А.Князев: "В Казахстане политическая элита еще до крымского референдума определила свою стратегию.."Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Казахстане политическая элита еще до крымского референдума определила свою стратегию – можно обратить внимание, что все публичное поведение, все заявления Нурсултана Назарбаева по интеграционной тематике однонаправлены и их главный лейтмотив: альтернатив ТС и ЕАЭС нет. При этом руководство Казахстана никак не пыталось, скажем, использовать ситуативные трудности России для выторговывания каких-либо преференций для себя, что можно было наблюдать в поведении белорусского руководства. В Астане есть, как мне кажется, четкое понимание происходящего вокруг России и есть четко сформулированные для себя приоритеты.
А.Князев: "В Казахстане политическая элита еще до крымского референдума определила свою стратегию.."Ч.1
  На вопросы Информационно-аналитического центра МГУ отвечает известный российский эксперт Александр Князев.  _______________________________________________________________________________________  

Антироссийская информационнаякампания, развернутая западными политическими кругами и СМИ после крушениямалазийского самолета при не выясненных пока обстоятельствах, демонстрируетпример беспрецедентного давления на Москву.Как вся эта ситуация отразится нарегионе Центральной Азии? В частности, на Казахстане? Можно ли считать, чтоинформационная кампания рассчитана на дискредитацию образа России в глазах ееглавных союзников на постсоветском пространстве? А.Князев: Сейчас,когда первые, преимущественно эмоциональные, реакции уже утряслись, всеустоялось, можно сказать, что история с малайзийским боингом как таковая особойроли в формировании образа России в регионе не сыграла. В Казахстане, Киргизии,Таджикистане давно создана прослойка прозападных активистов, чье отношение кРоссии так же давно солидаризируется с местными радикальныминационал-патриотами, и их идеологические изыски живут отдельной от обществажизнью. В Казахстане общество гораздо больше беспокоят в связи с украинскимкризисом реальные практические последствия для самих казахстанцев, в первуюочередь – связанные с введенными в отношении России санкциями. В этом вопросеситуация пока не ясна – будут ли какие-то из введенных запретовраспространяться на Казахстан, находящийся с Россией в едином таможенном и, вобщем-то, экономическом пространстве, или Казахстана санкции никак не коснутся…В экспертной среде обсуждался, например, вопрос о поиске альтернативныхпоставок казахстанской нефти, в частности – в Иран, в случае если возникнутпроблемы с транзитом через территорию России. Оптимисты говорят о необходимостииспользовать околоукраинскую ситуацию для экспансии отдельных видовказахстанских товаров на рынки, ранее занимавшиеся украинскими производителями:например, в кондитерской отрасли… Как мне кажется, кампания по дискредитациисвоих целей не достигла. В Казахстане политическая элита еще до крымскогореферендума определила свою стратегию – можно обратить внимание, что всепубличное поведение, все заявления Нурсултана Назарбаева по интеграционнойтематике однонаправлены и их главный лейтмотив: альтернатив ТС и ЕАЭС нет. Приэтом руководство Казахстана никак не пыталось, скажем, использовать ситуативныетрудности России для выторговывания каких-либо преференций для себя, что можнобыло наблюдать в поведении белорусского руководства. В Астане есть, как мнекажется, четкое понимание происходящего вокруг России и есть четкосформулированные для себя приоритеты.  Что мы можем противопоставить такомудавлению Запада? Есть ли у России в этом вопросе реальные союзники в регионеЦА? А.Князев: Вообще,союзников у России только два, как известно, - армия и флот. А если без шуток,то необходимо очень внимательно следить за происходящим в Казахстане – этоединственная страна в регионе, которая способна оказать России поддержку в силусвоих возможностей, соответственно, любая поддержка должна быть взаимной. Напротяжении нескольких лет функционирования Таможенного союза в Казахстане былонемало проявлений недовольства теми издержками, которые этот процесс влек ивлечет за собой. Это недовольство было и остается разным в своей сути – вчем-то объективно оправданным, в чем-то надуманным… Со стороны России было быправильным подвергнуть некоторой ревизии эти процессы и главным критериемдолжны быть взаимные интересы и взаимные выгоды, необходимо свести кпредельному минимуму любые перекосы, которые влекут за собой контрреакцииздесь. Любые ошибки и недостатки мгновенно подхватываются теми же прозападнымии националистическими кругами и с использованием очень простых и доступныхинформационных инструментов используются в пропаганде против Таможенного союза,против евразийской интеграции, против курса на интеграцию с Россией. Казахстанважен для России в ситуации нынешнего противостояния с Западом как крепкий тыл– в этом его главная союзническая функция. Но для ее выполнения Казахстандолжен сохранить свою стабильность, и в этом надо ему если не помогать, то хотябы не мешать.  Какие дестабилизирующие факторы существуют сейчас в центрально-азиатскомрегионе, которые могли бы активизироваться в т.н. постмайданный период врегионе? А.Князев: Вкаждой стране по-разному. Практически везде существует непростойсоциально-экономический фон, за исключением, пожалуй того же Казахстана, гдетоже непросто, но кардинально лучше, нежели у остальных. В Узбекистане, как и вКазахстане, основные угрозы направлены извне. В общем-то, «прививка» от всякогорода майданов и в РК, и в РУз была в свое время сделана. Руководство Казахстанаизвлекло нужные уроки из жанаозенских событий 2011 года, как и руководствоУзбекистана – из андижанских 2005-го. В этих республиках существуют достаточныегосударственные институты, а, главное, существуют условия для консенсусавнутриполитических элит, существуют ресурсы, на базе которых транзит может бытьмирно преодолен.  Существует довольно распространенное мнение о рисках дляАстаны и Ташкента в случае возникновения ситуации с передачей власти. Моемнение об этом сильно отличается от массового, на мой взгляд, как раз в Астанеи Ташкенте есть продуманные механизмы и есть расписанные сценарии прохождениячерез форс-мажорный период. Если не произойдет серьезного воздействия извне. ВТаджикистане и, особенно, в Киргизии, нет ни соответствующих государственныхинститутов, ни ответственных политических элит, способных мирно и конструктивнодостигать необходимых компромиссов и консенсусов, ни ресурсов, которыми можнобыло бы процесс подкрепить.  Продолжение следует. 

Поделиться: