США и Иран: интересы сторон

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дополнительный протокол 1997 года к соглашению с МАГАТЭ позволяет выявлять на территории другого государства незаявленную деятельность. Если Иран заявил какие-то объекты, на них проводит работы и сообщил об этом в МАГАТЭ, то именно там и проверяется, законно он там работает или нет. А если есть какой-то объект, в отношении которого есть подозрения, что на нем проводятся работы военно-прикладного характера в ядерной сфере, то, сами понимаете, этот объект под расследования МАГАТЭ и попадает по дополнительному протоколу".
США и Иран: интересы сторон
"Вестник Кавказа"20 июня в Вене был завершен пятый раунд переговоров между “шестеркой” государств-посредников (США, Россия, Великобритания, Германия, Франция, Китай) и Ираном. В результате данного этапа переговоров, стороны смогли достигнуть определенного прогресса в выработке текста соглашения, разработка которого должны быть завершена к 20 июля 2014 года.  Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев рассказал об интересах сторон и неочевидных аспектах переговоров.  Говоря о целях участников переговоров, Владимир Евсеев отметил: "Мы имеем некий документ, который должен базироваться на совместном плане действий от 24 ноября 2013 года. Могу заверить, что новый документ на совместном плане действий как раз базироваться не будет. Объясняю, почему. Сердцевиной совместного плана действий, как вы знаете, был дополнительный протокол 1997 года к соглашению МАГАТЭ о прямых гарантиях. Если вернуться к первоисточнику, там было написано, что Исламская республика Иран ратифицирует этот протокол, и это является сердцевиной совместного плана действий от ноября прошлого года. Почему от этого ушли? Здесь интерес взаимный. Совершенно понятно, что США не могут провести никакой документ через Конгресс. С этой точки зрения, любое предложение, которое Барак Обама внесет, вызовет ожесточенную критику в Конгрессе. А после довыборов в Конгресс, которые состоятся в ноябре нынешнего года, позиция Барака Обамы в Конгрессе, по-видимому, еще более ослабнет. В связи с этим для Барака Обамы важно подписать соглашение, которое не надо будет ратифицировать. С этой точки зрения, для него было важно предложить то, что будет на США накладывать достаточно мало официальных обязательств, но при этом создаст видимость того, что переговорный процесс идет. Что важно для Исламской Республики Иран и конкретно для президента Хасана Рухани? Ему очень важно иметь успех, но успех формальный. Потому что если Хасан Рухани будет затягивать с решением этой проблемы с формальной точки зрения, давление на него внутри страны станет чрезмерно большим. Это может создать ему очень большие проблемы на фоне того, что экономическая ситуация в Иране существенно не улучшается и не выполнены определенные обязательства, которые Хасан Рухани на себя взял. С этой точки зрения, для него очень важно иметь внешнеполитический успех, пусть даже формальный. Поэтому США и Иран готовы подписать соглашение, но, при этом, обе стороны заинтересованы, чтобы там по сути ничего не было".Комментируя будущее санкций в отношении Ирана, эксперт сказал: "Почему США так себя ведут? Я говорил, что Барак Обама не может провести через Конгресс никакой законопроект, который имеет отношение к Ирану. Как вы понимаете, многие санкции введены против Ирана как раз через Конгресс. С этой точки зрения, Обама может приостановить действие санкций (но не всех) на какой-то ограниченный период, например на год. Во-вторых, если США снимут санкции с Ирана, как они будут на Иран влиять. Поэтому для США самый логичный путь — максимально отодвинуть снятие санкций. Производится "разморозка" иранских активов, по $400 млн. ежемесячно. Можно сказать, что это очень много, но, если посчитать деньги, которые лежат в банках США со времен исламской революции, то получим 100 миллиардов. На фоне 100 миллиардов это немного, тем более, что об этих деньгах разговора пока нет. Да, действительно, можно приостановить санкции, но не все, потому что приостановка всех санкций США объективно не нужна. Что в этом случае могут сделать США? Они могут не заметить, что в этом документе, который сейчас подпишут, не будет дополнительного протокола. Вы скажете — а что здесь важного? Нет протокола и нет протокола. Но посмотрите, что дает дополнительный протокол. Дополнительный протокол 1997 года к соглашению с МАГАТЭ позволяет выявлять на территории другого государства незаявленную деятельность. Если Иран заявил какие-то объекты, на них проводит работы и сообщил об этом в МАГАТЭ, то именно там и проверяется, законно он там работает или нет. А если есть какой-то объект, в отношении которого есть подозрения, что на нем проводятся работы военно-прикладного характера в ядерной сфере, то, сами понимаете, этот объект под расследования МАГАТЭ и попадает по дополнительному протоколу".

Поделиться: