Призрак СССР: откуда ветер дует

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Второе. Советская система была именно системой, некой целостностью. Это великолепно показано в работах Александра Зиновьева. И вырвать из нее какой-то элемент и вставить в другую систему, не потеряв его смысла, практически невозможно. Тут за примерами далеко ходить не нужно - всем нам известны перекосы в казахстанской социальной политике, системе здравоохранения и многих других сферах, сохранивших "советскую" форму.
Призрак СССР: откуда ветер дует
Призрак СССР: откуда ветер дует.

Чем дальше мы от Советского Союза, тем больше ностальгия по нему. Это чувство присуще значительной части населения постсоветских стран, и уйдет оно только со сменой поколений, считают эксперты. Но одно дело тосковать по былым стабильным временам, а другое - пытаться вернуть невозвратное... В рамках сегодняшнего экспертного обсуждения мы попытаемся разобраться, насколько сильны такие настроения в Казахстане? Чем в этом плане мы отличаемся от России, где активно возрождают советские символы? Что не помешало бы перенять у СССР, а что ни в коем случае нельзя реставрировать?Толганай Умбеталиева, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии:"На официальном уровне довольно прохладно относятся к советским символам"- В Казахстане сильна ностальгия в основном по социальным условиям проживания в СССР. Как показывают результаты нашего исследования, которое проводилось в 2010-2013 гг., люди чаще всего вспоминали о том, как тогда все было ясно и понятно в повседневной жизни - меньше беспокойств, больше предсказуемости. Выделяли: бесплатное здравоохранение, образование, после учебы - гарантированное трудоустройство, стабильная заработная плата и ясное будущее. Но на вопрос: "Хотели ли бы вы вернуть СССР?" большинство респондентов отвечало отрицательно, отмечая, что как бы ни было тяжело сейчас, жить в независимом государстве все же лучше.Такие ответы были характерны для респондентов-казахов, тогда как участники опроса из других этнических групп свое нежелание вернуться к советскому прошлому объясняли тем, что и у современной жизни есть свои преимущества: возможность выехать за рубеж, иметь свой бизнес и т.д. Доля же тех, кто хотел возврата в СССР, была невысока.Думаю, в этом плане отличаются цели и задачи, которые ставят перед собой Казахстан и Россия. Москва хочет вернуть былую мощь и вновь стать супердержавой, каким был Советский Союз. Соответственно, Кремль в качестве первого шага для достижения этой сверхцели видит восстановление своего лидерского статуса на постсоветском пространстве. Ясно, что за два десятилетия в бывших союзных республиках очень многое изменилось, и соединить их, а также консолидировать общество внутри России, с точки зрения Москвы, способны советские символы, которые имели "магический" характер.Создание новых ценностей, которые были бы понятны населению большей части республик, - долгий процесс, в то время как Путин намерен "ускорить" его. Поэтому, на мой взгляд, и используются столь активно советские символы. Тогда как Казахстан настроен на национальное строительство и сохранение нынешнего статуса-кво в политическом плане. Для него приоритетнее независимость, поэтому на официальном уровне довольно осторожно и прохладно относятся к этим символам. Тем более что сам президент страны долго позиционировал себя в качестве противника СССР, хотя, как известно, он пришел на волне перестройки и был сторонником Горбачева, который хотел его реформировать.Я являюсь противником того, чтобы перенимать что-либо от СССР, хотя и признаю, что с политической точки зрения очень многие шаги и ходы были эффективными - к примеру, по сплочению народа…Рустем Кадыржанов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:"Многие казахи стали бояться России, опасаясь, что следующим объектом ее экспансии после Украины станет Казахстан"- У меня есть ностальгия по СССР. Большую часть своей жизни я прожил в тогда еще единой стране. Детство, молодость, образование, создание семьи, профессиональное становление (кандидат и доктор наук) - все это прошло и произошло в моей жизни в советское время. Невозможно не вспоминать обо всем этом без ностальгии, а значит, и без ностальгии по СССР.С моей ностальгией и ностальгией моих сверстников все понятно. А вот почему она существует у тридцати- и даже двадцатилетних, тех, кто родился после распада СССР или застал его в младенчестве, - это не совсем понятно. Я могу объяснить такие настроения тем, что они повторяют слова своих родителей, которые говорят им о том, как хорошо было раньше и как плохо теперь.Об этом говорят, как правило, те, кто не вписался в новую реальность, поносит ее и всячески превозносит прошлую жизнь. Это такой социально-психологический механизм компенсации. Неудовлетворенные своим нынешним положением люди начинают мифологизировать свое прошлое и транслировать эту мифологию новым поколениям. Это миф о "золотом веке". Одно из расхожих утверждений: "Раньше хлеб стоил двадцать копеек, и на зарплату в сто двадцать рублей можно было хорошо жить". Я жил на сто двадцать рублей в месяц и знаю, что это такое: вам не желаю.В таком виде ностальгия по СССР существовала всегда. Но вы правы в том, что в последнее время она стала усиливаться. Почему? Я думаю, ветер дует из России. Для русских распад Союза стал настоящей катастрофой. Ведь для них СССР был "большой Россией", в любом уголке которой (от Таджикистана до Эстонии) они чувствовали себя очень комфортно, как у себя дома, везде были русско-советские порядки. Но вдруг все изменилось, и русские неожиданно для самих себя оказались за границей (в ближнем зарубежье). Но оставалась мечта, что в один день все вернется на круги своя. Политика Путина по созданию Евразийского союза, захвату Крыма, отъему Абхазии и Южной Осетии у Грузии породила надежды, что "возрождение СССР" очень даже возможно.То есть "ностальгия по СССР" - это массовый социально-психологический фундамент политики "собирания русских земель": чем больше ностальгия - тем сильнее поддержка такой политики.Ничего удивительного не вижу в том, что и в Казахстане сильна ностальгия по СССР. Во-первых, здесь проживает много русских, а у них надежда на возрождение СССР и поддержка путинской политики очень серьезная. Сильные пророссийские настроения сохраняют и некоренные народы Казахстана, и многие русифицированные казахи.К примеру, у моих родственников в Караганде телевизор весь день показывает российские каналы, они смотрят все подряд: новости, сериалы, концерты и т.д. Стоит ли удивляться тому, что моя тетя называет украинцев "фашистами", а русские для нее - "наши"?Но Казахстан отличается от России тем, что в нем большинство населения составляют казахи. Далеко не у всех у них, особенно после захвата Крыма, пророссийские настроения. Многие казахи стали бояться России, опасаясь, что следующим объектом ее экспансии после Украины станет Казахстан. Эти люди далеки от ностальгии по СССР. Для них советское время - это "колониальное время". По их мнению, чем быстрее Казахстан откажется от советских символов и вообще от всего советского, тем быстрее уйдет в прошлое "колониальное прошлое".Да, в СССР было много хорошего. Если сравнить с сегодняшним днем, то было больше законности, меньше коррупции. Не было такого огромного социального неравенства, как сегодня. Поэтому человек чувствовал в себе больше достоинства, уверенности в завтрашнем дне. Деньги не играли той огромной (во многом разрушительной) роли, как сегодня. Но это были достоинства той системы, которую нельзя перенести в нынешнюю систему.При этом было много такого, что никак не следует переносить в сегодняшний день. Плановую экономику с ее всеохватывающим дефицитом никак не перенесешь в современную жизнь. И слава богу, что нельзя, потому что эти очереди наводили ужас, но от них нельзя было никуда уйти. Кажется, половину жизни я провел в очередях... А чего стоит изоляция от остального мира и запрет на выезд за границу? И много-много всевозможных запретов, просто бессмысленных...Однажды я услышал фразу: "Социализм обеспечивает минимум, капитализм может дать максимум". Каждый волен выбирать то, что хочет, и каждый волен ностальгировать по СССР или чему-то другому.Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:"Не стоит идеализировать ни капитализм, ни социализм"- Бесспорно, в повседневной жизни мы сталкиваемся с "отсылками" к советскому времени в таких формах, как названия различных коммерческих предприятий (думаю, многим известен ночной клуб "Пионерская правда"; достаточно долго существовало кафе "Р.В.С." в городе Алматы), символика на футболках и т.д. Однако ответить на вопрос, насколько это явление массово и насколько глубоко оно отражает настроения населения, без специального исследования практически невозможно. Также невозможно дать сравнительную оценку (чем Казахстан в этом плане отличается от России) без социологической базы. Поверхностно, на первый взгляд, можно как гипотезу высказать мысль, что "ностальгия по Советскому Союзу" в России выражена более рельефно, так как для части российских элит актуальны некоторые, если так можно выразиться, "имперские" или "великодержавные" установки. Но это только рабочая гипотеза, которая требует проверки.- А как вы считаете, что можно было перенять сегодня у СССР и что ни в коем случае нельзя реставрировать?- Отвечая на этот вопрос, позволю себе сделать два замечания.Первое. Мне представляется, что оценивая сегодня советский период и в положительном, и в отрицательном плане, мы, как правило, не учитываем того, что за прошедшее время мир изменился принципиально, структура социальных, экономических и других отношений стала совершенно иной. Это приводит к очень серьезной аберрации - мы сравниваем Советский Союз, как он нам запомнился, с Западом сегодняшним, а не тем, каким он был 20-30 лет назад. При этом "сегодняшний" Запад казахстанцы в лучшем случае видят как туристы, а не как люди, вписанные в западную систему жизни. Мы зачастую думаем, что капиталистический мир всегда был таким, каков он сейчас, и что его развитие обусловлено только некими внутренними закономерностями капитализма. Однако это не так. Капитализм менялся в том числе и под влиянием социалистической системы. Еще в 1960-е годы в США, например, существовали расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация. Более того, "западная социальная система" и в настоящее время содержит в себе серьезнейшие противоречия как социально-экономического, так и культурного характера. Советская система содержала в себе такие элементы, как бесплатная медицина, доступное образование достаточно высокого качества, действующие социальные лифты. Однако и ее не стоит идеализировать - любая система содержит в себе внутренние противоречия и ограничения.Второе. Советская система была именно системой, некой целостностью. Это великолепно показано в работах Александра Зиновьева. И вырвать из нее какой-то элемент и вставить в другую систему, не потеряв его смысла, практически невозможно. Тут за примерами далеко ходить не нужно - всем нам известны перекосы в казахстанской социальной политике, системе здравоохранения и многих других сферах, сохранивших "советскую" форму.Подготовила Сауле Исабаева Источник - camonitor.com

Поделиться: