От СВМДА к ОБРА?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Было бы логично и обоснованно не оставлять созданную диалоговую площадку, а придать ей новый импульс. Но построить азиатский аналог ОБСЕ будет сложнее, чем оригинал. Принимая во внимание восточную осмотрительность, не стоит ожидать, что инициатива казахстанского лидера встретит поддержку всех участников СВМДА в ближайшее время. И, конечно, перспектива и характер эволюции СВМДА в ОБРА во многом зависят от позиции основных стран, полностью или частично принадлежащих территориально к Азии - Китая, Индии, России, Японии, Пакистана и некоторых других.
От СВМДА к ОБРА?
Талгат Исмагамбетов Выступая на IV саммите
Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), состоявшемся в Шанхае, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать Организацию по безопасности и развитию Азии (ОБРА). Нерешенные проблемы СВМДА действует уже 15 лет в качестве международного форума и диалоговой площадки. С одной стороны, количество государств-участников этой организации растет (от 16 в самом начале деятельности до 26 сегодня), причем на их долю приходится 90% территории и населения Азии; но с другой стороны, все более ощутима недостаточность ее функционирования только как диалоговой площадки. Проявляется известная закономерность: любой международный форум и любая диалоговая площадка, выполнив первоначально поставленные задачи, либо прекращают свою деятельность, либо переходит на новый, более содержательный формат.12 сентября 2012-го в Астане на заседании совета министров иностранных дел государств-членов СВМДА прозвучали пожелания по расширению деятельности организации. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что "совещание уверенно закрепилось в качестве востребованной площадки среди региональных структур, которые формируют современный облик Азии". В то же время он призвал членов СВМДА "искать ответы на возникающие вызовы и угрозы" - сирийский кризис, проблему ядерных программ Ирана и КНДР, палестино-израильское урегулирование, ситуацию в Афганистане.В дополнение к ним сохраняется нерешенность территориальных споров между КНР и Вьетнамом по поводу принадлежности некоторых островов. Крометого, в последние годы проявились бывшие ранее латентными споры между КНР и Японией тоже относительно ряда островов. Также известно, что для Японии существует проблема "северных территорий", которые по итогам второй мировой войны стали частью СССР, а затем России.Переформатирование деятельности СВМДА назрело. Поэтому не случайно, выступая в Шанхае, Нурсултан Назарбаев предложил создать азиатский аналог Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - Организацию по безопасности и развитию Азии (ОБРА). При этом, азиатский аналог ОБСЕ, как заявил Назарбаев, должен составить "здоровую конкуренцию" оригиналу. Он также отметил: "Запад в отрыве от Востока, без взаимного сотрудничества и взаимопонимания, а также учета восточных традиций и ценностей не может устойчиво развиваться. Глобальный кризис, вкоторый погружен мир, - это общецивилизационный кризис, который является системным. Поэтому нам, странам Азии, необходимо самим занятьсямирным развитием континента. Важным инструментом в этом процессе может стать ОБРА. Призываю лидеров государств-членов СВМДА не откладывать решение данного вопроса".Итак, государствам Азии предложено самостоятельно и совместно заняться назревшими межгосударственными проблемами, в первую очередь экономическим сотрудничеством и разрешением существующих конфликтов.Новизна постановки состоит в том, что до недавнего саммита на ближайшие годы ставилась задача взаимодействия с ОБСЕ. До этого Н.Назарбаев предполагал в будущем создание общей платформы евроатлантической и евразийской (на весь континент Евразия) безопасности.Что касается критики в адрес ОБСЕ, то заметим: довольно резкие оценкиимеют место и со стороны некоторых европейских политиков и общественныхдеятелей. Так, депутат Европарламента Поль-Мари Куто еще шесть лет назад заявил: "По сути ОБСЕ является отражением интересов США, которые хотят разделить Европу на два лагеря и поссорить их… США заинтересованы вразделе Европы и изоляции бывших советских республик, чтобы опровергнуть принцип европейского единства, провозглашенный еще генералом де Голлем". При этом Поль-Мари Куто уточнил, что "это единствовключает в себя и Россию". СВМДА как пролог к ОБРАИзвестно, что инициатива Н.Назарбаева о необходимости создания СВМДА прозвучала на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в начале октября 1992-го и семь лет пробивала себе дорогу, пока в 1999-м не состоялась первая встреча стран-участниц СВМДА на уровне министров, а спустя три года - первый саммит. За 1999-2014 годы проведены четыре саммита. Разработаны и приняты основополагающие документы, которые создали политический и правовой фундамент для сотрудничества в рамках этой организации. Приняты концепции и планы действий практически по всем направлениям деятельности СВМДА. На повестке дня процесс формирования основы для расширения экономического сотрудничества между странами объединения. Для этого создана первичная основа: регулярно проводятся бизнес-форумы СВМДА, есть общее согласие по созданию Делового совета."Сам формат совещания интересен, так как расширяет вектор безопасности, вбирая в себя и европейское, и азиатское направления. Однако этот механизм реальным содержанием наполнить не удалось", - заявил в 2012-м руководитель информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.Поскольку в Азии проживают свыше 4,2 млрд. человек, или 60,5 % населения Земли, и многие страны континента являются динамично развивающимися, то решение вопросов безопасности и развития приобретает особое значение. Достаточно отметить, что в этой части света образовано 54 государства, но из них четыре - Абхазия, Китайская Республика (Тайвань), Турецкая Республика Северного Кипра, Южная Осетия - признаны только частично. Кроме того, в Азии многие межгосударственные, в том числе территориальные и пограничные, конфликты длятся десятилетиями. ОБРА и ОБСЕ: в чем разница? По сути предложенная эволюция СВМДА в ОБРА означает расширение формата совещания и поворот к решению новых задач. Вполне понятно, что инициатива Н.Назарбаева не могла быть сразу принята государствами-участниками. Очевидно также, что ОБРА предлагается создатьсовсем в иных исторических, культурно-цивилизационных, политических и геополитических, экономических обстоятельствах, чем ОБСЕ.Последняя в настоящее время объединяет 57 государств-участников из Северной Америки, Европы и Азии и является крупнейшей региональной организацией по вопросам безопасности и сотрудничества. В 1975-м, когда состоялось подписание Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки, в работе совещания участвовали все 33 государства Европы, а также США и Канада. Для сравнения: СВМДА объединяет 26 стран из числа де-факто существующих 54 государств Азии. Между прочим, среди них нет Саудовской Аравии, большинства стран Ближнего Востока, хотя в работе организации участвуют Лига арабских государств (ЛАГ), Израиль и Палестина, Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, предшественник ОБСЕ, тоже начиналось как диалоговая площадка. Предложение о его созыве было изложено в "Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе",принятой в 1966-м Политическим консультативным комитетом Организации Варшавского договора (ПКК ОВД). Это предложение в последующем получило развитие в ряде совместных документов стран-участниц Варшавского договора, стало одной из центральных задач их внешней политики. Оно нашло поддержку в широких общественных кругах западных стран. Сказывалась общая атмосфера разрядки напряженности - передышки в "холодной войне".Ввод советских войск в Афганистан в конце декабря 1979-го прервал этот период временного потепления в отношениях между странами из двух военно-политических блоков - НАТО и ОВД. Но тогда, в конце 1960-х - начале 1970-х, предложение о созыве совещания было поддержано Францией, азатем другими западными государствами. Значительный вклад в этот процесс внесло правительство Финляндии. В условиях двухблокового противостоянии в мире и Европе важным фактором, способствовавшим созыву совещания, стало решение германского вопроса: в 1970-1973 гг. были заключены двусторонние договоры между СССР, ПНР, ГДР, ЧССР, с одной стороны, и ФРГ - с другой, и четырехстороннее соглашение по Западному Берлину.Однако в странах Азии нет подобной двухблоковости, облегчающей совместный поиск договоренностей. Как нет и столь высокой заинтересованности и активности общественности в решении вопросов общеазиатской безопасности, ибо все межгосударственные споры, претензии иконфликты являются двусторонними и не имеют общеазиатского содержания.СБСЕ, впоследствии ОБСЕ, могло решать проблемы общеевропейской безопасности до тех пор, пока не развернулись "воронки конфликтов" накануне и после распада СССР и Югославии. Как известно, ОБСЕ оказалась неэффективна в разрешении конфликтов на территории прежней Югославии, в Нагорном Карабахе. До сих пор не существует приемлемого для всех сторон решения проблемы взаимоотношений Абхазии и Грузии, Южной Осетии и Грузии.Для Азии с ее мозаикой религий, культур, политических режимов, уровней общественно-экономического развития даже построение "каркаса" общей безопасности представляется более сложной задачей, чем для ОБСЕ.По оценкам отдельных экспертов, повод для некоторого оптимизма есть, поскольку на данном этапе СВМДА в качестве дискуссионной площадки выполняет функцию "секретного почтальона", то есть механизма "неформального обмена мнениями между странами, которые друг друга на духне переносят".Кроме того, СВМДА является структурой, которая на основе изначально поставленных целей и идей может опираться на платформу экономического сотрудничества. Об этом по-разному высказывались Н.Назарбаев и председатель КНР Си Цзиньпин, касаясь проекта "экономического пояса Шелкового пути".На недавнем саммите СВМДА Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что расширение экономического сотрудничества является одним из ключевых направлений деятельности СВМДА. "Сегодня Азия - это локомотив мировой экономики. В группу 20 ведущих экономик мира входят шесть азиатских стран. На долю государств СВМДА приходится одна треть мирового ВВП. Экономическое развитие нашего региона во многом определяет глобальные тренды. Мы знаем о существующих сегодня форматах G-8, G-20 и других объединениях, которые не смогли выработать действенные меры по преодолению негативных последствий экономического мирового кризиса. Именно поэтому в 2012 году я выдвинул инициативу G-GLOBAL. Эта платформавключает фундаментальные принципы мира в XXI веке. Проект G-GLOBAL способствует поиску эффективных решений как на общемировом, так и на региональном уровнях", - сказал президент Казахстана.Он поддержал идею Си Цзиньпина о создании инфраструктурного фонда "Шелкового пути". "Поскольку Казахстан находится в самом сердце азиатского континента, мы бы хотели внести предложение о том, чтобы перенести штаб-квартиру проекта "Шелковый путь" в Алматы. Соединив государства Азии и Европы, этот маршрут станет крупнейшей транспортной системой в мире", - заметил лидер Казахстана. О будущих "корзинах" Очевидны контуры предлагаемой эволюции СВМДА в ОБРА: по аналогии с ОБСЕ наполнение "трех корзин" деятельности."Первая корзина" означает политико-военное измерение, и вполне логичен призыв Астаны к подписанию всеми странами Всеобщей декларации безъядерного мира вместе с необходимой в будущем активизацией дипломатических усилий по предотвращению конфликтов. Для наполнения "первой корзины" важно принять в будущем всеми участниками комплекса мерпо построению доверительных отношений и безопасности в Азии. В период председательства Китая в СВМДА (2014-2016 годы), скорее всего, большее внимание будет уделено "второй корзине", то есть вопросам экономическогосотрудничества. В отличие от ОБСЕ, сомнительно, чтобы участники СВМДА ипредполагаемой ОБРА в их нынешнем составе проявили интерес к наполнению"третьей корзины", предполагающей так называемое человеческое измерение, включаю защиту прав человека, развитие демократических институтов, мониторинг и оценку выборов.Было бы логично и обоснованно не оставлять созданную диалоговую площадку, а придать ей новый импульс. Но построить азиатский аналог ОБСЕбудет сложнее, чем оригинал. Принимая во внимание восточную осмотрительность, не стоит ожидать, что инициатива казахстанского лидеравстретит поддержку всех участников СВМДА в ближайшее время. И, конечно,перспектива и характер эволюции СВМДА в ОБРА во многом зависят от позиции основных стран, полностью или частично принадлежащих территориально к Азии - Китая, Индии, России, Японии, Пакистана и некоторых других. Талгат Исмагамбетов  http://camonitor.com/archives/11829

Поделиться: