ЕАЭС? Елена Кузьмина: Все каспийские страны в той или иной мере важны для ЕАЭС. Выше я уже говорила про единый энергорынок. Но есть и другие экономические интересы. Например, подписание договоров о Зоне свободной торговли с Таможенным Союзом. Ни Азербайджан, ни Туркменистан не подписали подобного договора в рамках СНГ. Возможно, такой формат договора с ТС им окажется более интересен, тем более что обе страны имеют значимый торговый оборот и с Россией, и с Казахстаном. Иран уже не раз заявлял о своей заинтересованности в таком договоре. При условии снятия с него полностью или частично международных экономических санкций подписание такого соглашения станет возможным. Не меньший интерес для стран-членов ЕАЭС представляет сотрудничество с Ираном в транспортной сфере с выходом, как на Персидский залив, так и на Индийский океан.Я намеренно не касалась так называемых косвенных эффектов расширения экономического сотрудничества. Ведь решение экономических вопросов как укрепляет социально-экономическое положение всех стран-участников процесса, так и снимает ряд проблем в области безопасности и в Прикаспии, и в Центральной Азии.

Поделиться: