Россия в информационном поле РК: мифы и реалии.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня пройдет видеомост Москва-Астана на котором эксперты будут обсуждать "горячую тему" - российское информационное присутствие в Казахстане. Редакция сайта обратилась к Исполнительному директору Центра "Север-Юг" Юлии Якушевой с просьбой объяснить - в чем же реальная суть этого вопроса, кто видит риски в трансляции российских каналов на территории РК - нашего евразийского союзника?
Россия в информационном поле РК: мифы и реалии.
 Сегодня пройдет видеомост Москва-Астана на котором эксперты будут обсуждать "горячую тему" - российское информационное присутствие в Казахстане. Редакция сайта обратилась к Исполнительному директору Центра "Север-Юг" Юлии Якушевой с просьбой объяснить - в чем же реальная суть этого вопроса, кто видит риски в трансляции российских каналов на территории РК - нашего евразийского союзника? _______________________________________________________________________________________ 
ИАЦ МГУ: Кто боится российских СМИ? Уместна ли такая лобовая постановка вопроса?Ю.Якушева: Поводом для дискуссии стало выступление на одном из круглых столов в Казахстане известного российского тележурналиста В. Рузина, который, впрочем, в каждом своем выступлении говорит о необходимости создания новых евразийских СМИ - на интеграционной основе. Суть его высказываний сводилась к тому, что создавая экономический союз мы должны плотнее работать над общими подходами в информационном обеспечении этой темы. Эту мысль он выскказывал неоднократно, на самых разных площадках, но впервые эта тема вызывала столь широкий резонанс, вплоть до "именного упоминания" в популярном издании Сentral Asia Monitor. А дальше произошла трансформация темы: от сюжета нужны ли евразийскому союзу евразийские СМИ к теме - почему мы смотрим на украинский кризис через оптику российских каналов и изданий. Про евразийскую интеграцию все забыли и принялись обсуждать, чтобы было, если бы 80 процентов населения регионов РК владели бы английским языком и увлеченно смотрели картинку BBC или Enews?ИАЦ МГУ: Т.е. тема общих, евразийских СМИ, это только повод? Ю.Якушева: Не совсем так. Скорее, она не столь очевидна, не столь понятна для массового потребителя информации. Для большинства простых людей - абстрактный вопрос. Ну, появится российско-казахстанское издание - что в этом такого? Есть, например, "Союзное вече" - много ли молодых людей в РК и РФ, да и Беларуси читали эту газету? А вот тема Украины на слуху. И ее интерпретацию в формате "российская информационная угроза" подпитывают, усиливают, пытаются придать новые направления.ИАЦ МГУ: Что это значит? Это направленная кампания или же не более чем рефлексия, допустим, на украинский кризис?Ю.Якушева: Это значит, что с легкостью необычайной, любое действие можно подать как "избавления от зависимости" - информационной, экономической, энергетической. Не буду голословной. Берем еще одно популярное издание, которое пишет о том, что USAID передало казахстанской стороне грант на ТЭО для строительства электростанции. Примечателен вывод автора - "Если новая электростанция будет построена, Актюбинская область сможет избавиться от энергозависимости от России. Строительство дополнительной станции позволить получать излишки электроэнергии и наладить ее продажу". Интересный психологический феномен - после подписания договора о создании ЕАЭС, публикации с такого рода заявлениями стали появляться намного чаще. Тогда вопрос: мы все-так интегрируемся экономически или радуемся по поводу возможностей "избавиться от"..Иначе получается, что экономические связи воспринимаются не как благо, а как риск, как угрозу, как опасность. И вот с информационными коммуникациями, как мне кажется, мы видим сходную картину. Что касается причин, то здесь не все так однозначно. События на Украине, это только часть проблемы. Еще одна цитата: "Пока же российские СМИ на нашем рынке делают то, что им нужно и выгодно, да еще получают и будут получать на это госзаказ. Они не учитывают особенности национального менталитета. Самое печальное, что никто им в этом не мешает. Казахскоязычные СМИ еще как-то пытаются поднять проблему".Получается, что есть и проблема конкуренции. Если уровень работы СМИ недостаточно высокий, то соседи могут занять ту нишу (спортивная журналистика, глянец, молодежные издания), которую сейчас занимают национальные издания. Это тоже серьезный вопрос. Но почему предлагать решение проблемы надо через запретительные меры, а не через кооперацию? Вот - ключевой вопрос.  

Поделиться: