Е.Пивовар: Казахстан-2014: посредники больше не нужны?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но результата нет, да и такое впечатление, что на этот раз посредничество Астаны не востребовано. Ни на уровне личных инициатив Президента РК, ни в формате коллегиальных структур - СВМДА, например. Насколько справедливы эти утверждения? Есть ли востребованность посреднических усилий со стороны Казахстана?
Е.Пивовар: Казахстан-2014: посредники больше не нужны?
 Интервью редакции сайта ИАЦ МГУ с Ректором Российского Государственного гуманитарного Университета (РГГУ), чл.-корр. РАН Ефимом Пивоваром. _______________________________________________________________________________  

ИАЦ МГУ: Ефим Иосифович, в последние несколько месяцев Казахстан неоднократно  "призывали" выступить в роли посредника между Россией и Украиной, теперь, возможно, последуют аналогичные изъявления готовности примирить Армению и Азербайджан. Но результата нет, да и такое впечатление, что на этот раз посредничество Астаны не востребовано. Ни на уровне личных инициатив Президента РК, ни в формате коллегиальных структур - СВМДА, например. Насколько справедливы эти утверждения? Есть ли востребованность посреднических усилий со стороны Казахстана? Е. Пивовар:  Напомню, что на начальной фазе украинского конфликта Астана проявляла инициативы относительно урегулирования отношений в треугольнике Украина-Россия-Запад. Какие-то сигналы по этому поводу исходили и от Вашингтона. Но конкретики было очень мало, поле для маневра, как мы сейчас видим, чрезвычайно ограничено. В этой ситуации обращение к Нурсултану Назарбаеву со стороны США или ЕС касались, в большей степени, вопросов, связанных с давлением на Россию, попыток уговорить Кремль сменить линию поведения в украинском вопросе. Но никак не выполнения посреднической миссии. Западу посредники сейчас не нужны, им необходимы союзники России, которые могут "повлиять".. Это, конечно, тупиковый путь, но создается такое впечатление, что США с него уже не свернут. Поэтому, какие бы предложения ни выдвигала казахстанская дипломатия, крайне маловероятно, что они будут использованы в переговорном процессе. До тех пор, пока борьба на взаимное ослабление не завершится. Да, честно говоря, мне и  не доводилось в последнее время встречать в СМИ какие-либо упоминания о "формуле мира". Ситуация вокруг Нагорного Карабаха еще более запутана и обострена. Я внимательно читаю казахстанскую прессу и посты в социальных сетях. Очень разное отношение к этому конфликту. Но я пока не встречал какие-то новые предложения по принципам урегулирования конфликта. Да и на саммите ОБСЕ в Астане эта тема казалась самой бесперспективной - никаких подвижек нет уже давно и сейчас главная задача удержать стороны конфликта от полномасштабной войны. Что может предложить Армении и Азербайджану Казахстан - мне не очень понятно. ИАЦ МГУ: Ефим Иосифович, мы говорим о неких "формулах урегулирования". В этом плане я согласен с Вашей оценкой, новых подходов к разрешению конфликта - ни на Украине, ни в Карабахе не предлагают, не только Казахстан, но и все потенциальные посредники. Но ведь есть политический авторитет Президента РК, накопленный за последние десятилетия. Есть ведь формат личного посредничества. Е.Пивовар: Пожалуй, сейчас не лучший момент и для персонального посредничества. Возьмем карабахский конфликт - есть мадридские принципы, нопроблема в том, в какой последовательности и под какие гарантии эти принципы должны реализовываться. Напомню, что еще на начальной фазе конфликта Назарбаев выступал в качестве участника посреднической миссии, так вот, я полагаю, что именно Президент Казахстана, как никто другой понимает - нет практически никаких точек соприкосновения между враждующими сторонами, а в этой ситуации любая сторона-посредник обречена на неудачу. ИАЦ МГУ: Многие эксперты говорят о конце эпохи многовекторности и кризисе всех региональных интеграционных структур в сфере безопасности. Мне кажется, что это серьезный удар по стратегии внешней политики РК, для которой многовекторная политика - основа основ, стержень курса в международных делах. Е.Пивовар: Все, что сейчас происходит на постсоветском пространстве ставит не только Астану, но и все другие страны Содружества перед очень серьезным выбором. Проблема не только в том, что конфликты влияют на экономику, торговые отношения. Украинский кризис оказывает самое серьезно влияние и на внутреннюю политику РК, провоцирует раскол в обществе. Сейчас эти тенденции заметны только в социальных сетях, где есть те, кто критикует политику Запада, но есть и те, кто во всем винит Москву. Конец многовекторности, проблема "одномерного" выбора опасна тем, что проецируется и на более четко выраженные внутренние приоритеты. Тогда как прежде Астана, Бишкек, Душанбе могли делать уступки тем, кто выступает за европейский или исламский путь развития, без каких-либо осложнений в стратегическом плане. Сейчас такое балансирование будет существенно затруднено.ИАЦ МГУ: В этой связи, насколько вероятно, что процесс создания ЕАЭС может быть "спущен на тормозах"?Е.Пивовар: Почти наверняка к 1 января 2015 года процесс создания ЕАЭС будет завершен. Украинский кризис хоть и оказывает определенное негативное влияние на развитие евразийского проекта, но лишь в субъективной информационной плоскости, а не на уровне экономических практик и договоренностей. Что касается армяно-азербайджанского конфликта, то мне кажется, что до открытого столкновения и военных действий дело все-таки не дойдет. Поэтому нет никаких препятствий и для намеченного вступления Армении в состав ЕАЭС. То есть на данный момент серьезных ограничителей для развития евразийской интеграции не существует. Другое дело, что есть вероятность возникновения новых очагов нестабильности в других частях постсоветского пространства. Но в этом случае впору будет беспокоиться не только о будущем ЕАЭС, но и  вопросах безопасности в более масштабных форматах.Для Казахстана, который на протяжении многих лет достаточно успешно играл роль посредника в международных конфликтах через ряд  внешнеполитических иициатив, сейчас важен вопрос собственного позиционирования на международной арене. Будет ли в изменяющейся системе миропорядка востребована роль коммуникатора и посредника? Последние события показывают: скорее нет. А вот какая ниша будет способствовать более комфортному и эффективному формата взаимодействия Казахстана с внешним миром? - вопрос, верный ответ на который в Астане, похоже, пока не нашли. 

Поделиться: