Россия, Москва

info@ia-centr.ru

З.Курманов: Партстроительство в Кыргызстане находится в "младенческом" возрасте

06.08.2008

Автор:

Теги:

Зайнидин Курманов, председатель Комитета ЖК, профессор: Кыргызстану необходимо отказаться от нынешней аморфной партсистемы

Государство должно помочь своим гражданам разобраться в партийных предпочтениях, если сами партии неохотно идут им навстречу в угоду частным интересам. Думается, сейчас Кыргызстану важно перейти к системе такой партийной демократии, которая должна прийти на смену нынешней аморфной партсистемы, от которой народу и стране мало проку

О развитии политических партий в Кыргызстане в интервью парламентского эксперта, председателя Комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека, члена фракции "Ак жол", профессора Зайнидина Курманова.

- Развитие партий и многопартийности является одним из важных условий утверждения демократии. В каком состоянии находится отечественное партстроительство?

- Я бы сказал, оно в "младенческом" возрасте. За 19 лет после отмены монополии КПСС на власть партии страны при соответствующей поддержке могли бы вырасти из "младенца" в "статного юношу". Но не вышло. Реформаторам первой волны "демократизации" казалось, что достаточно отменить монополию КПСС, и мы быстро приплывем к многопартийности, демократии и процветанию. Не получилось.

Оказалось, что для реализации задуманного мало одного желания, требуются еще огромные интеллектуальные, организационные и финансовые вклады. Нужны новые знания и новый опыт. Новые люди, новое мышление. Нужна политическая воля и нужны средства, большие средства. Создать партию оказалось гораздо труднее, чем какую-нибудь компанию. Невнимание к проблеме, упрощенные и утилитарные подходы привели к тому, что многие созданные партии оказались нежизнеспособны, плохо встроены в политическую систему, они не могут с пользой выполнять свои функции.

Поэтому предстоит еще многое сделать, чтобы получился хороший продукт - современные партии, отвечающие целям, задачам и духу времени. И это строительство не должно ограничиваться только словесными призывами и мольбами. Если потребуется, надо и власть употребить, "резать по живому", чтобы успеть запрыгнуть в вагон уходящего поезда. Слишком много времени уже бездарно потрачено.

- В настоящее время в Кыргызстане официально зарегистрировано свыше 100 политических партий. Какова будет их судьба? Какие задачи стоят перед государством и обществом в развитии партий?

- Численность партий не служит доказательством качества национального партогенеза. Некоторые из партий уже заявили о своем слиянии, либо самораспустились. Другие "продолжают выживать". После принятия нового закона о партиях их численность должна сократиться до разумных пределов, чтобы не морочить голову избирателям. Есть разница - выбирать из 100 партий или из 10-15? Естественно, что в последнем случае выбор будет более осознанным.

Государство должно помочь своим гражданам разобраться в партийных предпочтениях, если сами партии неохотно идут им навстречу в угоду частным интересам. Думается, сейчас Кыргызстану важно перейти к системе такой партийной демократии, которая должна прийти на смену нынешней аморфной партсистемы, от которой народу и стране мало проку. Работа эта уже началась благодаря новой конституции и избирательной системе.

- А какие негативные моменты Вы видите в прошлой партийной системе? И какая система сложилась сейчас?

- Прежняя партийная система в Кыргызстане плохо функционировала, была аморфна, слабо структурирована, неустойчива и не несла пользу обществу. Она представляла и удовлетворяла интересы отдельных партийных вождьков, но не народ и государство в целом. Партии существовали как бы для нужд своих хозяев. Они были непредсказуемы и плохо управляемы, не были встроены в государственную и политическую систему страны, практически не оказывали никакого влияния на принятие политических решений. Отсюда - высокая текучесть кадров в партиях, низкий партийный менедмежмент, убогое финансовое состояние, высокая степень клановых связей внутри них.

В настоящее время можно сказать, что роль партий стала возрастать, меньше стало стихийности и хаоса, начался процесс политической идентификации и консолидации государственной власти, что можно только привествовать. Впервые власть в стране стала партийной, а следовательно, - ответственной. Но мы еще далеки от идеала.

Мы сейчас переходим от беспартийной системы, которая была, к многопартийной системе с доминирующей партией, каковой в настоящее время является Народная партия "Ак жол". Как показывает опыт стран СНГ, такие системы в условиях переходной демократии наиболее реальны и имеют историческую перспективу.

- Вы говорили о важности партийной идентификации. Как можно идентифицировать наши партии?

- Да, это очень важно, так как речь идет об инвентаризации партий, в ходе которой надо ответить на вопрос - что нам надо, что мы имеем и от чего надо избавиться, чтобы двигаться вперед? Партии в Кыргызстане можно идентифицировать по разным критериям. По идеологическим признакам в республике есть либеральные, социалистические (социал-демократические), центристские партии. Особняком стоят патриотические, радикальные и маргинальные партии. "Маргинальные" (это политологический термин) - это партии женские, молодежные, пенсионеров, "этнические", участников военных действий, партии, построенные по профессиональному признаку, партия русскоязычных и другие. То есть это те партии, которые созданы по неполитическим признакам.
По внутреннему устройству есть демократические и вождистские партии. Последних много, первых же катастрофически не хватает, хотя стране очень нужны демократические партии.

Есть партии, а есть кружки. Причем, последних - тоже огромное множество. Большинство партий претендует на роль массовых партий, они хотят осчастливить весь электорат. Практически нет кадровых партий, которые бы работали с определенным электоратом. Нет партий-милица, т.е. имеющих военизированные организации, но каждая партия стремится обзавестись молодежным крылом. Есть проправительственные, оппозиционно-умеренные и оппозиционно-радикальные партии. Нет в Кыргызстане фашистских и анархистских партий, хотя есть другие крайности - фундаменталистские и экстремистские партии, действующие нелегально.

С точки зрения политологии, как говорится, налицо все разновидности. Но главное в этом многообразии - нет содержания. Есть лозунги, девизы, но нет сути, качества.

- Что вы имеете в виду?

- В наших партиях важна персональная фигура лидера, а не политическая программа партии. Отсюда размытость и непоследовательность в политических действиях партий, политическое шараханье, разношерстность в поступках, действиях и принимаемых решениях. Этому значительно способствовали и проводившиеся в республике в течение длительного времени мажоритарные выборы в Жогорку Кенеш.

Партии Кыргызстана не имеют постоянного избирателя, четко выраженной электоральной поддержки, а потому сразу претендуют на широкий охват людских симпатий, которых они стремятся достичь исключительно на основе критики политики действующей власти. Поэтому здесь нет в полном смысле этого слова и партийного электората.

Выборы по партийным спискам в стране имеют весьма короткую историю, в течение которой у партий физически не смог сложиться свой устойчивый электорат. Для того, чтобы это произошло, необходимо провести хотя бы 3-4 цикла парламентских выборов по пропорциональной системе. Поэтому неубедительно звучат утверждения, что оппозиция выиграла досрочные выборы в Жогорку Кенеш в 2007 году. Победа партии власти на этих выборах в серьезных экспертных и политических кругах была предсказуема и ожидаема.

Существенной проблемой партийного строительства является и то, что в Кыргызстане лидеры (вожди) партий подчас не являются носителями партийных ценностей и взглядов. В таком же аморфном состоянии пребывают и рядовые активисты, которым без разницы, какие политические принципы исповедует их руководитель, в качестве которого обычно выступает друг, родственник, сосед, работодатель. Как писали Ильф и Петров в "12 стульях", "молодуха была немолода". Иначе говоря, демократические партии в Кыргызстане могут быть совсем недемократическими, центристы - нецентристами, а правые - неправыми.

Большинство партий на самом деле являются разными модификациями компартии. Например, ни у кого в стране не вызывает недоумение то, что большинство оппозиционных демократических, правых и социал-демократических партий выступают против политики свободного рынка. На Западе это был бы скандал, у нас на все одно объяснение - "жУ©н эле". Поэтому никакого прогресса в партийном строительстве не будет, пока партии не научатся правильно себя позиционировать, пока внутри партий не начнутся демократические преобразования, пока люди не научатся планировать создание партий и понимать - какие партии больше всего им нужны на этапе реформ.

- Вы не оговорились? - Люди должны планировать создание партий?

- Не только люди, но и власть, т.к. она несет ответственность за страну. С точки зрения востребованности партийных идеологий, на наш взгляд, в транзитных странах в настоящее время гипотетически наибольшую ценность имеет либеральная идеология (с учетом национальной специфики) и идеология национализма в лучшем смысле этого слова (не путать с патриотизмом).

Речь идет о таких идеологиях, которые не получили в нашей стране в силу разных исторических и политических условий, культурного развития и поддержки, но которые таят в себе огромный созидательный потенциал. Политики недооценивают то обстоятельство, какая идеология наиболее востребована в условиях реформ и строят свои партии по привычным образцам и лекалам своего прокоммунистического сознания. При таком подходе не случайно, что большинство новообразованных партий в стране заявляют о себе как о социалистических, либо центристских, хотя в пореформенном Кыргызстане нет необходимости в таком огромном количестве идентичных партий.

В отличие, скажем от консервативной идеологии или социалистической, которые в той или иной мере имели хождение в нашем обществе, были привычны менталитету и культуре, идеология либерализма призывает к раскрепощению человека и его творческих возможностей, требует юридического равенства для всех, устанавливает верховенство закона, верховенство прав человека перед государством, призывает к сокращению роли государства.

В силу этого эта идеология не требует больших материальных затрат и издержек на реализацию такой политики. Эта идеология позволила многим странам Европы преодолеть бедность и достигнуть хорошего материального достатка за счет раскрепощения человека и обеспечения его свободы.

В отличие от либерализма и идеологии свободы, идеология социал-демократии требует обеспечения экономического, материального равенства всех граждан, а потому требует больших финансовых вложений. Идеи социал-демократии очень дорогостоящи и их реализация возможна только в экономически развитых государствах. Не случайно, что экономический подъем стран Запада был связан с победой на выборах либеральных партий и реализацией их политики на протяжении многих кряду лет. По мере экономического роста этих стран на политическую авансцену выдвигались социал-демократические партии с их требованием справедливого материального обеспечения и равенства.

 

 ИА Кабар


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение