Многовекторный Казахстан теряет интерес к Грузии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Многомиллионные инвестиции со стороны казахстанской госнефтекомпании в газораспределительную сеть столицы Грузии не смогли вывести «Тбилгаз» из числа убыточных компаний.
Многовекторный Казахстан теряет интерес к Грузии
Многомиллионные инвестиции со стороны казахстанской госнефтекомпании в газораспределительную сеть столицы Грузии не смогли вывести «Тбилгаз» из числа убыточных компаний.Продается, но кто купит?Генеральный директор компании «Казтрансгаз – Тбилиси» Санжар Шокатаев заявил, что тбилисская «дочка» казахстанской национальной нефтяной компании «Казмунайгаз» окончательно продается. Сделка с потенциальными покупателями будет оформлена в 2015 году.Спор между казахстанской компанией и властями Грузии длится уже 5 лет. В 2009 году Национальная комиссия по регулированию тарифов в энергетике (НКРТЭ) назначила временного управляющего «Казтрансгаз – Тбилиси», так как компания, по заявлению НКРТЭ, имела задолженность около 80 млн лари (свыше 40 млн долл.) перед «Корпорацией нефти и газа Грузии» (КНГГ), которая поставляла газ для распределительной компании. Впоследствии долг «Казтрансгаз – Тбилиси» был переписан на государство, и появилась информация, что Грузия хочет засчитать долг казахстанской госкомпании в счет погашения суверенного долга Грузии перед Казахстаном. Однако казахстанская сторона отказывается идти на это, рассматривая два долга в отдельности.Хотя спор между грузинскими властями и казахской компанией начался еще при прежней власти в Тбилиси, он продолжается и при нынешней власти. Причем он еще больше обострился, так как коалиция «Грузинская мечта», которая победила на выборах в 2012 году, обещала резкое снижение всех коммунальных тарифов для населения. Правда, резкого снижения не произошло, но на 10% тарифы на природный газ для населения Тбилиси все же были снижены. А это категорически не устраивает менеджмент «Казтрансгаз – Тбилиси», так как они заявляют, что вложили свыше 100 млн долларов в реабилитацию газовых сетей в столице Грузии, а существующий тариф не позволяет отбить в разумное время эти инвестиции. В свою очередь, правительство «Грузинской мечты» никак не может пойти на повышение тарифов в условиях и так снижающейся популярности правящей коалиции.Но кто может быть заинтересован в покупке тбилисской газораспределительной компании, которая погрязла в долгах, а инфраструктура сети все еще остается в не лучшем состоянии, несмотря на декларированные казахами десятки миллионов инвестиций? Вряд ли у какой-нибудь иностранной (например, западной) компании будет экономический интерес купить такую компанию и взвалить на себя все расходы. В свое время (в 2006 г.) покупка «Казмунайгаз»-ом «Тбилгаза» тоже была «политической» сделкой в рамках резкого оживления грузино-казахстанских отношений в 2005-2007 годах.Взлет и падениеНачалось все с визита Саакашвили в Астану, откуда он прилетел с восторженными славословиями в адрес Нурсултана Назарбаева. Лидер Казахстана посетил с двухдневным официальным визитом Грузию в октябре 2005 года, где ему был устроен помпезный прием. Назарбаев побывал в Тбилиси и в Аджарии, в результате Казахстан стал вкладывать многомиллионные инвестиции в некоторые проекты в Грузию. В частности, был приобретен нефтяной терминал в Батуми, некоторые гостиницы и упомянутый выше «Тбилгаз». В Батуми предполагалось строительство нефтеперерабатывающего завода с инвестицией до миллиарда долларов. Однако после войны 2008 года между Грузией и Россией Казахстан стал проводить более осторожную политику и начал ограничивать вложения в кавказскую страну. О строительстве нового нефтеперерабатывающего завода в Батуми речь уже давно не идет.Грузия представляет интерес для Казахстана как транзитная территория для связи с Турцией и Западом.В 2007 году Казахстан присоединился к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и стал направлять некоторое количество своей нефти по нему. Казахская нефть также перевозится по железной дороге Грузии до Батумского порта, для чего он и был приобретен. После освоения гигантского месторождения Кашаган наполнение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан будет зависеть главным образом от Казахстана, так как добыча нефти в Азербайджане будет постепенно падать. Для экспорта нефти через Каспий на берегу Казахстана создается система транспортировки нефти танкерами до азербайджанского терминала, а оттуда нефтепроводом или железной дорогой на рынки сбыта.За последние месяцы обострилась ситуация и в Батумском порту, который управляется «дочкой» казахстанского «Казтрансойл» «Батуми индустриал холдинг». Руководство контейнерного терминала и некоторые другие компании, которые ведут перевозку сухих грузов, внесли иски в Лондонский арбитражный суд и в городской суд Батуми против назначенного казахстанской стороной руководителя «Батуми индустриал холдинг» Талгата Баитазиева, обвиняя его в нарушении договоров и в притеснении упомянутых компаний. По их заявлениям, из-за самовольных действий Баитазиева падает грузооборот Батумского порта и страдают интересы как бизнесменов, так и рабочих, и служащих порта.Что касается сферы туризма и гостиниц, которые купили казахстанские госструктуры, из них тбилисская гостиница «Рэдисон Иверия» и еще одна гостиница в Аджарии была реконструирована, но наплыва казахских туристов в Грузию не отмечается.Нужна ли Грузия Казахстану?Грузия как связующее звено между Азербайджаном и Турцией, а также с Западом в обход территории России и Ирана, наверное, нужна Казахстану, который, несмотря на членство в Таможенном союзе и теперь уже в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), все же привык проводить т.н. многовекторную политику.Но излишне активно демонстрировать свое участие в экономике Грузии, которая движется в сторону Евросоюза и собирается подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, руководство Казахстана тоже, видимо, не хочет. Поэтому Казахстан избавляется от некоторых активов в Грузии, оставляя самые необходимые – Батумский порт для перевалки казахстанской нефти, и также остается нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в котором Казахстан не имеет долю, но хочет активно использовать в будущем.Так как Казахстан позиционирует себя как тюркское государство, он поддерживает тесные отношения с такими странами, как Азербайджан и Турция, о чем свидетельствуют заявления руководства Казахстана, в том числе президента Назарбаева, который приглашает Турцию вступить в ЕАЭС, а также выступает против присоединения Армении к Таможенному союзу, если не будет таможенного разграничения территории Нагорного Карабаха. Не исключено, что покупателем «Казтрансгаз – Тбилиси» станет азербайджанская национальная нефтяная компания «Socar»,которая уже купила газовые распределительные сети во многих регионах Грузии. Сейчас эта компания активно строит небольшие газопроводы в районах Грузии, проводя газификацию сел и маленьких городов.Если покупателем на самом деле станет «Socar», сложившаяся уже связка Турция-Грузия-Азербайджан-Казахстан, которая успешно функционирует в нефтегазовой и энергетической сфере, не нарушится. Азербайджан, как известно, пока не собирается присоединяться к евразийским интеграционным проектам, но и курс на евроатлантическую интеграцию официально не провозглашал. Поэтому более свободно чувствует себя, вкладывая деньги в проекты в Грузии.Некоторые эксперты говорят и о том, что «Казтрансгаз – Тбилиси» может быть выкуплен при официальном или неофициальном участии Бидзины Иванишвили. Тем самым миллиардер мог бы решить две задачи: исключить возможность повышения тарифов и сохранить хорошие отношения с официальным Казахстаном. Но все зависит от оценки перспектив данного предприятия: есть ли возможность в обозримом будущем вывести его в ряд прибыльных компаний.Возможные риски для ГрузииОсновные риски связаны с возможностью в будущем повышения цен на газ, поставляемый в Грузию из Азербайджана: сейчас Грузия получает по договору газ по льготным ценам (около 150 долл. за тыс. кубометров). Так как Азербайджан находится в одном из центров геополитической борьбы и конкуренции, проводимая этой страной энергетическая политика также будет в значительной степени связана с будущими геополитическими раскладами, что делает рискованным оценку перспектив тбилисской газораспределительной компании для сторонних покупателей в условиях, когда Азербайджан является основным поставщиком голубого топлива в Грузию. http://kavpolit.com/articles/mnogovektornyj_kazahstan_terjaet_interes_k_gruzii-5944/

Поделиться: