C.Акимов: сложившийся в глазах Президента имидж Масимова, как эффективного антикризисного менеджера может пошатнуться.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Реальный потенциал восстановления темпов развития экономики лежит в уже обозначенной выше плоскости приостановке вывода средств из страны олигархатом и их привлечение в реальный сектор экономики. В этих условиях сложившийся в глазах Президента имидж Масимова, как эффективного антикризисного менеджера может пошатнуться.
C.Акимов:  сложившийся в глазах Президента имидж Масимова, как эффективного антикризисного менеджера может пошатнуться.
  Интервью ИАЦ с известным казахстанским политологом Сергеем Акимовым. ________________________________________________________________________________________ 

ИАЦ МГУ: Какие значимые события для Казахстана Вы бы выделили за полгода. Чем они запомнились?      Безусловно, главное событие этого периода для Казахстана – подписание договора о создании ЕАЭС. Его без преувеличения можно назвать историческим. Впервые за период независимости Казахстан на практике обозначил свои внешнеполитические приоритеты. Второе по значимости событие, точнее их цикл, можно обозначить как «кадровое». Перестановки в высших эшелонах власти коснулись большинства центральных фигур и стали логичным продолжением  - тренда разбалансировки системы сдержек и противовесов в структуре групп влияния. В окружении Президента Назарбаева с каждым годом остается все меньше персон, на которых он может уверенно опереться, доверив тот или иной ответственный участок. Третий цикл событий следует назвать «экономическим». Отсутствие действенных механизмов для привлечения внешних инвестиций, продолжающийся отток капиталов из страны, проблемы с запуском Кашагана ставят под сомнение перспективы успешного выполнения экономических задач и социальных обязательств.  ИАЦ МГУ: Как Вы оцениваете ситуацию во внутренней политике Казахстана в настоящее время?  В последние годы происходит увеличение внимания властей к вопросам внешней политики, особенно в части позиционирования страны. Внутренняя политика отстает от этих процессов. Если проводить аналогию со строительством, то можно сказать, что ведется шикарная отделка здания в то время когда надо укреплять его несущие конструкции. В актив исполнительной власти надо занести то, что число кардинальных преобразований и громогласных программ по принципу «разрушить и попытаться построить заново» в последние годы снижается. Но это может быть связано не с переоценкой приоритетов и ценностей, а банальным кризисом идей.  ИАЦ МГУ: Прошло уже почти три месяца со дня формирования нового правительства. Как бы вы оценили его деятельность? Каковы основные итоги работы правительства?  Масштаб задач и вызовов, которые стоят перед правительством нельзя оценивать по истечении трех месяцев. Но есть ощущение, что членам кабинета министров все поднадоело, либо на них сказывается сезон отпусков. Идет работа по накатанной, без изюминки и запала. Причиной такого восприятия характера работы правительства может быть беспрецедентный характер его закрытости. Очевидно, что ближе к осени произойдет кадровая ротация среди членов кабмина. Таким образом, Масимов попытается выполнить одновременно две задачи – расшевелить работу правительства и вытеснить из его состава наименее лояльных членов команды.  ИАЦ МГУ: Каковы тенденции в экономике страны?  Тенденции пока прежние и они не утешительны: дефицит внешних инвестиций, рост сырьевой зависимости (не смотря на осуществляемую программу индустриализации), вывод капиталов.  ИАЦ МГУ: Добычу нефти на месторождении "Кашаган" не удастся начать до конца 2015 года, заявил министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин. Как это существенное продление сроков запуска проекта скажется на Казахстане, на экономике?   Последствия будут весьма ощутимы. Прошедшее в прошлом году «затягивание поясов» (повышение пенсионного возраста, увеличение налогов, изменение системы начисления «декретных» и т.д.) проводилось с учетом перспективы добычи большой нефти на Кашагане. То есть если бы проблемы с трубами вылезли на полгода раньше, масштаб непопулярных преобразований в социальном секторе, вероятно, был бы еще более впечатляющим. Правительство Масимова оказалось перед серьезным вызовом – возможности экономии бюджета за счет сокращения расходов на социалку исчерпаны, «дешевых» денег из-за рубежа нет, а впереди затратные имиджевые мероприятия (Экспо, зимняя Универсиада и, вероятно, Олимпиада). Да и индустриализацию власти приостанавливать не намерены. Таким образом, сейчас приходится изыскивать новые, более изощренные методы стимулирования экономики и экономии средств. Первым из них станет предстоящая легализация капиталов. Она должна притормозить вывод из страны средств олигархами и таким образом расшевелить экономику. Однако деньги вывозят, прежде всего, по политическим, а не по экономическим причинам, поэтому легализация не сможет переломить эту тенденцию. Далее наверняка последуют ставшие традиционными сокращения госслужащих, активизация борьбы с коррупцией, дополнительные трансферы из Нацфонда, замедление или сворачивание крупных инфраструктурных проектов. Эти меры дадут больше внешний, а не качественный эффект. Реальный потенциал восстановления темпов развития экономики лежит в уже обозначенной выше плоскости приостановке вывода средств из страны олигархатом и их привлечение в реальный сектор экономики. В этих условиях сложившийся в глазах Президента имидж Масимова, как эффективного антикризисного менеджера может пошатнуться.    

Поделиться: