Многополярный мир и Кыргызстан

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Глобальное соперничество между Пекином и Вашингтоном постепенно растет. После официального оглашения стратегического приоритета в Азиатско-Тихоокеанском регионе США начали обхаживать десять членов ассоциации стран Юго-Восточной Азии (Бруней, Камбоджу, Индонезию, Лаос, Малайзию, Мьянму, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам), ряд из которых имеют территориальные споры с Китаем.
Многополярный мир и Кыргызстан
Глобальное соперничество между Пекином и Вашингтоном постепенно растет. После официального оглашения стратегического приоритета в Азиатско-Тихоокеанском регионе США начали обхаживать десять членов ассоциации стран Юго-Восточной Азии (Бруней, Камбоджу, Индонезию, Лаос, Малайзию, Мьянму, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам), ряд из которых имеют территориальные споры с Китаем.Американцы опасаются, что КНР в ближайшие годы бросит им вызов в борьбе за мировое лидерство, а китайцы, в свою очередь, понимают политику Штатов по сдерживанию Поднебесной. Предусмотрительный Вашингтон, несмотря на тесную взаимосвязь двух ведущих экономик мира, ревностно защищает собственные прогрессивные технологии, которые являются его преимуществом в современном мире. Примером тому служит установление торговых барьеров и ограничений на экспорт высокотехнологичной продукции в Китай и Россию.Китайский «кормчий» Си Цзиньпин еще раз подтвердил неизменность справедливой позиции КНР по украинскому конфликту, которая сформулирована «в отстаивании необходимости политического решения кризиса». Такая позиция играет на руку скорее России, чем Западу, который надеялся услышать от Пекина осуждение российских действий в Крыму. Китай также воздержался во время голосования по Украине в Совбезе ООН. Москва же заблокировала принятие данной резолюции, воспользовавшись правом вето. Учитывая, что все остальные 13 государств-членов совета проголосовали «за», позицию КНР можно расценивать как косвенную поддержу России.Думаю, сегодня Китай, выступающий за многополярный мир, заинтересован в усилении РФ как союзника, способного ослабить лидерство Вашингтона на мировой арене. Впрочем, на данном этапе Пекину вряд ли нужна конфронтация — как и любые международные санкции. Главное для Китая — предотвратить большой военный конфликт и минимизировать санкции, которые усложнят торгово-экономические отношения.В последние 20 лет международное сообщество начало уделять больше внимания Центральной Азии. Следует отметить, что руководители новых независимых республик региона (возникших после распада СССР) стремятся использовать возобновление интереса к ним в национальных и собственных целях, порой играя на противоречиях великих держав и выдвигая требования, которые считают выгодными для укрепления своих режимов и своего влияния в ЦА, ссылаясь, прежде всего на суверенитет государств.Россия и Китай превратились в ведущие экономические державы, вошедшие в пятерку наиболее богатых стран мира. Содействие, которое они оказывают республикам Центральной Азии, трудно определить какой-то одной категорией — обычно оно проявляется в виде прямой технической помощи, инвестиций и кредитов на срочные нужды. К примеру, Россия планирует построить целые каскады ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане, инвестирует средства в коммуникационные и инфраструктурные проекты. Не менее результативен оказался и прошлогодний вояж председателя КНР Си Цзиньпина по странам Центральной Азии, в ходе которого с государствами региона было подписано несколько соглашений на огромную сумму — почти 60 млрд долларов.Главным же показателем утраты влияния США и Евросоюза является то, что элиты центральноазиатских стран, приобретя собственный опыт суверенитета, все более критически относятся к западным ценностям — демократии и правам человека (в англо-саксонской интерпретации), и сегодня они уже способны успешно оппонировать Западу. Невооруженным взглядом видно, что Россия и США продолжают действия по ослаблению влияния друг друга в регионе. В то же время Китай занимает более осторожную, выжидательную позицию. Администрация Барака Обамы выработала применительно к Центральной Азии собственные подходы: с одной стороны, она продолжает сотрудничество с авторитарными режимами, с другой — повсеместно оппонирует российскому влиянию здесь.Собственно, первоначально идеи такой внешней политики были сформулированы еще Ф. Старом в его концепции «Нового шелкового пути». Политическое руководство США неоднократно заявляло, что рассматривает наш регион в связке с Юго-Восточной Азией, которая стала приобретать для Соединенных Штатов все большее военно-политическое значение. Настроенный прагматично Запад стремится «оторвать» ЦА от экономического (и политического) влияния России и «пристегнуть» к когорте нестабильных государств, таких как Афганистан, Пакистан и другие.Однако, несмотря на все это, последние годы правящие элиты стран Центральной Азии (не считая Узбекистана) стали разворачиваться в сторону политической и экономической интеграции с Россией. Местная элита ясно осознала, что американские внешнеполитические и внешне-экономические интересы преследуют собственные цели и лишь отчасти связанны с операциями в Афганистане и войной с терроризмом. При этом позабыты национальные интересы самих республик региона, не учитывается огромный исторический опыт, культура, цивилизационные факторы, менталитет и, если угодно, философия населяющих его народов.Сегодня в геополитике происходят тектонические сдвиги. И Кыргызстан, небольшое государство, уязвимое во многих вопросах внешней политики, экономики и безопасности, как и большинство стран, заинтересован в создании нового мирового порядка — многополярного мира, с участием таких держав, как Россия, Китай, Индия и т.д. Подобный порядок дает несравнимо больше возможностей для мирного сосуществования больших и малых, богатых и бедных, сильных и слабых стран, позволяет создать в международном сообществе атмосферу доверия и условия для развития всех национальных государств планеты. Поэтому в новых условиях важно определить роль и место Кыргызстана в международном сообществе.Последнее время в сознании наших людей все чаще встает вопрос, быть или не быть Кыргызской Республике суверенным государством. Если мы не хотим утратить надежду на ее выживание, на ее будущее, нужно задуматься и посмотреть, к чему мы пришли за 23 года независимости. Может ли страна позволить себе так же беспечно существовать в будущем? Полагаю, внутриполитическое и экономическое развитие республики должно пойти по новому прогрессивному пути, для чего необходимо выбрать правильную модель обустройства государства. Страна должна разработать и реализовать модель «догоняющего и опережающего технологического» развития.В новых условиях многополярного мира элита Кыргызстана должна все взвесить, разработать внешнеполитическую концепцию, основанную на национальных ценностях и ориентирах, без присущих ей виляний и выкрутасов, без попытки «усидеть на двух стульях».На мой взгляд, главным внешнеполитическим ориентиром и стратегическим союзником КР должна быть сильная Россия, с которой нас связывают не только глубокие исторические и культурные отношения, но и тот факт, что на сегодняшний день РФ является основным экономическим донором Кыргызстана, главным гарантом безопасности в Центральной Азии. Мы должны не просто декларировать, но и реально предпринимать шаги всесторонней интеграции не только в рамках ЕЭС, Таможенного союза, ОДКБ и ШОС, но и в рамках двусторонних отношений.Я верю в светлое будущее моей страны, в то, что вместе с нашими союзниками мы создадим все условия для прогрессивного и стабильного развития своих народов.Источник - http://www.mk.kg/articles/2014/05/13/mnogopolyarnyiy-mir-i-kyirgyizstan.html

Поделиться: