Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2014: Эра НПО. Политические партии уходят в тень. Ч.2

23.07.2014

Автор:

Теги:

 

Продолжение.Начало см: http://www.ia-centr.ru/expert/18653/  

Пример«Партии регионов» в ее нынешнем состоянии должен предельно насторожитьтехнологов от власти. Процесс катастрофического распада украинской партиивласти в условиях политического кризиса показал, что этот инструмент пригодентолько для мобилизации электората в избирательном цикле, но никак не для борьбыза спасение системы от ее полного разрушения.

Аналогичнымобразом складывалась ситуация и в Кыргызстане, когда пал режим Бакиева. Вспешке созданный аппарат партии власти «Ак жол» разбежался еще до того моментакак команда экс-президента покинула территорию страны. Полагаю, что те силы,которые пытались удержать Курманбека Бакиева у власти в самую последнюю очередьрассчитывали на «мощную поддержку» партийных рядов, поскольку большинство изтех, кто вступал в «Ак жол» не были даже минимально осведомлены о наличии упартии программы или устава. Для них это был всего лишь еще один способ статьпричастными к очередной кормушке, освоению новых бюджетов. Но ведь и сегодня,как указывают в своем докладе эксперты уфимского Центра «Берлек-Единство»(http://berlek-nkp.com/doklady/2282-analiticheskiy-doklad-postmaydannye-kontury-evraziyskoy-integracii-transformaciya-ogranichiteley-i-perspektiv.html)в Кыргызстане зарегистрировано около 190 политических партий, новые объединениявозникают очень часто, однако большинство из них существуют лишь в формепроекта, созданного «под» выдвижение того или иного представителя элиты.Реальную силу имеют не политические объединения и непонятные для большинстванаселения названия партий, а кланово-родовые связи, опираясь на которые, тотили иной политик участвует в борьбе и претендует на долю во власти.

Тогдастоит ли удивляться, что альянсы «майданных НПО» оказываются сильнее оторванныхот интересов простых людей партийных аппаратчиков. Они быстрее находятобъединяющую идею, просто потому, что берут ее из жизни (борьба с коррупцией,против повышения тарифов, за права автомобилистов и проч.). А уже потом, наследующем этапе, из искры, при активной поддержке западных грантодержателей,начинают разжигать пламя политической борьбы. Для которой, и в этом коренноеотличие от событий 2004 года на Украине, теперь уже нет необходимостизадействовать фактор избирательной кампании, достаточно использовать в качествепредлога любое политическое событие, организовав соответствующую группу всоциальной сети. Экспертам хорошо известны именакоординаторов процесса - «Национальный демократический институт» (NDI),«Международный республиканский институт» (IRI), «Международный фондэлекторальных систем» (IFES), фонд Джорджа Сороса, Институт «Открытогообщества» (OSI), «Freedoom House».

Некойсовременной альтернативой, противодействующей сетевым «майданным» структураммогут выступать широкие общественные движения. В России – ОНФ, в Казахстанеобщенациональное движение «Казахстан-2050». Здесь я бы хотел заметить, что,несмотря на конспирологические вбросы со стороны ряда экспертов, ни ОНФ, ни «РК-2050»,на самом деле, не являются альтернативой партиям власти. Возможно, что накаком-то этапе идея внутривидовой конкуренции и рассматривалась как возможныйвариант. Но сейчас, особенно на казахстанском примере, заметно, что это  взаимодополняющие структуры. Расчет делаетсяна снятие излишней бюрократизации, большую свободу политического творчества ипривлечение в ряды общенациональных движений тех участников, кто, может быть, ине стремится, в силу разных причин, встать в ряды «Единой России» или «Нур Отан».

Вполневероятно, что сама по себе подобная идея является выигрышной. Но только в томслучае, если зона ответственности общенациональных движений была бы определенаболее четко и ясно. Напомню, что Президент Назарбаев заявил,что при создании нового движения самой главной ценностью должно «оставатьсяединство народа». «Казахстан-2050» - это наша национальная идея в 21 веке», -считает Нурсултан Назарбаев. Владимир Путин также ставил задачи ОНФ максимальношироко – «чтобы у всех граждан былавозможность ставить свои народные задачи, добиваться их исполнения, сдвигать сместа те вопросы, которые иногда тонут в бюрократическом болоте, напрямуювносить свои предложения, которые затем станут законами и государственнымирешениями» 

Ивот в тот момент, когда лидерские установки должны переводится в конкретныепрограммы и практические действия, чаще всего, возникает тот же эффект инерции,что и в случае с партийным аппаратом. Ведь организационные принципы партий и «широкихобщественных движений» мало в чем отличаются.

Кругзамкнулся. А, значит, противодействие попыткам переноса цветных технологий на евразийскуюпочву все еще рассматривается в рамках приоритета мер запретительногохарактера. Теперь уже и методы работы с НПО Саудовской Аравии не кажутся чем-тогрубым и не технологичным (http://www.invissin.ru/topics/nko/foreign_ngos_the_mechanism_of_influence_on_the_internal_policy_in_the_cis/).

Окончание следует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение