Россия и Китай готовы создать экономический хребет Евразии, - "Однако"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Столь тесное сотрудничество азиатских держав с Россией, создание своеобразного "экономического хребта" Евразии позволит говорить и о новой системе безопасности в регионе, которая не даст Соединенным Штатам чувствовать себя здесь гегемоном, по собственной прихоти провоцируя революции и развязывая гражданские войны
Россия и Китай готовы создать экономический хребет Евразии, - "Однако"
За два дня визита Путина в Китай было подписано рекордное количество соглашений между двумя странами. Даже для скептиков стало очевидно, что поворот на Восток - это продуманная, взвешенная, давно назревшая политика. Российский президент отметил, что за всю многовековую историю сотрудничества Москва и Пекин еще никогда не были так близки к созданию стратегического альянса: РФ заинтересована в китайских инвестициях, КНР - в российских ресурсах.Шанхайские триумфыБывший китайский посол в России Лю Гучан в эксклюзивном интервью агентству Xinhua заявил, что обострение отношений России с США и странами Запада "позволило наладить, наконец, полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество между Москвой и Пекином". Но неужели дело только в разногласиях с западными "партнерами"? Думается, что поворот на Восток был неизбежен в любом случае, даже если бы на Западе не началась антироссийская истерия.Это стратегическое решение российских властей, полностью поддержанное представителями бизнеса. Неслучайно в Шанхае Путина сопровождали топ-менеджеры 25 крупнейших российских компаний, которым удалось продвинуть важные стратегические проекты. Объединенная авиастроительная корпорация, например, подписала с китайской COMAC меморандум о сотрудничестве, предполагающий строительство пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который может бросить вызов дуполии Boeing и Airbus. Компании российского ВПК договорились о поставках в КНР зенитно-ракетных комплексов С-400 и производстве на китайской территории тяжелого вертолета Ми-26. Энергетический холдинг "Русгидро" заключил соглашение с китайской PowerChina о сотрудничестве в гидроэнергетике. Москва и Пекин в очередной раз выразили желание увеличить взаимные расчеты в национальных валютах и нарастить инвестиционные потоки (велись разговоры о долговременном механизме регулирования валютных курсов и создании клирингового центра для расчетов, который позволит отойти от доллара во взаимной торговле).По словам заместителя директора Института Дальнего Востока Андрея Островского, "целью визита Путина в Китай было довести уровень экономических отношений до уровня политических". И во многом это ему удалось.Разумеется, главной интригой российско-китайского саммита был вопрос о том, заключат ли "Газпром" и "КННК" договор о поставках газа. Однако следует отметить, что ключевую роль в энергетическом альянсе с Пекином играют все-таки не газовые контракты, а договоры о поставке нефти и нефтепродуктов.Это признают и американские эксперты. "Мы можем сколько угодно рассуждать о шансах "Газпрома" на китайском рынке, - пишет сопредседатель Глобального форума по энергетической безопасности Гал Люфт, - но ведь в первую очередь Россия - нефтяной экспортер. Она поставляет на внешние рынки 70 процентов своей нефтедобычи и только 30 процентов добычи газа, а ее нефтяные доходы почти в семь раз больше, чем газовые".По формуле "Роснефти"В связи с этим ни у кого не вызывает сомнений, что основная роль в подготовке и реализации "восточного" проекта принадлежит "НК "Роснефть". По мнению большинства комментаторов, на шанхайском форуме именно глава компании Игорь Сечин стал ключевой фигурой. А на переговорах по газовому контракту Владимир Путин призывал действовать по формуле "Роснефти".Заключив в прошлом году долгосрочные контракты с крупнейшими нефтяными компаниями Китая - "КННК" и "Синопек", "Роснефть", пишут эксперты, осуществила прорыв на восточном направлении. В течение 25 лет компания обязуется поставить в КНР порядка 665 млн тонн нефти. И, как отмечает китайское интернет-издание Haiwainet, "в связи с этим Москва может уверенно заявить западным странам: ваши санкции не имеют смысла. Если Россия будет продавать нефть только Китаю, этого вполне достаточно, ведь КНР - самый крупный импортер энергоресурсов в мире".Сама КНР заинтересована в том, чтобы максимально нарастить поставки российской нефти (это позволит снизить зависимость от уязвимых морских маршрутов, которые легко могут быть перекрыты США). И неудивительно, что Пекин готов предоставлять Москве гигантские кредиты под залог будущих поставок углеводородов.Кроме того, "Роснефть" договорилась с "КННК" о создании совместного предприятия по освоению углеводородных ресурсов Восточной Сибири и строительстве нефтеперерабатывающего завода в китайском Тяньцзине, запуск которого запланирован на конец 2019 года.В отличие от "Газпрома", который всегда выступал против предоставления компаниям из КНР доли в восточносибирских газовых месторождениях, "Роснефть" полагает, что создание СП является прекрасным стимулом для того, чтобы китайцы вкладывались в модернизацию российского энергетического сектора и развитие инфраструктуры. Быть одним из ключевых партнеров, безусловно, интересней, чем выступать в роли обыкновенного потребителя энергоресурсов.Помимо СП "Роснефти" и "КННК", в Восточной Сибири есть еще и проект "Ямал СПГ", контрольный пакет акций в котором принадлежит "Новатэку". Проект предусматривает строительство завода по производству СПГ и разработку Южно-Тамбейского месторождения, и доля китайской "КННК" составляет в нем 20 процентов."Азиатская мечта"Следует понимать, однако, что КНР - не единственный стратегический партнер России в регионе. Cмысл "восточного" проекта в том, чтобы привлечь к его реализации всех ключевых игроков АТР и, в первую очередь, конечно, Японию - главного регионального соперника Китая, способного уравновесить его влияние.И хотя из солидарности с другими государствами "семерки" политики в Токио вынуждены были присоединиться к антироссийским санкциям, японские предприниматели от этого явно не в восторге. В отличие от управляемых европейских держав, Япония не может позволить себе роскоши остаться в стороне от российской бизнес-активности, развернувшейся на Востоке. Недавно крупная компания из этой страны подписала соглашение о поставках моторного масла в РФ, и когда ее представителей спросили: "А как же санкции?", ответ был лаконичен и прост: "Украина - далеко, бизнес для нас важнее".Большая надежда и на индийские нефтяные компании, в первую очередь ОНГС (особенно после сенсационной победы на выборах в Индии лидера "Бхаратия джаната парти" Нарендры Моди, который с симпатией относится к путинским идеям о мироустройстве и, по прогнозам политологов, будет все больше сближаться со странами ШОС и отдаляться от Запада).Некоторые эксперты считают, что в ближайшее время рынок ШОС будет обеспечен преимущественно российской нефтью. А это значит, что в государствах, входящих в эту организацию, появится целая сеть трубопроводов, по которым углеводороды с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока потекут в Азию. По словам президента Фонда востоковедческих исследований Сергея Лузянина, "с содержательной и имиджевой стороны для ШОС нужны знаковые, прорывные проекты. Без них эта организация не сможет стать по-хорошему дерзкой, амбициозной и эффективной".С другой стороны, Россия планирует привлечь страны АТР к масштабным инфраструктурным и энергетическим проектам, которые Москва планирует осуществить на своей азиатской территории, в первую очередь, к ускоренному развитию Дальнего Востока. "Мы готовы рассмотреть совместную инвестиционную работу по всей технологической цепочке - в добыче, в инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов", - заявил глава "Роснефти" Игорь Сечин в своем выступлении на российско-японском инвестиционном форуме. И это предложение относится ко всем влиятельным компаниям Восточной и Южной Азии.Фактически речь идет о том, чтобы азиатские страны не только покупали углеводороды, но и совместно с "Роснефтью" осваивали труднодоступные месторождения Восточной Сибири и континентального шельфа, вкладывали средства в переориентацию российской инфраструктуры на Восток, строительство заводов по переработке нефти и газа и развитие транспортных коридоров - в первую очередь, Северного морского пути.Столь тесное сотрудничество азиатских держав с Россией, создание своеобразного "экономического хребта" Евразии позволит говорить и о новой системе безопасности в регионе, которая не даст Соединенным Штатам чувствовать себя здесь гегемоном, по собственной прихоти провоцируя революции и развязывая гражданские войны. Источник - Однако

Поделиться: