Россия, Москва

info@ia-centr.ru

"Аль-Каида" превращается в "Халифат"

16.07.2014

Автор:

Теги:

Провозглашение организацией "Исламское государство Ирака и Леванта" Халифата в захваченных ими регионах Северо-Западного Ирака и Северо-Восточной Сирии вызвало широкие дискуссии в самых разных странах о том, на какие же людские ресурсы и теологические обоснования опирается новоявленный глава мусульман всего мира.

"Зонтичное" квазигосударство джихадистов

"Зародышем" этого "Халифата" в конце 90-х годов прошлого, XX века стала группировка, действовавшая в Иордании и называвшаяся "Единобожие и джихад" (араб. ат-Таухид ва-ль-Джихад). Она планировала заявить о себе серией террористических актов в начале третьего тысячелетия. Но иорданские спецслужбы нанесли по ней превентивный удар, и многие террористы попали в тюрьмы. Среди них – Абу-Мусаб аз-Заркави, который после выхода из тюрьмы переместился в Ирак, где стал создавать филиал "Единобожия и джихада" с целью борьбы против режима Саддама Хусейна и, не исключено, воссоздания Хашимитского королевства из территорий Иордании и Ирака, в котором Хашимитская династия была свергнута в 1958 году.

Вторжение США в Ирак в 2003 году ввергло Ирак в хаос, что привело к активизации аз-Заркави, который принес байат (клятву верности) Усаме бен Ладену. И его группировка стала региональным (иракским) филиалом "Аль-Каиды" под названием "Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек" (араб. Аль-Каида фи-Биляд ар-Рафидайн, подразумеваются Тигр и Евфрат).

В последующем "Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек", приняв в себя ряд суннитских группировок, создала в 2006 году после убийства аз-Заркави американцами "зонтичную организацию" – "Исламское государство Ирака" (ИГИ, араб. Дауля аль-Ирак аль-Исламийя), которое сразу стало квазигосударственным образованием в "суннитском треугольнике" Ирака, на что указывало слово "государство" в названии и вся его последующая активность. С этого момента в оборот было введено знамя ИГИ, которое в документах ИГИ, в его литературе и в речевом обиходе его моджахедов называется "Знамя Единобожия" (араб. Рая ат-Таухид).

В разных концах света стали возникать филиалы ИГИ, которые маркировали свое присоединение к "Исламскому государству Ирака" принятием "Знамени Единобожия", – "Сторонники шариата" (араб. Ансар аш-Шариа) в Тунисе, Ливии, Йемене, Египте, "Партизаны Иерусалима" (араб. Ансар Байт аль-Макдис) в Египте. В России, на территории Дагестана, тоже возникло по меньшей мере два филиала ИГИ – "Ансару аш-Шариа", что значит по-арабски "Сторонники шариата", и "Ансар ас-Сунна", то есть "Сторонники Сунны". Под знамя ИГИ переходили филиалы старой, или "исторической", "Аль-Каиды", как это произошло с "Аш-Шабаб" в Сомали, "Боко Харам" в Нигерии и т.д.

Там, где это было возможно, группировки, ассоциированные с ИГИ, создавали квазигосударственные образования – "исламские эмираты", которые были своего рода эксклавами "Исламского государства Ирака", – в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат в Ливии; в городах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован в Вакар), Ридаа в Йемене, также в Йемене целых три провинции – Абйян, Шабва и Хадрамаут – были объявлены "исламскими эмиратами"; "Исламский эмират Шабелле" в Сомали; "Исламский эмират Туниса" в деревне Сежнан в Тунисе; "Исламский эмират Синая" в Египте и т.д.

По мере экспансии ИГИ на иракской территории, а в последующем на сирийской территории и после превращения ИГИ в 2013 году в "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ, араб. Ад-Дауля аль-исламийя фи-ль-Ирак ва-ш-Шам) "исламские эмираты" были созданы в сирийских Эр-Ракке, Джарабулусе и в иракской Эль-Феллудже и ряде других сирийских и иракских городов. Примечательно, что "исламские эмираты" создавались в зонах добычи нефти (ИГИЛ контролирует 60% нефтяных источников Сирии и контрабандно торгует нефтью с Турцией, Иорданией и Дамаском), а также по течению Тигра (Мосул, Тикрит в Ираке) и Евфрата (Джараблус, Эр-Ракка в Сирии, Эль-Феллуджа, Хадита в Ираке), что дало ИГИЛ возможность контролировать водные ресурсы двух государств, пожалуй, более дорогие, чем нефть.

Своего рода "ноу-хау" ИГИ – создание по всему миру своих филиалов, действовавших как агитационно-рекрутинговые центры. Они назывались, как правило, с употреблением выражения "Shariah4" ("Шариат для…"): "Sharia4Spain", "Sharia4Belgium", "Sharia4EU", Shariah4America, "Sharia4France", "Shariah4Holland", "Shariah4Hind" (Индия), "Sharia4Pakistan" и даже "Sharia4Tanjungbalai" (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно было использование этого названия, в ходу другие: "Islam4UK" (Великобритания), "Millatu-Ibrahim" (араб. "Община Ибрахима", по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), "MarkazAttawhid" (араб. "Центр единобожия", салафитский "культурный" центр в Льеже, Бельгия, де-факто является филиалом "Sharia4Belgium").

Эти агитационно-рекрутинговые центры – как действующие открыто, так и нелегально в 80 (!) странах мира, смогли сформировать вооруженное "ядро" ИГИ–ИГИЛ – корпус иностранных моджахедов численностью до 20 тыс., являющихся главной ударной силой этого квазигосударства. Это – апатриды, не имеющие "корней" в Сирии и Ираке, для которых любая территория является одинаково чужой зоной для захвата и освоения. Этим они отличаются, скажем, от сирийских и иракских курдов или арабских племен Ирака и Сирии, которые неспособны к войне за границами зоны проживания. Характерно, что они мигрируют на территорию ИГИЛ целыми семьями, "с чадами и домочадцами", включая малолетних детей. ИГИЛ очень гордится тем, что в него "совершила хиджру" семья из Китая – три поколения в количестве 150 человек.

Возвращение в эпоху "праведных халифов"

29 июня 2014 года было провозглашено превращение ИГИЛ в "Исламское государство" (ИГ, араб. ад-Дауля аль-Исламийя), которое является "Исламским Халифатом" (араб. аль-Хиляфа аль-Исламийя), а "халифом мусульман", или "халифом Ибрахимом", был провозглашен Абу Бакр аль-Багдади (он же Ибрахим аль-Хашими аль-Хусейни аль-Кураши).

Многие эксперты сразу стали говорить о том, что "восстанавливается" Халифат, упраздненный Ататюрком в 1924 году. Но замысел тех, кто продвигает "Халифат" и "халифа Ибрахима", состоит в "подключении" к эпохе "праведных халифов" (араб. аль-Хуляфа ар-Рашидун, VII век). Если верить тому, как себя называет "халиф Ибрахим", то он принадлежит к племени Пророка (аль-Кураши означает принадлежность к племени курейшитов) и даже к роду Пророка (аль-Хашими означает принадлежность к роду хашимитов). Тем самым соблюдены главные условия, которым должен удовлетворять халиф и которым удовлетворяли четыре "праведных халифа". (Есть и факультативное условие, которому "халиф Ибрахим" удовлетворяет. Аль-Хусайни должно означать, что он является потомком Хусейна, внука Пророка. И, очень вероятно, это имя должно ориентировать шиитов на принятие "халифа Ибрахима" в качестве своего главы.) Соблюдены и другие обязательные условия: Абу Бакр аль-Багдади является мусульманином, он здоров и дееспособен. (Противники "халифа Ибрахима" утверждают, что настоящий Абу Бакр аль-Багдади тяжело ранен и покалечен, что исключало бы его провозглашение халифом, а вместо него выступает двойник.) Весьма примечательно, что в первом своем обращении к мусульманам "халиф Ибрахим" призвал мусульман со всего мира – инженеров разных специальностей, врачей, учителей и т.п. – совершать "хиджру" в "Исламский Халифат".

После провозглашения "Халифата" и "халифа" в соответствии с шариатской процедурой все желающие или вынужденные к этому стали приносить байат "халифу Ибрахиму" или "Халифату", что одно и то же. Напоминаем, что ранее байат в той или иной форме многочисленные группировки принесли ИГИЛ, "правопреемником" которого является "Исламский Халифат". Прежде всего в мечетях на контролируемых ИГ территориях в Ираке и Сирии стали коллективно приносить байат "халифу мусульман".

Байат аль-Багдади стали приносить и целые джихадистские группировки в других странах – "Аль-Каида в странах Исламского Магриба" (араб. Аль-Каида фи-биляд аль-Магриб аль-Ислами), действующая в Северной и Северо-Западной Африке; "Аль-Каида на Аравийском полуострове" (араб. Аль-Каида фи-Джазира аль-Араб); "Джамаат сторонников ислама" (араб. Джамаа ансар аль-Ислам) в секторе Газа; "Совет сторонников шариата" (араб. Маджлис шура Ансар аш-Шариа) в Иордании; "Полк свободных людей Сунны" (Лива Ахрар ас-Сунна) в Ливане.

В начале июля 2014 года байат "Халифату" принесла мощная группировка "Сторонники ислама" (араб. Ансар аль-Ислам), действующая на севере Ирака и состоящая в основном, если не исключительно, из курдов и насчитывающая в своих рядах несколько тысяч хорошо обученных и опытных моджахедов, с начала нулевых годов воевавших против Саддама Хусейна, которые смогут повоевать против Ирана, на западные территории которого, заселенные суннитами, претендует "Халифат".

Некоторые подразделения конкурента ИГИЛ – ИГ "Фронта Ан-Нусра", участвовавшие ранее в вооруженных стычках с ИГИЛ на территории Сирии (вплоть до взаимного отрезания голов), выступили с покаянием (араб. тауба) и выразили байат ИГ. А в середине июля 2014 года командир "Фронта Ан-Нусра" аль-Джулани заявил о превращении "Фронта" в "исламский эмират". Совсем не исключено, что это подготовка к тому, что территории, контролируемые "Ан-Нусрой" в Сирии, вольются в "Халифат" в качестве одного из его "исламских эмиратов".

Из-за пределов арабского мира – из Индонезии и с Филиппин – также приходят свидетельства принесения байата "Халифату".

Есть и те, кто против "Халифата" и "халифа Ибрахима". Против выступила Партия исламского освобождения (ПИО, араб. Хизб ат-Тахрир аль-Ислами), у которой, как говорят арабы, "вырвали ковер из-под ног": "Халифат" – это "бренд" ПИО. Протесты ПИО невнятны, они не шариатские (здесь им нечем крыть), а прагматические: мол, условия военных действий в Ираке и Сирии и разобщенность мусульман не являются благоприятными условиями для провозглашения Халифата. На это "халиф Ибрахим" мог бы ответить, что такие условия были в исламском мире всегда и нет никаких перспектив того, что тут что-то изменится к лучшему.

Международный союз мусульманских ученых (араб. аль-Маджлис аль-алями ли-ль-уляма аль-муслимин), возглавляемый Юсуфом аль-Карадави, объявил "не имеющими шариатской силы" провозглашение "Халифата" и "халифа". Основной довод: "законный" "Халифат" может быть результатом волеизъявления всех мусульман. На это Абу Бакр аль-Багдади мог бы ответить, что это – требовать невозможного: никогда в исламском мире не было единства по поводу "халифа". Даже в эпоху "Праведных Халифов". Провозглашение первым после смерти Пророка "праведным халифом" Абу Бакра привело к расколу мусульман на суннитов и шиитов, а праведных халифов Османа и Али убили мусульмане, несогласные с их выбором на этот пост. К тому же, как говорится, еще не вечер: процесс принесения байата "Халифату" и "халифу Ибрахиму" продолжается.

Практически сопротивляются "Халифату" саудиты. Они вывели на границу с Ираком 30 тыс. военнослужащих. Их опасения небеспочвенны: в Саудовской Аравии имеет место наследственная королевская власть (араб. мульк), а в исламе еще со времен "Праведных Халифов" Халифат как правильная форма государства мусульман противопоставляется неисламской власти королей (араб. мулюк, ед. ч. малик, как называется король Саудовской Аравии). Одно из направлений политической и территориальной экспансии "Исламского Халифата" – Аравийский полуостров с его монархиями.

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Источник - НГ-Религии

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение