Чтобы помнили

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Из всех вооруженных конфликтов на территории бывшего Союза самой кровопролитной стала гражданская война в Таджикистане. Только во время наиболее активной фазы противостояния в 1992–1993 годах в республике погибло, по различным оценкам, более 60 тысяч человек, а число беженцев и переселенцев исчислялось сотнями тысяч. Последствия войны - не только человеческие потери, но и экономические - Таджикистан ощущает и по сей день. Но каковы их масштабы?Сегодня, спустя 20 лет, мы решили спросить: пришло ли время провести расследование по тем событиям, посчитать все наши потери?
Чтобы помнили
Чтобы помнили Азия-ПлюсИз всех вооруженных конфликтов на территории бывшего Союза самой кровопролитной стала гражданская война в Таджикистане. Только во время наиболее активной фазы противостояния в 1992–1993 годах в республике погибло, по различным оценкам, более 60 тысяч человек, а число беженцев и переселенцев исчислялось сотнями тысяч. Последствия войны - не только человеческие потери, но и экономические - Таджикистан ощущает и по сей день. Но каковы их масштабы?Сегодня, спустя 20 лет, мы решили спросить: пришло ли время провести расследование по тем событиям, посчитать все наши потери?Ибрагим УСМАНОВ, член Комиссии национального примирения, участник мирных переговоров между Правительством РТ и ОТО:- МЫ имеем лишь общие представления по своей истории. Например, что мы знаем о династии Саманидов, которых гордо называем основателями таджикской государственности? О чем можем сказать, кроме короткой биографии Исмоили Сомони и немного о Самарканде и Бухаре в период его правления?Такая ситуация у нас и по древней истории, истории 20-х годов прошлого века, периода ВОВ. До сих пор мы спорим по вопросу: кто такие были воевавшие против Советов басмачи - враги или люди, боровшиеся за свою родину, национальные и религиозные ценности?Нет точных данных и по гражданской войне 90-х. Кто как хотел, так и написал. Мы имеем воспоминания тех или иных личностей, большинство из которых грешат необъективностью, неточностями. А вот научного труда, в котором в полном объеме беспристрастно были бы описаны события тех лет, до сих пор не издано.По этой же причине нет у нас литературных произведений, достоверно отображающих реалии тех лет.Мы до сих пор не знаем и научно обоснованно не можем сказать, кто же явился инициатором этой войны: мы, таджикистанцы, сами или же какие-то внешние силы. Поэтому в СМИ, в заявлениях экспертов и в диспутах каждый обвиняет того, кто, с его точки зрения, является подстрекателем. Мы также не знаем, сколько человек погибло в этой войне. Одно время говорили о десяти тысячах погибших, потом – о двадцати тысячах, дальше – о пятьдесяти тысячах, утверждали о ста тысячах, а сегодня периодически слышим цифру - сто пятьдесят тысяч погибших.Неужели мы, таджикистанцы, могли во время братоубийственной войны уничтожить 2% населения своей республики? Безжалостно убить столько своих братьев, сестер, родителей и детей? Мне, если честно, в это не верится. Но у меня нет доказательств обратного...Мне кажется, имена людей, погибших как на родине, так и на чужбине, имена преждевременно покинувших этот мир и искалеченных молодых людей не должны уйти из памяти народа. В США есть мемориал, где на мраморных плитах увековечены имена всех - более ста пятидесяти тысяч - американцев, которые погибли во время вьетнамской войны. Книга памяти была издана и в Советском Союзе, и добровольцы в России до сегодняшнего дня ищут места захоронения неизвестных воинов. Наш соотечественник, офицер и писатель Рахмон Сафаров всю свою светлую жизнь посвятил поиску имен и мест захоронения таджиков и таджикистанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.В дни памяти правительство в общих чертах вспоминает о тех, чью жизнь унесла братоубийственная война, но в целом участь этих людей остаётся частной трагедией отдельной семьи. Имена погибших теряются и забываются. Мне кажется, что есть необходимость увековечить имена тех людей, которые по вине войны рано ушли из жизни. Мне могут возразить, что это была гражданская война и у нас не было героев, чьи имена необходимо увековечить. Но все же каждый погибший был сыном или дочерью этой земли, и нам не следует забывать о них. Наш Фонд «Диалог цивилизаций» сейчас ведет работу по составлению списка погибших в те годы. На сегодняшний день удалось собрать данные о почти 500 погибших в те годы.Это трудное дело, но, думаю, это дело чести для каждого из нас. Надеемся, что в последующем, через годы, возникнет возможность сопоставить, исследовать собранный материал и издать книгу с именами жертв гражданской войны. Можно надеяться, что, может быть, когда-нибудь в Таджикистане появится и мемориал жертв гражданской войны.Камол АБДУЛЛАЕВ, историк:- СРАЗУ после установления мира у нас было табу на поднятие вопроса о людских и других потерях в годы гражданского противостояния в Таджикистане. По этой причине у нас нет до сих пор точных данных.Но все это требует глубокого и всестороннего изучения. Думаю, сейчас уже настало время заняться изучением этого исторического периода. С научной точки зрения также это обосновано.В мировой практике это редкий конфликт, прерванный без определения победителя. Мы морально не имеем права говорить, кто был победителем, кто проигравшим, кто виноват, а кто нет. Хотя, конечно, мы знаем, что преступления совершались обеими сторонами.Что касается числа погибших – от 100 до 150 тысяч, как иногда публикуется в СМИ, эта цифра также вызывает сомнения. Ведь, по сути, в годы противостояния не было крупных сражений.С другой стороны, нет семьи, которая не пострадала от этой войны. То есть тут речь может идти и о косвенных жертвах военных действий тех лет.Думаю, большая часть погибла среди мирного населения, когда вооруженные люди совершали преступления, пользуясь безвластием, невозможностью контроля над ситуацией со стороны правоохранительных органов.Также мы не должны забывать о том, что большинство погибших были мужчинами детородного возраста, и их утрата еще скажется на демографическом состоянии нашей страны.Гулрухсор САФИЕВА, поэтесса, общественный деятель:- ЕЖЕДНЕВНО, особенно накануне Дня единства, можно слышать везде громкие речи, песни о единстве, о том, что мы – таджики, и о том, что наша страна – Таджикистан.И никто не опровергает, не говорит, что это не так, мы даже рестораны и базары называем «Единство».В то же время мы до сих пор не можем дать ответ миру, себе, своим детям – что же на самом деле произошло в те страшные годы? История – наука, требующая точных фактов и данных.Мы добились мира и единства в те годы, еще раз доказав, что согласие и миролюбие, что впитано нами, не исчезло.В День единства вместо песен и плясок самым правильным было бы проведение конференций, встреч, где вспоминали бы погибших, а главное - представление перед своим народом книги «От трагедии до Единства», в которой от А до Я должно быть указано, с чего началась эта трагедия, куда она нас привела, какие уроки мы можем извлечь из всего, что произошло.

Поделиться: