Россия, Москва

info@ia-centr.ru

После санкций. Как «тегеранская разрядка» отразится на РК и РФ?

17.06.2014

Автор:

Теги:

 

После санкций. Как «тегеранская разрядка» отразится на РК и РФ?

Президент Ирана Хасан Роухани анонсировал полное снятие санкций с ИРИ. Вашингтон и Тегеран даже готовы сотрудничать против боевиков в Ираке, и, видимо, Иран сможет экспортировать свои углеводороды в европейские страны. Эксперты прогнозируют, что «иранская разрядка» способна внести заметные коррективы в международную повестку дня и привести к изменению цены на нефть, что ударит по интересам как Казахстана, так и России.

Иран продолжит процесс обогащения урана, а Запад снимет все санкции в отношении Тегерана. Об этом в минувшие выходные заявил президент ИРИ Хасан Роухани. Он заверил, что иранская сторона достигла договоренности с международными посредниками о продолжении обогащения урана, при этом санкции в отношении Ирана будут сняты в любом случае. Роухани подчеркнул, что все вопросы по ядерному досье Ирана с международными посредниками должны быть решены уже к 20 июля.

Вчера вечером в Вене стартовал очередной раунд переговоров между «шестеркой» международных посредников - Россией, США, Китаем, Великобританией, Германией, Францией и Ираном. Предполагается, что по их результатам будут достигнуты исторические договоренности о полном снятии санкций с Ирана.

В Тегеране уже завершились двусторонние консультации между Германией и Ираном по ядерному досье ИРИ.

Напомним, что в конце 2013 года в обмен на полугодичный отказ обогащать уран с Тегерана уже была снята часть санкций. Тогда казалось, что небольшое послабление - вещь временная. В частности, советник директора Института внешнеполитических исследований и инициатив Игорь Панкратенко заметил, что политика Запада в отношении Ирана всегда была направлена на международную изоляцию Исламской Республики. И заявления, звучавшие на момент первого послабления по санкциям, не гарантировали того, что США готовы продолжить политику вывода ИРИ из экономической изоляции.

«Существенные ограничения помогут предотвратить создание Ираном ядерного оружия. Они лишают его наиболее вероятных путей к бомбе. И этот первый шаг даст в следующие шесть месяцев время для более тщательных переговоров, чтобы полностью проработать все вопросы иранской программы», - отмечал Барак Обама.

Однако с тех пор случился Крым, и обострение украинского кризиса привело практически к разрыву отношений Запада и России. На этом фоне иранские углеводороды, а также сотрудничество США и ИРИ в Ираке могут быть выгодны Вашингтону, поэтому анонсированное Роухани снятие санкций уже не кажется делом далекой перспективы.

Заметим, что ЕС ввел санкции в отношении иранской нефти в 2012 году, ограничив ее закупки и исключив страну из международной банковской системы SWIFT, также было прекращено страхование иранских торговых судов.

Сейчас же Брюсселю и Вашингтону выгодно снятие санкций. Во-первых, они подрывали экономические интересы не только Тегерана, но и самих европейских стран. В частности, несли убытки Испания, Италия, Греция и Португалия, покупавшие до введения эмбарго иранскую нефть. ЕС также рассчитывает за счет поставок газа из Ирана частично сократить свою зависимость от России. Для США снятие санкций с Тегерана важно с политической точки зрения, чтобы играя на рынке углеводородов стращать Россию возможным обвалом цен на нефть. Некоторые аналитики даже высказывают предположение, что Белый дом может включить Иран в группу своих близких партнеров, по примеру, нефтяных монархий Персидского залива.

Однако Иран имеет значительные связи с Россией и в период международной изоляции именно Москва поддерживала Тегеран во время переговоров с шестеркой. Поэтому, вряд ли Исламская республика станет слишком откровенно наступать на интересы РФ, считают аналитики.

Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчук, анализируя возможные как позитивные, так и негативные последствия для Казахстана и России от снятия санкций с Ирана, отметил, что нужно понимать, что речь идет о весьма условном послаблении Тегерану.

Он подчеркнул, что в отношении Ирана Вашингтон ведёт традиционную политику, которую можно сравнить с выловом большой, тяжёлой и опасной рыбы. Которую просто так на борт вытащить сложно: или порвётся леска, или обломится спиннинг, или сорвётся сама рыба. К тому же прямое давление на Иран дорого и чисто в финансовом отношении. Поэтому Запад действует тоньше – то ослабляя, то усиливая санкционный пресс. Тем самым вводя в заблуждение «тонких восточных» политиков, которые как раз в политическом плане мыслят слишком прямолинейными шаблонами. Цель у США здесь только одна: добиться контроля над иранским сырьём, а также ресурсами ключевых стран Центральной Азии, таких как Казахстан. И заработать здесь не удастся никому, кроме самих США. Не то время, не та международная обстановка, считает эксперт.

«Не исключаю, что какие-то деньги Москве и Астане на торговле с Ираном удастся получить. Но не в стратегическом плане, а, как бы, успев схватить с края стола. Ни Россию, ни Казахстан здесь никто не ждёт. И если с Ирана действительно будет снят на время западный «ошейник», то надо отдавать себе отчёт, что это делается не с целью помощи российской и казахстанской экономике. Для примера: когда США встали за спиной Киева в его газовом диалоге с Москвой, многие узнали, как западные специалисты могут наматывать стране-поставщику нервы на кулак. Не несёт никаких надежд возможное облегчение санкций в адрес Ирана и на каспийском направлении. Через переформатированные отношения с Ираном США, НАТО и Евросоюз могут войти в этот регион, что позволит им, со временем, поставить под контроль все местные ресурсы. Таким образом, ни Казахстану, ни России – если они, конечно, думают не о сиюминутной выгоде, а о собственном выживании – заигрывание по линии Вашингтон-Тегеран абсолютно невыгодно», - сказал kursiv.kz г-н Трофимчук.

Заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева заметила, что нельзя забывать, что пока полное снятие санкций анонсировано самим Ираном, в то время как страны "шестерки" комментариев не давали. Будет ли полностью снят режим санкций или только облегчен, и в каком объеме Ирану позволят обогащать уран, тоже окончательно неизвестно. Что касается позитивных последствий подобного шага, то они будут особенно заметны в контексте евразийского интеграционного проекта. Казахстан сможет поставлять в Иран зерновые, стальную продукцию, нефтепродукты. Большим потенциалом обладают проекты создания новых транспортных путей между Казахстаном и Ираном. Для России доступ к наиболее выгодным логистическим маршрутам поставок грузов в Иран может быть связан с вступлением Армении в ЕАЭС. Снятие барьеров в межбанковском взаимодействии с Тегераном также создаст дополнительные импульсы к налаживанию торгового партнерства между Россией, Казахстаном и Ираном.

«Между тем, снятие санкционного режима, конечно, будет означать выход на рынок крупнейшего поставщика нефти и газа, что в перспективе создаст конкуренцию России и Казахстану и может спровоцировать падение цен. Однако нефтегазовая инфраструктура Ирана сейчас нуждается в мощной модернизации. Поэтому я бы не ожидала стремительного выхода иранской нефти и газа на мировой рынок, это дело среднесрочной перспективы. Не думаю, что снятие санкций в ближайшее время существенно повлияет на позицию Тегерана по "каспийскому вопросу". Скорее это решение может иметь большое значение для общемировой повестки дня. Через некоторое сближение с Ираном США находят тактического союзника в разыгравшемся иракском конфликте и стремятся ограничить контакты Ирана с Россией», - отметила Якушева.

Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ", азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде также полагает, что снятие санкций с Ирана скорее будет выгодно Казахстану, чем наоборот.

Оно отразится на развитии сотрудничества Ирана с ближайшими к нему государствами. Это относится и к странам Каспийского моря. Казахстан и Россия, равно как и другие страны региона, в немалой степени были ущемлены мерами по ограничению сотрудничества с Ираном. Речь идет как о торговле товарами и услугами, так и о более тесных формах экономической кооперации. Если эти ограничения будут сняты, Иран заинтересован не только в реанимации прежних связей, но и в их адаптации к новым условиям. Ведь в течение последних лет во взаимоотношениях Тегерана с Астаной и Москвой наблюдался очевидный регресс. Прежде всего, оживление двух- и многосторонних связей должны почувствовать портовые города России и Казахстана на Каспии. Что касается нефти, то опасаться нефтяной интервенции Ирана и обвала цен на топливо не стоит. Дело в том, что Иран - член ОПЕК, и согласует свою ценовую политику с политикой картеля. А поскольку ОПЕК не заинтересован в падении цен на нефть, что в нынешних условиях абсолютно не выгодно и самому Ирану, то такое развитие сценария можно исключить, заметил Велизаде.

Отметим, что Иран обладает около 600 млрд баррелей нефти и 35 трлн кубометров природного газа, последний в доле иранского экспорта пока представлен не столь значительно, в отличие от нефти.

Иран планирует увеличить добычу газа до 2015 года в два раза. Сейчас ежедневно ИРИ добывает 750 млн кубометров газа, к 2016 году этот показатель может быть доведен до 1 300 млн кубометров в сутки. В общей сложности ежедневный объем газа, идущего на экспорт, планируется увеличить в семь раз. Конечно, ЕС заинтересован в таком источнике голубого топлива, но даже если Брюссель и Тегеран придут к соглашению о поставках газа в ЕС, то нужно понимать, что заменить российский газ вмиг ИРИ не сможет. Но это позволит Евросоюзу чувствовать себя уже более вольготно в ходе газовых переговоров.

Политолог Александр Князев заметил, что помимо рынка углеводородов нужно рассматривать также торговые и транспортные связи. И если санкции с Ирана снимут, то Казахстан мог бы использовать транзитные возможности ИРИ для выхода на рынки Ближнего и Среднего Востока. И предлагать свое транзитное посредничество для Тегерана на китайском, отчасти российском, направлениях.

Игорь Панкратенко также считает, что международные и односторонние санкции ограничивают не только экономические контакты, но и доступ Казахстана к логистическим возможностям Ирана и его новым технологиям. Сегодня экономический блок ирано-казахстанских связей на уровне в $1,3 млрд явно не отвечает потенциалу сотрудничества двух стран, высказывается мнение, что Казахстан и Иран в перспективе могут выйти на отметку в $5 млрд. Здесь есть задел для роста, заключил Панкратенко.

Что связывает Астану и Тегеран?

Сегодня между Казахстаном и Ираном подписано более 60 межправительственных соглашений. Товарооборот Казахстана и Ирана по итогам 2013 года составил 620,6 миллиона долларов. Товарная структура экспорта РК в Иран представлена, в основном пшеницей, меслином, плоским прокатом из железа или нелегированной стали. Иран, в основном поставляет в Казахстан орехи, легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства.

Казахстан, Иран и Туркменистан совместно реализуют проект по созданию международного транспортного коридора Север-Юг. В 2007 году между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном было подписано трёхстороннее межправительственное соглашение о строительстве линии Жанаозен-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган с последующим выходом на сеть российских железных дорог которая сократит маршрут на 600 км.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение