Постмайданная Евразия: угрозы мифические и реальные

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
"Давление Запада на постсоветское пространство по логике должно препятствовать евразийской интеграции, однако, если рассуждать диалектически, то оно, напротив, только способствует объединению". "Постмайданная Украина - это наглядный урок краха целого политического режима, сделавшего неверную ставку на «западные ценности», который элиты Центральной Азии проецируют на свои собственные государства."
Постмайданная Евразия: угрозы мифические и реальные
События, разворачивающиеся сегодня вокруг Украины свидетельствуют о мощных геополитических трансформациях, попыткахпереустройства всей системы мирового порядка. Отстояться в стороне уже неполучается, и логика "моя хата с краю" , проповедуемая некоторымипостсоветскими странами, начинает приводить к обратному результату.   Антироссийская информационная кампания, такслаженно и оперативно развернутая западными политическими кругами и СМИ послетрагического инцидента с малазийским боингом при не выясненных покаобстоятельствах, демонстрирует пример беспрецедентного в новейшей историидавления на Москву. Эта кампания рассчитана и на дискредитацию образа России вглазах ее главных союзников на постсоветском пространстве. Одновременно спопытками влияния на общественное мнение сделана ставка на отработанныймеханизм "устрашения" постсоветских элит самыми жесткими сценариямигосударственною перевороту при открытом участии войск НАТО в Ираке и Ливии.  Конечно,в России и в Казахстане успешная реализация ни майданных технологий, нитем более военного вмешательства невозможна - политическая власть достаточносильна, а цели прозападных активистов из НКО и СМИ слишком прозрачны. Тем неменее, столь пристальное внимание внешних сил к постсоветскому региону - очевидныйсигнал для мобилизации защитных механизмов постсоветских политических систем. Создание Таможенного союза и факторвозможного вовлечения в него Украины осенью прошлого года спровоцировалозапуска Майдана. Запад рассматривает ЕАЭС как конкурирующийгеополитический проект. Поэтому в отношении Казахстана как одного из драйверовформируемого ЕАЭС реализуется принцип "опорочить прежнее, чтобы утвердитьновое". Для этого в казахстансском медиа пространстве активнораспространяются ряд мифологем. Самая распространенная из них: Россия угрожаетсуверенитету Казахстана, формируя новый политический блок по типу СССР. Данноеутверждение как мантра активно распространяется в казахстанском сегменте Сети.Апологеты этой идеологемы, по-видимому, не озаботились ознакомлением сдоговором об ЕАЭС, который не предполагает наличия политических институтоввнутри организации и провозглашен принцип равноправия и равной представленностидля членов Союза. Между тем, важная взаимозависимость междусуверенитетом и интеграцией, действительно, существует.  Как справедливо отмечают авторы доклада"Постмайданные контуры евразийской интеграции: трансформация ограничителейи перспектив", в отношении евразийской интеграции действует логика - «усиливаяинтеграцию, укрепляем суверенитет». Евразийский союз может состояться толькокак объединение сильных государств, не подверженных конъюнктурным политическимтрансформациям и внешнему влиянию. И наоборот, Евразийский интеграционныйпроект создает предпосылки для экономической, культурной и социальнойинтеграции. Укрепляя вектор безопасности, экономической и культурнойинтеграции, можно укреплять государственный суверенитет. Отсюда очевидный вывод- России выгодно сотрудничать с сильным и динамично развивающимся Казахстаном,нестабильность у границ, как показывает украинский кризис, является крайне неблагоприятной и не комфортной ситуацией для Москвы. Нельзя не согласиться с авторами доклада и втом, что "Давление Запада на постсоветское пространство по логике должнопрепятствовать евразийской интеграции, однако, если рассуждать диалектически,то оно, напротив, только способствует объединению". "ПостмайданнаяУкраина - это наглядный урок краха целого политического режима, сделавшегоневерную ставку на «западные ценности», который элиты   Центральной Азии проецируют на своисобственные государства." Более привлекательной для элит Казахстана идругих стран Центральной Азии является евразийская интеграция, свободная от"взаимоувязывания принципов экономического сотрудничества с характеромдемократичности/авторитарности правящего режима, как это делает Запад". Тоесть в отличие от евразийского вектора, европейская интеграция носит, преждевсего, политический характер.  Постмайданный период сулит активизациюосновных факторов дестабилизации в Центральной Азии.На внутристрановом уровне наибольшимдестабилизирующим потенциалом обладают явления национализма и исламизации.Авторы доклада отмечают: "В Казахстане все отчетливей прослеживаютсясегрегационные возможности использования медийных возможностей актороврусскоязычного и казахоязычного информационного пространства. Углубление разностисодержания транслируемых в этих медиапространствах информационных месседжей всреднесрочной перспективе способно привести к поляризации общества. Такоеразвитие событий выгодно западным акторам, которые, соответственно,заинтересованы в усилении в медийной сфере позиций казахстанскихнационалистов. Акорда не монолитна. Там есть силы косвенно поддерживающиенационалистов, так как ей в некоторой степени выгоден антиевразийский фон,поскольку он может быть использован для побуждения Москвы к предоставлениюбольших преференций Астане, а также поспособствует моноэтнизацииКазахстана."В общерегиональном контексте уже действуютглавные факторы дестабилизации: афганская проблема, межгосударственныепротиворечия и приграничные конфликты, активизация традиционных очаговнапряженности и создание новых. Резкое осложнение ситуации на Ближнем Востокебудет побуждать Вашингтон и в целом западный блок вписать центрально-азиатскийрегион в общую систему безопасности вместе с Афганистаном, Пакистаном, Ираком идр., что усилит вызовы, стоящие перед Астаной и другими центрально-азиатскимистолицами. А значит, без собственной стратегииколлективной безопасности, под угрозой оказывается не только евразийскийпроект, но и внутренняя стабильность стран ЕАЭС и отдельных национальныхреспублик. При этом речь не идет о придании ЕАЭС дополнительных функцийвоенно-политического блока. Евразийский формат безопасности может бытьэффективно реализован в рамках уже существующих интеграционных блоков - ОДКБ иШОС. 

Поделиться: