Этническая политика постсоветского Туркменистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время наметились незначительные позитивные сдвиги в отношениях между Туркменистаном и Азербайджаном, что позволяет надеяться на некоторое улучшение положения азербайджанской диаспоры.
Этническая политика постсоветского Туркменистана
Р.Р.Назаров – к.философ.н.,  Этническаяполитика постсоветского Туркменистана    В преамбуле Конституции Туркменистана сказано: «Мы, народТуркменистана, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение;исходя из ответственности за настоящее и будущее отечества; выражая верностьзаветам предков жить в единстве, мире и согласии; имея целью охраны национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа (курсивнаш – Р.Н.);гарантируя права и свободы каждого гражданина и стремясь обеспечить гражданскиймир и национальное согласие, утвердить устои народовластия и правовогогосударства, - принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Туркменистана» (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992.Преамбула). Т.е. важен только  суверенитет туркменского народа, аостальные народы – не имеют никакого значения. В статье 8 Конституции отмечео: «Туркменистан предоставляетправо убежища иностранным гражданам, преследуемым в своих странах заполитические, национальные или религиозные убеждения». (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 8). Что такоенациональные убеждения – сказать сложно, но по всей видимости в Туркменистанена это счет есть свое мнение. В статье 55 Конституциисказано: «Президентом может быть гражданин Туркменистана из числа туркмен (курсив наш – Р.Н.) не моложе сорока лет, проживающий вТуркменистане» (Конституция Туркменистана.Ашхабад, 1992. Ст. 55). Иными словами, указаны 4 ценза. Если три из нихобщеприняты в мировой практике: ценз гражданства, возрастной ценз и цензпроживания, то этнический ценз (туркмен и только) – это явное местное ноу-хау.Хотя понятно, что узбек или русский, казах или татарин не имеют особых шансовстать президентом Туркменистана, тот факт, что это записано в Конституции ужеговорит о многом. По даннымпереписи 1995 г.,нетуркменское население Туркменистана насчитывало 1036 тыс. чел., чтосоставляло 23,4% от общей численности населения. 39% нетуркменского населениясоставляет узбекская диаспора, около 36% — «европейцы» (из них около 80% —русские), 8,5% — казахи, по 3,5% — белуджи и азербайджанцы и т.д. В то времякак бытовой национализм в последние годы практически исчез, тысячипредставителей этнических меньшинств стали сталкиваться с многочисленнымипроблемами, созданными действиями государственных органов.              Азербайджанцы1926 год – 4,2 тыс.чел. 1939 год – 7,4 тыс.чел.1959 год – 12,9 тыс.чел. 1970 год – 16, 8 тыс.1979 год – 23,5 тыс.чел.1989 год – 33,4 тыс.чел.  Азербайджанцы в Туркменистане наиболее компактно проживаютв городе Туркменбаши, на берегу Каспийского моря, и непосредственно в столице,в Ашхабаде, где до сих пор существуют целые «азербайджанские» районы. Диаспораазербайджанцев очень сплоченная и активная, оперативно реагирует на всепроисходящее с представителями данной этнической группы.Со 1991 г. Туркменистан покинуло значительное числоазербайджанцев. Наиболее значительный отток был отмечен в период обострившихсядипломатических отношений между Туркменистаном и Азербайджаном. С этого жевремени усилилось давление туркменских спецслужб на представителейазербайджанской диаспоры. Разрыв дипотношений, закрытие Туркменского посольствав Баку в июне 2001-го г., введение визового режима существенно осложнили жизньазербайджанцев, проживающих на территории Туркменистана. Многие этническиеазербайджанцы были вынуждены покинуть Туркменистан, поскольку лишились работы. Средипокинувших республику азербайджанцев можно назвать всемирно известного скрипачаГасана Мамедова и ряд других деятелей культуры и науки. В период «чистки» кадров и всеобщей «туркменизации», многиеазербайджанцы по различным причинам были уволены с работы в госучреждениях.Кого-то уволили из-за незнания туркменского языка (хотя это абсурд – всеазербайджанцы прекрасно владеют туркменским языком), кого-то из-занесоответствия дипломов, полученных за пределами Туркменистана, кого-то подвелипод плановое сокращение, но, тем не менее, на их места сразу же зачислялисьпредставители титульной нации. Это является явным нарушением статьи 17 Конституции Туркменистана,где сказано: «Туркменистан гарантирует равенство прав и свобод граждан,а также равенство граждан перед закономнезависимо от национальности, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, языка,отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности». (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992.Ст.17).После  т.н. покушенияна президента Туркменистана в ноябре 2002 г., когда официальный Ашхабад заявил, чтов «покушении» принимали участие азербайджанские граждане, в каждомазербайджанце туркменские спецслужбы стали видеть «агента Баку». Массоваядепортация азербайджанцев, которые якобы не имеют визы для нахождения в Туркменистане,была отмечена в порту Туркменбаши. Причем отправляли даже семьи с детьми,родители которых работали в Туркменистане по контракту в азербайджанскихкоммерческих фирмах. Показательный инцидент случился 21 декабря 2003 г. Сотниазербайджанцев, проживающих в г. Туркменбаши, собрались в обед у шиитскоймечети для проведения садака (поминок) по поводу 7 дней со дня кончины президентаАзербайджана Г.Алиева. К мечети приехала группа сотрудников МНБ (Министерствонациональной безопасности), которые потребовали отазербайджанцев разойтись по домам. Участник рассказал, что не понимает, откудасотрудникам спецслужб стало известно где, когда и в котором часу азербайджанцыпланируют провести поминки, и уж никто не предполагал, что власти не дадутпровести садака по случаю кончины Г.Алиева.В настоящее время наметились  позитивныесдвиги в отношениях между Туркменистаном и Азербайджаном, что позволяетнадеяться на некоторое улучшение положения азербайджанской диаспоры.  Армяне1926 год – 13,9 тыс.чел. 1939 год – 16 тыс.чел.1959 год – 19,7 тыс.чел. 1970 год – 23,1 тыс. 1979 год – 26,6 тыс.чел.1989 год – 31,8 тыс.чел.  Послеармяно-азербайджанского конфликта 1988-1990 гг., много армян нашло пристанище вТуркмении. Этому были причины: а) крупная армянская диаспора в Туркменистане,б) наиболее доступный морской путь из Баку. Несмотря на то, что Статья 12 Закона«О гражданстве Туркменистана», гласит: «В гражданство Туркменистана может бытьпринято лицо по его ходатайству, если оно имеет постоянное место жительства натерритории Туркменистана в течение последних 7 лет», власти всяческипрепятствуют легализации данных лиц на своей территории. Не имея гражданства илишенные прав, эти люди подвергаются унизительной процедуре проверок со стороныправоохранительных органов. Власти Туркменистана не предлагают ничего этимлюдям – ни гражданства Туркменистана, ни депортации в Армению, ни содействия влегализации на территории Туркменистана и защиты их элементарных прав.Напротив, постоянно оказывают давление, вызывая на плановые беседы в МНБ изаставляя писать подробные отчеты о своей жизнедеятельности каждые 3 месяца. Сдругой стороны, местные сотрудники УВКБ ООН, которые обязаны решать судьбыбеженцев, наоборот, путем подтасовки анкетных данных, всячески препятствуютполучению ими положительного ответа для переселения в Канаду. Таким образом,огромный пласт людей остается абсолютно бесправным: молодые люди 25-30 лет,живут в Туркменистане по свидетельству о рождении, поскольку им отказано вполучении паспорта гражданина Туркменистана, на территории которого, тем неменее, они достигли совершеннолетнего возраста. Подобный «статус» означаетполный запрет на обучение, работу и прописку по месту жительства. Прожившие натерритории Туркменистана от 15 до 20 лет, эти люди так и остались «лицами безгражданства».(Армянская диаспора во времении пространстве // Диаспоры. М., 2000. № 1-2. С. 6 – 258). С проблемами,столкнулись активисты армянских общин в Ашхабаде и Туркменбаши (Красноводске).Ашхабадская армянская община пыталась зарегистрироваться начиная с 1992 г., но неизменнополучала отказы властей. Армянским активистам не удалось добиться ни сохранениякурсов армянского языка, действовавших в течение нескольких месяцев в 1992 г., ни регистрациирелигиозной общины Армянской апостольской церкви. Лидер армянской общины вТуркменистане Альберт Аракелов в 1996 г. вынужден был эмигрировать в США.Было отказано в регистрации и армянской общине г. Туркменбаши (Красноводска).На положениеармянской диаспоры никак не влияют отношения между Туркменистаном и Арменией,тем более что большинство армян Туркменистана – выходцы не из Армении, а изАзербайджана, Турции, Ирана.  Белуджи1926 год – 10 тыс.чел. 1939 год – 5,4 тыс.чел.1959 год – 7,6 тыс.чел. 1970 год – 12,4 тыс. чел.1979 год – 18,6 тыс.чел.1989 год –28,3 тыс.чел.  Белуджипроживают в Марыйской области, в Кушке и Тахтабазаре. Некоторые белуджиприписывают себе семитское происхождение и считают себя одним из древнейшихнародов мира. Поскольку «нрав» данного народа весьма свободолюбивый, ачисленность внушительная, белуджи постоянно находятся под контролем и«прессингом» со стороны туркменских спецслужб. Представляя собой «политическинестабильный» пласт населения, данная этногруппа подвергается плановым«зачисткам», проводимым МНБ Туркменистана. Например, такая массовая «облава» набелуджей произошла в начале апреля 2004 г. в ходе кампании борьбы с наркотрафиком.Были произведены массовые аресты белуджей, якобы причастных к наркоторговле.Среди задержанных оказалось много подростков. Регионыпроживания белуджей  включают в себяцентральную часть Ирана, восток Пакистана, юго-западную часть Афганистана, Марыйскуюобласть Туркменистана. Во всех государствах проживания белуджи являютсядискриминируемым меньшинством (в различной степени).  Евреи1926 год – 2,1 тыс.чел. 1939 год – 3 тыс. чел.1959 год – 4,1 тыс.чел. 1970 год – 3,5 тыс.чел. 1979 год – 2,7 тыс.чел.1989 год – 2,5 тыс.чел.  Численностьевреев начали сокращаться еще в 60-е годы. Евреи Туркменистана все еще проживаютв пяти крупных городах - Ашгабат, Туркменбаши, Мары, Туркменабат, Ташауз. Их осталосьменее 500 чел. с учетом постоянного оттока. А по мнению Иосифа Зисельса, ихвообще не более 100 (http://www.svoboda.org/programs/rtl/2004/RTL.042904.asp).Различныепричины вынуждают евреев покидать Туркменистан – единственную странуЦентральной Азии, где узаконено преследование людей, исповедующих другиерелигии. Большинство евреев не афиширует происхождения, дабы не подвергатьсяпреследованиям властей и потому не учитывается статистикой. В странеофициально разрешенытолько 2 конфессии: суннитский ислам и православие. Все остальные общиныполулегальны, храмов нет. Хотя это является нарушением 11 статьи КонституцииТуркменистана, где сказано: «Государствогарантирует свободу религий и вероисповеданий и их равенство перед законом…(курсив наш – Р.Н.) Каждый вправе самостоятельно определить свое отношение крелигии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или неисповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные сотношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов,обрядов». (Конституция Туркменистана.Ашхабад, 1992. Ст. 11).Фактическиподпольно существует еврейское агентство «Сохнут», подвергаясь преследованиямвластей. Ситуация обострилась после ноября 2002 г. было совершено«покушение» на жизнь Ниязова. Президент С.Ниязов подверг критике директораАшхабадской школы № 19 С.П. Талибову за то, что здание школы в воскресные дни арендовалоизраильское агентство «Сохнут». Директор школы была уволена, а еврейской общинезапретили собираться в здании школы. Председатель «Сохнута» Салай Меридорвыразил обеспокоенность положением евреев в Туркменистане и обратился к властямИзраиля с просьбой приложить усилия для поощрения репатриации евреев. ПредседательЕврейской Общины Туркменистана Иосиф Шлочицкий, отметил, что все большееколичество евреев стремиться покинуть Туркменистан. С.Шерман, активист еврейскойобщины Ашхабада: «За годы суверенитета страну покинули тысячи евреев. Как вАшхабаде, так и во многих провинциальных городах исчезли целые еврейскиекварталы. В Туркменистане нет синагог. Все кладбища смешанные, и только в Марыесть отдельное еврейское кладбище, так как там компактно проживали религиозныебухарские евреи. Какой области не коснись, везде евреи сталкиваются ссистематическими притеснениями: захочешь построить храм – запрет, захочешьобучать детей на иврите и открыть школу – запрет, захочешь создать библиотеку –запрет. Да что говорить, если просто, для того чтобы собираться вместе, мывынуждены сталкиваться с проблемами, чинимыми властями, либо делать этонелегально. Я думаю, что основная причина оттока евреев из Туркменистана,кроется именно в этом, в невозможности исповедовать свободно свою религию,давать образование детям, читать книги на родном языке. Ведь по сравнению… сУзбекистаном, где насчитывается несколько иудейских храмов, или с Кыргызстаном,где силами еврейской диаспоры в Бишкеке создана частная еврейская школа,обучение в которой ведется на иврите и на русском языках, не говоря уже оКазахстане, где еврейская община выпускает ежедневные газеты, наше положениевыглядит просто жалко и безнадежно» (http://www.chrono-tm.org).  . Надополагать, что еще несколько лет – и о еврейской общине Туркменистана можнобудет говорить исключительно в прошедшем времени.

Поделиться: