Халифат XXI века. Идея Бен Ладена стала снова актуальной

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Радикальные исламисты, контролирующие северо-восточные районы Сирии и значительные территории Ирака, объявили о создании нового исламского государства и потребовали от мусульман всего мира присягнуть ему на верность. Заявление о создании "исламского халифата" было сделано в самом начале священного для мусульман месяца Рамадан. Главой самопровозглашенного государства стал Абу Бакр аль-Багдади – лидер исламистской группировки "Исламское государство Ирака и Леванта", которая в последние недели захватила крупные иракские города – Мосул, Тикрит и Фаллуджа.
Халифат XXI века. Идея Бен Ладена стала снова актуальной
 Исламисты, захватившие значительные территории Сирии и Ирака, объявили о создании "исламского халифата"Радикальные исламисты, контролирующие северо-восточные районы Сирии и значительные территории Ирака, объявили о создании нового исламского государства и потребовали от мусульман всего мира присягнуть ему на верность. Заявление о создании "исламского халифата" было сделано в самом начале священного для мусульман месяца Рамадан. Главой самопровозглашенного государства стал Абу Бакр аль-Багдади – лидер исламистской группировки "Исламское государство Ирака и Леванта", которая в последние недели захватила крупные иракские города – Мосул, Тикрит и Фаллуджа.Халифат – исламское теократическое государство. Слово "халиф" переводится как "наследник (преемник) пророка Мохаммеда". Первый халифат был основан мусульманами-суннитами после смерти пророка в 7 веке нашей эры. Халифаты возникали в разные эпохи и существовали иногда десятилетиями, а иногда целыми столетиями, как халифат Аббасидов (750-1258 годы). Последний халифат был упразднен в Турции в 1924 году после падения Османской империи. Мустафа Ататюрк стал основателем светского турецкого государства.На тот факт, что халифат является политической моделью, характерной именно для мусульман-суннитов, а не шиитов, обращает внимание Керол Керстен, профессор Королевского колледжа в Лондоне. Шииты считали, что наследником пророка должен быть двоюродный брат Мохаммеда - Али. Однако, согласно суннитским традициям, правитель должен избираться. Али стал четвертым халифом после Абубакара, Омара и Османа. Все четверо известны в исламе как "четверка праведников":- Али не называли халифом. Его называли имамом. В конце концов шииты признали передачу по наследству титула имама, а не халифа.Эксперт по исламу Джованни Бенси отмечает, что разделение мусульман на шиитов и суннитов произошло из-за того, что пророк Мохаммед не оставил четких указаний о том, кто должен стать его преемником:- Образовались разные партии. Были те, кто считали, что халифом должен быть человек из семьи Мохаммеда, человек, который должен быть избран в этой среде. Поэтому после смерти Мохаммеда образовалась какая-то цепь халифов, потому что вопрос не был решен. В частности, были первые четыре халифа – Абубакар, Омар, Осман и Али - "четверка праведников". Эта группа мусульман составила ядро суннитов - тех, кто признает первых четырех халифов после смерти Мохаммеда. Шииты - это те, кто считает, что первым "правильным" халифом был, на самом деле, Али. Но шииты были всегда в меньшинстве, около 20 процентов населения мусульманских стран, и этот процент действителен и сегодня. Но потом с течением времени возникло такое мнение, что вот в исламском царстве должен быть султан - человек, который держит светскую власть, политическую власть; и халиф, который обеспечивает религиозное наследство. С течением веков фигура халифа теряла все больше и больше свое значение, и в некоторых странах, таких Египет, стала совсем декоративной. Халифат был отменен окончательно в 1924 году, с падением Османской империи. И Кемаль Ататюрк, тогдашний руководитель республиканской Турции, отменил халифат.Джованни Бенси подчеркивает, что попытки возродить халифатскую форму правления предпринимались многократно. В том числе и совсем недавно:" В 30-е годы прошлого века возникли "нео-халифатические" движения, которые выступали за восстановление халифата в той или другой форме. Идея халифата стала снова актуальной с Осамой бин Ладеном, потому что Осама бин Ладен выступил с проповедью, в которой говорил, что вот мы, мусульмане, уже 80 лет бесправны, нас эксплуатируют, с нами обращаются очень плохо и так далее. Он имел в виду эпоху после падения Османской империи. Значит, чтобы мусульмане смогли снова достигнуть былого величия, они должны восстановить халифат. И с того времени идея человека, который должен представлять духовное единство мусульман, все время всплывает. Один пример - это Северный Кавказ, когда Доку Умаров образовал так называемый "Имарат Кавказ", построенный по принципу древнего халифата. "Имарат Кавказ" в его представлении собирает все республики Северного Кавказа и должен быть ядром нового халифата. Оттуда должна начаться борьба мусульман за создание нового халифата. А самое новое явление - этот халифат "Ирака и Леванта", который тоже выступает против нынешних режимов на Ближнем Востоке, шиитского, иракского и так далее, чтобы создать новые исламские государства. Халифат, который будет защищать всех мусульман во всем мире. Это, по сути дела, основа всей этой затеи, - рассуждает эксперт по исламу Джованни Бэнси.Идея халифата стала снова актуальной с Осамой бин Ладеном, потому что Осама бин Ладен выступил с проповедью, в которой говорил, что вот мы, мусульмане, уже 80 лет бесправны, нас эксплуатируют, с нами обращаются очень плохо и так далее. Он имел в виду эпоху после падения Османской империи. Значит, чтобы мусульмане смогли снова достигнуть былого величия, они должны восстановить халифат.Провозглашение халифата группировкой "Исламское государство Ирака и Леванта" профессор Керол Керстен рассматривает как попытку исламистов узаконить свое правление на огромных территориях, взятых ими под контроль в последнее время. Они отказываются признавать существующие границы стран Ближнего Востока и заявляют о создании "аутентичной" альтернативной исламской политической системы:- Провозглашая халифат, они хотят подчеркнуть и укрепить свое желание осуществлять именно политический контроль над территорией, который существенно отличается от национальной государственной модели управления, на основе которой функционирует нынешняя международная политическая система.Неслучайной Керол Керстен считает и дату провозглашения халифата – на следующий день после начала священного месяца Рамадан. Религиозные чувства мусульман, полагает профессор, в это время особенно сильны.Как ожидается, халифат не будет признан международным сообществом, в том числе и государствами Ближнего Востока. Провозглашение халифата – прямой вызов государствам Персидского залива, в первую очередь – Саудовской Аравии, подчеркивает профессор Керол Керстен:- Несмотря на то, что Саудовская Аравия поддерживает такие группировки как Исламское государство Ирака и Леванта, она совершенно точно будет реагировать жестко, потому что король Саудовской Аравии носит титул "Хранитель двух мечетей" (в Мекке и Медине), что практически соответствует титулу халифа".Недовольна провозглашением халифата и Аль-Каида, от которой откололась группировка Исламское государство Ирака и Леванта. Аль-Каида всегда заявляла, что именно она – главная сила международного джихада. Однако ей никогда не удавалось то, что удалось этой группировке – взять под контроль огромные территории в Сирии и Ираке.Андрей Шароградский, Радио Свобода01.07.2014 Источник - rus.ozodi.org

Поделиться: