Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Большая военно-техническая альтернатива

20.05.2014

Автор:

Теги:

В ходе визита Владимира Путина в Китай ожидается подписание пакета документов о военно-техническом сотрудничестве, включая разработку ряда совместных проектов — в том числе дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера. 

Варианты заимствования

 

После нормализации отношений между Москвой и Пекином в конце 1980-х годов Россия и Китай возобновили прерванное 25 годами ранее сотрудничество в военной сфере. Сегодняшний уровень разработки и производства вооружений в КНР в весьма значительной мере базируется на переданном в 1990-2000-х годах из России фундаменте, как в виде готовых изделий, так и в виде разработок и концепций, легших в основу новых китайских проектов. 

 

Формат этого сотрудничества имел ряд трудноустранимых недостатков. 

В первую очередь, оно было более выгодным для Китая, нежели для России, поскольку фактически сводилось к воспроизведению на китайских заводах уже созданных в России изделий. Таким образом, Китай наращивал свой технологический потенциал, сокращая разрыв в уровне разработок военной техники. 

Россия же имела лишь деньги — впрочем, 10-20 лет назад это был подчас единственный шанс выжить для многих оборонных предприятий в условиях практически полного отсутствия гособоронзаказа.

Освоив лицензионную сборку тех или иных изделий, Китай чаще всего переходил к производству уже из собственных комплектующих, пусть зачастую и с более низкими ТТХ. В итоге роль России сводилась к донорству технологий, с крайне низким выходов в виде новых разработок.

Вместе с тем эта схема сотрудничества не позволила Китаю достичь полной самостоятельности в оборонной промышленности. Не без проблем и оговорок воспроизведя советские технологии 80- начала 90-х годов, китайская промышленность пока не продемонстрировала системной способности продвинуться дальше, достигнув уровня российских разработок настоящего времени. 

Схожие проблемы наблюдаются и в гражданских отраслях машиностроения Китая, где, достигнув определенного уровня развития, Китай вынужден вновь приобретать разработки следующего поколения у лидеров, не имея возможности самостоятельно преодолеть разрыв, как это произошло в свое время в СССР 1930-50-х годов. При этом даже активное использование импортных технологий и разработок не гарантирует успеха проекта.

Так, разработанный с участием КБ Антонова региональный пассажирский самолет ARJ-21 Xiangfeng, первый полет которого состоялся 28 ноября 2008 года, пока так и не вошел в эксплуатацию, а в ходе его испытаний был зафиксирован ряд трудноустранимых проблем, несмотря на широкое использование зарубежных технологий и комплектующих. Для сравнения: совершивший первый полет 19 мая 2008 года российский самолет аналогичного класса SSJ-100 вышел в коммерческую эксплуатацию в апреле 2011 года, и его серийное производство набирает обороты. 

Смена формата

 

Новые соглашения, которые должны быть подписаны между КНР и РФ, переводят военно-техническое сотрудничество двух стран в иной формат, схожий с тем, что сегодня наблюдается во многом между Россией и Индией. Речь идет о совместной разработке новой техники, в настоящий момент отсутствующей даже в виде прототипов и последующем ее производстве, в интересах стран-разработчиков и на экспорт.

 

Наиболее интересным является соглашение о совместной разработке Россией и Китаем широкофюзеляжного дальнемагистрального гражданского авиалайнера, который по замыслу должен составить конкуренцию европейским Airbus и американским Boeing.

Подобные самолеты сегодня являются вершинами "товарных линеек" обоих ведущих авиапроизводителей мира, сосредотачивая наибольший объем технологий и трудовых затрат. Совместная разработка такой машины в России и КНР должна значительно повысить уровень развития авиапрома и позволить конкурировать с ведущими производителями — как минимум на внутреннем рынке обеих стран и их ближайших союзников. 

Подобная разработка была бы, скорее всего, обречена на провал в отсутствие разработок и серийного производства машин младших классов. Однако серийное производство SSJ-100 и разработка перспективного среднемагистрального лайнера МС-21 позволяют говорить о восстановлении необходимого базиса, при этом растет и число отечественных производителей агрегатов и комплектующих для гражданской авиации.

С куда большей уверенностью можно говорить о перспективах другой анонсированной совместной разработки — тяжелого вертолета, который должен будет стать преемником сегодняшней серийной машины Ми-26, разработанной в 70-80-х годах прошлого века. Разработка и серийное производство вертолетов в России за прошедший период времени не прекращались никогда.

Реальная цель, реальная цена

Помимо соглашений о дальнемагистральном лайнере и вертолете, ожидается и подписание ряда других контрактов, включая и договоры о поставках готовой техники из России. Однако те, кто оценивают вероятный итог российско-китайских переговоров просто по сумме договоров, включая и широко обсуждаемый возможный "газовый договор", совершают ошибку.

Главный смысл происходящего заключается не в продаже определенных товаров и услуг за определенную сумму и даже не в наращивании военных и экономических возможностей обеих стран. Главный смысл совместных дорогостоящих наукоемких проектов заключается в создании независимого от Запада центра "производства ключевых технологий", который сможет функционировать независимо от политических отношений между Москвой и Пекином с одной стороны и Вашингтоном, Брюсселем, Токио — с другой. 

Способность независимо от остальных производить современный широкофюзеляжный авиалайнер — от конструкционных материалов до двигателей и системы управления — означает способность производить практически все известные на сегодняшний день изделия машиностроения. 

Западный мир шел к этой вершине десятилетиями, сосредоточив в своих руках большую часть освоенных сегодня технологий и патентов на право их использования. Россия и Китай сегодня находятся в начале пути. Но отправляясь в него, необходимо понимать цену, которую придется заплатить в итоге — подобная глубина сотрудничества с Китаем означает неизбежный политический союз Москвы и Пекина точно так же, как он присутствует между Берлином и Вашингтоном или Вашингтоном и Парижем, несмотря на все периодические разногласия. 

У России есть два важных преимущества, способных обеспечить равноправное положение в этом союзе, — огромные ресурсные богатства и несомненное технологическое лидерство в оборонно-промышленной сфере. Независимо от форм взаимодействия с Китаем, оба эти преимущества должны сохраняться — в противном случае риск утраты суверенитета будет слишком велик.



РИА Новости http://ria.ru/analytics/20140520/1008497769.html#ixzz32HluRRp5

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение