Ислам и плюрализм, анализ некоторых ключевых ошибок в понимании вопроса

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В наше время очень остро стоит вопрос понимания отношения Ислама к плюрализму, к другим мировоззрениям и образам жизни. В понимании данного вопроса (да и, вообще правильного толкования источников Ислама) заметны очень серьезные (методологические) ошибки, как со стороны самих мусульман, так и представителей других мировоззрений, как со стороны ученых (как правило, не имеющих надлежащего религиозного бэкграунда), так и простых граждан.
Ислам и плюрализм, анализ некоторых ключевых ошибок в понимании вопроса
В наше время очень остро стоит вопрос понимания отношенияИслама к плюрализму, к другим мировоззрениям и образам жизни. В пониманииданного вопроса (да и, вообще правильного толкования источников Ислама) заметныочень серьезные (методологические) ошибки, как со стороны самих мусульман, таки представителей других мировоззрений, как со стороны ученых (как правило, неимеющих надлежащего религиозного бэкграунда), так и простых граждан. Парадоксально но в настоящее время именно некоторая частьмусульман, особенно та категория, которая, не имея знания о методологиитолкования Корана и Сунны, селективно, т.е. выборочно "прочитывая"источники Ислама, пытается устанавливать свои "шаблоны" и становятсяобразцами нетерпимости к другим, к любому "инакомыслию", да просто клюбому мнению, не соответствующему их "узким" толкованиям. Прежде чем привести примеры неверно толкуемых аятов ихадисов касающихся отношения мусульман к безбожникам и к представителям другихрелигий, постараемся дать, во-первых, объяснение ключевым ошибкам в пониманииотношения Ислама к плюрализму, во-вторых, постараемся коротко дать информацию,соответствующую классическому пониманию суннитской доктрины Ислама. Остановимся на ключевых методологических ошибках в пониманииИслама, в общем, и в понимании отношения Ислама к плюрализму в частности. Во-первых, любой текст, даже любое выражение, имеющеекомплексное строение необходимо рассматривать целостно. Тем более религиозныеисточники, в частности источники Ислама, следует толковать согласно общему духуи контексту этого учения. Чрезвычайно важно целостное понимание религии, а неповерхностное и литеральное "прочтение" и "понимание". Ксожалению, в наше время существует очень тревожная ситуация в вопросе пониманияИслама, когда некоторые мусульмане разрушают фикх (в широком смысле – верное,глубокое понимание Ислама, в узком смысле, исламское право), более того,откровенно говоря, разрушают Ислам, используя некоторые аяты и хадисы" (кпримеру, вычитав определенный хадис, и не поняв его в общем контексте"фикха", пытаться воплотить его в жизнь, хотя, данный хадис можетбыть либо привязан к определенным условиям, либо может быть вообще полностьюаннулирован последующими хадисами, или же рамки применения данного хадиса могутотноситься только к полномочиям легитимного государственного органа и т.д.). Великий ученый- табийин Суфьян ибн Уяйна предупреждал, что"хадисы являются источником заблуждения для тех, кто не является ученымиили факихами" ("Аль-хадису мадыллят-ун илля-лиль-гулама/илля-лиль-фукаха"). Также Имам Ахмад Ханбаль предостерегал,"мусульманин может стать "фасиком" не правильно понимая хадисы(в частности, если будет следовать тому, что "разрешено делать") вобщем контексте фикха, т.е. религии в целом". Поэтому Имам Суфьян ибнУяйна призывал следовать ученым, говоря "В признании верующими факихов –безопасность нашей религии, Ислама". Истинные исламские ученые неследовали поверхностному смыслу аятов и хадисов, они следовали"фикху" - целостному и комплексному пониманию источников Ислама иреалий окружающей жизни. Т.е. простое прочтение и буквалиситическое пониманиесахих хадиса (хадисов) никак не может быть альтернативой целостному толкованиюученого-факиха к данному хадису (или хадисам). Во-вторых, ни в коем случае нельзя прибегать к"селективному" (т.е. выборочному) чтению, при котором"ситуативные" положения Корана и Сунны могут быть приняты в качествемировоззренческих принципов. Если понимать фикх (будь то в широком смысле, либо в узкомсмысле), то в мировоззренческих аятах речь идет об основополагающих ценностяхотносящихся к человеческой жизни. То есть о таких принципах как признаниесвященности жизни и свободы выбора, право на безопасность, мирноесосуществование, которые являются основополагающими и мировоззренческимиположениями в Коране и Сунне. А "ситуативными" являются положенияобусловленные существованием только определенных неординарных условий, такиекак применение силы, ведение вооруженной борьбы. Согласно правильной методикетолкования Корана и Сунны, все ситуативные положения должны толковаться тольков свете мировоззренческих, несущих в себе милость, милосердие и справедливость.Например, когда речь идет о женитьбе, все положения должны толковаться в первуюочередь с призмы мировоззренческих положений, несущих в себе неоспоримыеобщечеловеческие моральные ценности, а не с призмы чисто нормативных канонов,на которые, как правило (и глубоко ошибочно) придают первостепенное значениемножество современных мусульман (похожая ситуация наблюдается относительнохаджа, который из-за похожей причины превратили в своего рода"турпоездку"). Одним словом, "принцип мирного сосуществования"закреплен аятами Корана характеризуемыми как "мировоззренческие",которые отличаются от "ситуативных аятов", обусловленныхсуществованием определенных неординарных условий". То же самое касается ихадисов. Одним словом, простое чтение смысла переводов аятов и хадисов, не знаяни о классификации аята или хадиса ("мировоззренческий ли он, или"ситуативный), не зная ни о причине ниспослания аята ("нузул-ульасбаб"), чревато большими опасностями. Это может открыть путь к"селективному" (т.е. выборочному) прочтению и пониманию аятов ихадисов. Не даром, один из идеологов атеизма в Турции еще в середине двадцатоговека советовал, чтобы людям давали побольше читать переводов смыслов аятов илихадисов на турецком языке без надлежащих комментариев и толкований, к тому жевырванных из контекста. В настоящее время заметна тенденция, когда преимущественночасть неофитов в пост- атеистических странах (из-за религиозной неграмотности и"максимализма" присущего людям совсем недавно пришедшим в религию издругих образов жизни), и в определенной степени мусульмане которые живут встранах переживающих политический, социальный, экономический кризисы или жемусульмане чья психика была надломлена пережитыми потрясениями, такими какоккупация, потеря близких, систематическая несправедливость, имеют тенденциюрассматривать "ситуативные" аяты и хадисы в качествемировоззренческих. Ситуация отягощена и тем что, в последние несколько лет вомногих странах Исламского мира (особенно в некоторых странах Ближнего Востока иАфрики) заметна "люмпенизация" сознания мусульман, особенно молодежи.Это характеризируется тем, что идет сознательное отдаление, более того,отвержение определенного нравственного кодекса, и наоборот, поощряется культсилы, насилия и в конечном счете, человек перерождается в существо извергающеелавы озлобленности и ненависти. Все это, конечно же, в корне противоречит иКорану и Сунне, и является предательством миссии Пророка Мухаммеда (мир ему),который ни разу в жизни не оскорбил кого-либо, ни разу не поднял руку накого-либо и не сказал никому плохого. В–третьих, следует особо отметить другую методологическую"ошибку". К сожалению, жизнеописание Пророка Мухаммеда преподносяткак "историю- жизнеописание и историю военных походов"("сира-уаль магази"), тем самым создавая впечатление, будто вся жизньПророка Мухаммеда прошла или в военных походах или же в подготовках к ним.Классических авторов прошлых веков можно понять, так как периоды времени, вкоторых они жили, как правило, были периодами войн, походов, в общем, военныхэпопей. Но в деле преподнесения Ислама и самое главное в понимании сущностиучения Ислама и сущности распространения Ислама данный метод не выдерживаеткритики. Если руководствоваться сухой статистикой из жизни Пророка Мухаммеда ипериода первого поколения мусульман, то доподлинно известно, что из восьмитысяч (8000) дней миссии пророчества (начиная возрастом 40 лет кончая кончинойна 63-ем году жизни), в общей сложности всего лишь три (3!) дня были проведенынепосредственно в боевых действиях. Т.е. исламская цивилизация была основана впериод жизни Пророка Мухаммеда за восемь тысяч (8000) дней из которых семьтысяч девятьсот девяносто семь (7997) дней были мирными (!) и это в седьмомвеке, будучи окруженным племенами и народами которых можно отнести к"варварским" или "имперским". Самые интенсивные вооруженныеконфликты, такие как битва при Бадре и Ухуде, длились всего несколько часов, ав битве при Мута, которая также была "скоропостижна" Пророк Мухаммедне участвовал. Следует напомнить, что все эти военные действия несли цельсамообороны, Пророк Мухаммед никогда не вступал в военные действия, до тех пор,пока не оставалось другой альтернативы. Данный факт является очень яркимпримером того, что в методологии распространения Ислама сила, тем более,применение военной силы не играло, не могло играть роли. К сожалению,ориенталистическое толкование истории Ислама может все это преподносить висковерканном виде. В–четвертых, следует понимать "сущность" веры спозиции Ислама, а не с призмы политической идеологии или модернизма. Какпояснил великий ученый- муфассир Тафтазани "иман (вера)- является светом("нур") вложенным Всевышним в "сердце" человека после тогокак этот человек выбрал его (иман) своей свободной волей". Естественно,что "использование силы воли" - означает полное право на выбор и не приемлетнасилия или принуждения, скорее наоборот, любое принуждение вызывает илиотвращение или же ведет к лицемерию. Если бы принуждение, запугивание играло быхоть какую-нибудь роль, то Пророк Мухаммед первым делом применил бы силу вотношении лицемеров Медины (которых знал доподлинно), составлявших примерноодну четверть населения города, днем, находившимся среди мусульман, но посленаступления темноты постоянно вредивших им. К тому же если учитывать еще и то,что Пророк Мухаммед был провозглашен в результате Мединского договора лидером т.н."города-государства" Медины его жителями (мусульманами, иудеями илицемерами), то он имел полное право наказать особо активных лицемеров. Но, таккак люди приходят к вере не в результате насилия или принуждения, а наоборот"благого примера и высокой нравственности (которые сопряжены с предельнымтерпением и выдержкой)", Пророк Мухаммед и его община, ни разу неприменили силу в отношении такой массы лицемеров, а просто растворили их враждуи непонимание. К слову, лицемеров почти не осталось во втором поколении. То жесамое можно сказать насчет язычников Медины, которых было примерно четыре споловиной тысячи. Все они были "поглощены милостью и добрым нравом"мусульман Медины. Согласно толкованию ученых-суннитов, человек приходит киману (вере), только по воле Всевышнего, и никто не может "зажечь"светоч веры в сердцах, кроме Аллаха. Был даже ниспослан соответствующий аят вкотором Всевышний предупреждал Посланника: "Воистину, ты не сможешьнаставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямойпуть тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем"(сура № 28 ("аль-Касас"), аят 56). Теперь приведем примеры неверно толкуемых аятов и хадисов.На сайтах распространяющих радикальные идеи, которые основаны на неверных толкованияхКорана и Сунны можно заметить несколько "ключевых" аятов и хадисов,используемых в целях преподнесения Ислама как религии "жестокости,нетерпения и мракобесия", приказывающей сражаться с неверными, убивать их,грабить, а также убивать в т.ч. вероотступников из числа мусульман. Аналогичнуюинформацию, но распространяемую с другими целями можно встретить у исламофов иориенталистов. Сура №2, аят 193: "Воюйте с ними, пока не закончится"фитна" смута [пока не вернется все на круги своя] и пока религия небудет принадлежать Богу…". Смысл этого аята преподносят так, будто "мусульманамприказывается "воевать" до тех пор, пока не исчезнет "безверие"(радикалы используют при переводе слова "фитна" термин"куфр" и утверждают, что "воевать до тех пока не исчезнет"куфр") и не восторжествует вера в Аллаха. Но, это неверноетолкование, ибо использованное в этом аяте слово "фитна" никак неследует толковать в смысле "неверие" (т.е. "куфр"). Ксожалению, в некоторых изданиях на русском языке употреблено именно это слово.Слово "фитна" в данном аяте употреблено в смысле "преследованияи репрессии язычников Мекки". Причина ниспослания аята и контекст аятатакже говорят об этом. Хотя в Коране слова "фитна" и"аль-фитна" употребляются 34 раза, производные этого слова 26 раз, нив одном месте в Коране слово "фитна" не употребляется в смысле"неверие", т.е. "куфр". (смотрите Суюти, Иткан фиУлум-ильКуран, 1, 186; Ибн Манзур, XIII, 317-320; Фирузабади, Камус-уль Мухит,стр.1575) Следовательно, согласно мнению большинства ученых данный аятследует понимать как "Ведите борьбу с ними, пока они не перестанутпреследовать (истязать) вас …". Т.е. данный аят ситуативный, обусловленныйсуществованием определенных неординарных условий, но никак немировоззренческий. Приведем другие ситуативные ниспосланные в связи сопределенными "неординарными" обстоятельствами (в первую очередьвоенные действия против общины Пророка) Сура № 47, аяты 3–4 - были ниспосланы в связи с битвой приБадре. К мирному времени положения этого аята не применяются (См. например"классический" тафсир Ибн Кясира, том 13). Сура № 9, 4-5 аяты в которых мусульманам приказывается"воевать и убивать язычников до тех пор, пока они не покаются, не начнутсовершать молитву и давать закят", относятся только к тем арабскимязычникам, которые вероломно напали на мусульман и нарушили Худайбийскийдоговор, а не ко всем язычникам. Не говоря об общем контексте Корана и Сунны,этот смысл вытекает из контекста самой суры № 9 и причин ниспосланиярассматриваемых аятов. Сура №9, 29-й аят также довольно часто невернорастолковывают как радикалы, так и ориенталисты- исламоведы. утверждают, чтоякобы настоящее отношение Ислама к "Людям Писания" проявляется в этомаяте. Данный аят гласит: "Сражайтесь с теми из людей Писания, кто неверует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, чтозапретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, до тех пор,Пока они вам дань платить не станут Своею собственной рукой, в смирениипокорном". Согласно мнению исламских ученых, 29-й аят суры № 9 толкуют припомощи 190-ого аята суры № 2 (сура "Бакара"): "Сражайтесь напути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (границдозволенного). Воистину, Аллах не любит преступающих (границы)". Т.е.условием вступления в вооруженное столкновение с людьми Писания является ихагрессия или, как минимум, объявление ими войны. Пророк Мухаммед никогда невступал в войну до тех пор, пока его не вынуждали сделать это. Ни один ситуативный аят не отменяет, не аннулируетосновополагающие принципы, выраженные в мировоззренческих аятах, такие как,отсутствие принуждения в религии (сура № 2, аят 256), призыв к пути Господа смудростью и добрым увещеванием (сура № 16, аят 125), призыв к ведению споранаилучшими (гуманности и справедливости) методами (сура № 29, аят 46; сура № 16аят 125) и т.д. В Священном Коране только в трех местах (аятах)употребляется слово, которое на русский язык можно перевести как"убивайте", но во всех случаях речь идет о преднамеренных нарушенияхдоговоров со стороны язычников и лицемеров (скрытно поддерживавших враговмусульман), повлекшие за собой гибель мусульман, т.е. все эти случаи являютсяразрешением Всевышнего данное мусульманам на самооборону в связи с нарушениямимирных договоров, ибо первая община мусульман ни предпринимала ничего безразрешения Пророка, а Пророк в свою очередь ждал Откровения от Всевышнего. Т.е.все эти положения предельно жестко ограничены определенными условиями иотносятся исключительно к состоянию войны. Также встречаются неверные толкования хадисов. Например,хадис, который имеется в своде хадисов аль-Бухари и Муслима, и текст которогоможно передать следующим образом: "Мне было велено сражаться с"(этими) людьми" до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нетбога кроме Аллаха, и что Мухаммед- посланник Аллаха, …" довольно частоневерно толкуется как некоторыми мусульманами, так и "ориенталистами- исламоведами".В частности, не используется метод целостного прочтения и толкования. Также непринимается во внимание и то, по какому поводу, в связи с чем, Пророк Мухаммедпроизнес данные слова. Как отмечают сподвижники Пророка и классические толкователиКорана, "этими людьми" с которыми Пророку Мухаммеду было веленосражаться, являются язычники-арабы, объявившие тотальную войну против первыхмусульман. Например, в осуществленном имамом аз-Зубайди сокращенном изложении"Сахиха" Имама аль-Бухари, этот хадис приводится в 13-й главе"книги веры" с заголовком, гласящим что содержание хадиса имеетотношение к 5-му аяту суры "Тауба", который, как известно, былниспослан в связи с вражескими действиями язычников-арабов, нарушивших мирныйдоговор, заключенный с мусульманами. В одном из повествований хадиса открытоговорится "язычники-арабы" (которые, как было отмечено, вероломнонарушили мирный договор). К тому же, как подчеркивают передатчики хадиса,Пророк Мухаммед (мир ему!) после своих слов прочитал 21-й и 22-й аяты суры № 88(сура "аль-Гашийа"): "Так увещевай же и напоминай своимпосланием! Ведь тебе только поручено передать людям Послание твоего Господа, ноне дано власти заставить их уверовать". Одним словом данный хадис не является мировоззренческим, анаоборот, является ситуативным, обусловленным существованием определенныхнеординарных условий. Более того, известно и предельно милосердное отношениеПророка Мухаммеда к язычникам-арабам после Мекканского триумфа, к тем людям,которые годами преследовали, убивали, более того, пытались полностью стереть слица земли общину первых мусульман. Пророк Мухаммед объявил всеобщую амнистиювсем язычникам-мекканцам, почти все из которых в последующем добровольноприняли Ислам, не считая нескольких оказавших вооруженное сопротивление илибежавших. Важно заметить, если смысл этого хадиса не толковать как"воевать с язычниками-арабами, объявившими тотальную войну против первыхмусульман", то как можно объяснить мирное сосуществование мусульман сязычниками Медины, которых было больше четырех тысяч! Как было сказано выше,все они были "поглощены милостью и добрым нравом" мусульман Медины. Как видно люди, не имеющие целостного понимания Ислама, незнающие методологию толкования Корана и Сунны, не выяснив природу определенныхаятов или хадисов (мировоззренческие ли они, или же ситуативные), к тому же,вырвав их из общего контекста религии, и не зная о причинах их ниспослания этихаятов или высказывания хадисов, могут преподносить их, как побуждающие кнасилию и нетерпению. Этим самым будет "разрушен фикх, будь в смысле"верное и глубокое понимание Ислама", будь в смысле "исламскоеправо". К сожалению, подобная информация часто распространяется винтернете как исламофобами, так и религиозными радикалами. Хотя, если знатьметодику толкования религиозных текстов, общий дух и контекст Ислама, то всестановится на свои места. Мы полагаем, что правильно понять и донести до других вопросверного понимания источников Ислама стало своего рода обязанностью верующих внаше время. Ибо одним из самых больших врагов (если и не самым большим) -современных мусульман является неверная методология понимания Ислама и егопреподнесения другим. Не стоит забывать, что классические исламские ученыеподчеркивали, что религия несет в себе пять целей: защита веры, защита жизни(жизнь священна), защита потомства (защита семьи, а также материального идуховного блага для будущих поколений), защита разума (включая свободу выбора,так как без свободы выбора "разум" не может быть полноценным"разумом") и защита имущества. Галым Жусипбек Источник - ЦентрАзия

Поделиться: