Казахстан-2014: Просто геополитика, ничего личного…

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Очередное дипломатическое турне американских политиков в Центральную Азию с новой силой спровоцировало обсуждение внешнеполитических приоритетов Казахстана. Отказ Нурсултана Назарбаева от участия в неформальном саммите ОДКБ 8 мая в пользу встречи с заместителем госсекретаря США Уильяма Бернса вызвал достаточно категоричные трактовки в российских СМИ и околополитических кругах.
Казахстан-2014: Просто геополитика, ничего личного…
Очередное дипломатическоетурне американских политиков в Центральную Азию с новой силой спровоцировалообсуждение внешнеполитических приоритетов Казахстана. Отказ Нурсултана Назарбаеваот участия в неформальном саммите ОДКБ 8 мая в пользу встречи с заместителемгоссекретаря США Уильяма Бернса вызвал достаточно  категоричные трактовки  в российских СМИ и околополитических кругах. Особо горячие головы в России заподозрили казахстанскоеруководство в переосмыслении  внешнеполитического курса, припомнив Астаневоздержание при голосовании по «крымской резолюции» в ООН. Казахстанские политологиувидели в этой ситуации продолжение многовекторной политики,  в течение всего периода независимости приносившейсущественные дивиденды Казахстану с точки зрения международногопозиционирования. Не прошло и месяца с момента посещения Астаны помощникомгоссекретаря Ниши Бисвал. Тогда никто из казахстанского руководства, заисключением министра иностранных дела, не встретился с американским дипломатом.Что же изменилось впозиции Астаны за достаточно короткий срок? Вряд ли следует делатьдалеко идущие выводы из отсутствия Назарбаева на саммите ОДКБ и его встречи самериканским дипломатом. Казахстанский президент в конце апреля уже посетилМоскву с официальным визитом. После этого прошла встреча в формате «евразийскойтройки» в Минске. Итоги этих мероприятий свидетельствуют о твердом намеренииказахстанской стороны следовать намеченному плану формирования Евразийского ЭкономическогоСоюза. Поэтому попытки навязать Казахстану ложный выбор между двумя союзниками обреченына провал. Вероятнее всего, правыте аналитики, которые увидели в факте встречи Назарбаева с Бернсом продолжениелинии на осуществление казахстанским президентом некой посреднической миссиимежду Москвой и Вашингтоном. Пока идея казахстанского посредничества вурегулировании конфликта между сторонами не получила реальных очертаний. Ноженевские соглашения и последние заявления российского президента онеобходимости нахождения компромисса между Киевом и Юго-Востоком, создали новыеперспективы для инициирования продуктивного диалога между сторонами конфликта,и Нурсултану Назарбаеву роль посредника по-прежнему кажется вполне привлекательной.Не стоит забывать и об объективных экономических интересах Казахстана. США вместес другими странами Запада, является крупнейшим инвестором  в нефтегазовый сектор РК. Во-вторых, уже в2014 году Казахстан планирует вступить в ВТО, что в глазах ряда элитных группсоздаст некий противовес евразийскому проекту, поможет снизить градуснапряженности вокруг евразийской интеграции в казахстанской экспертной и медиасферах.  С этой точки зрения переговоры сБернсом вполне логины. Тем не менее этаситуация не останется без внимания со стороны Москвы, и, скорее всего, будетвоспринята как дополнительное свидетельство независимой позиции Казахстана, готовностиотстаивать собственные национальные интересы. Однако Россия и без тоговоспринимает Казахстан как серьезного и самостоятельного игрока, союзника,отношения с которым в рамках евразийского проекта строятся на взаимовыгодной иравноправной основе. А значит, сколько-нибудь ощутимого удара по российско-казахстанскимвзаимоотношениям этот случай нанести не мог. В связи с этим  главным сигналом для Москвы должна стать непозиция Назарбаева, а усилившаяся активность США в центрально-азиатскомрегионе. Два подряд визита высокопоставленных американских чиновников в регионс заверениями в дружбе и сотрудничестве, весьма показательны. Отметим, чтоБернс прибыл в Астану из Ташкента, где провел несколько кулуарных встреч свысшим руководством страны. Не секрет, что в настоящее время США рассматриваютименно Узбекистан в качестве основного форпоста в регионе. В последнее времянаблюдается сближение позиций Казахстана и Узбекистана, что, по мнениюнекоторых наблюдателей, происходит не без влияния из-за океана. На фонеукраинских событий и приближающегося вывода войск коалиции НАТО  из Афганистана Вашингтон заинтересован вослаблении позиций России и Китая в Центральной Азии и максимальном вовлечениигосударств региона в американские политические и экономические проекты. Благодарятранспортному и энергетическому потенциалу Казахстан является крайне желаннымобъектом для вовлечения в проект «Нового шелкового пути». Кроме того, наканунеподписания Договора о создании Евразийского Экономического Союза американскиеполитики стараются «прощупать» почву вокруг отношения к евразийской интеграциив Казахстане, выявить уровень протестного потенциала и активности гражданскогообщества. Ведь ситуация на Украине, усиление давления на Россию и попыткиотправить ее в международную изоляцию, по мнению Вашингтона, должны были определённымобразом сказаться на общественных настроениях в Казахстане.  Однако запас прочностисозданной в Казахстане социально-политической системы достаточно высок дляпротиводействия деструктивному влиянию со стороны внешних сил.  Казахстан даже в условиях обозначившегося кризисамноговекторности может позволить себе использовать во внешней политике прежниепринципы и инструменты. Но вместе с повышением роли государства в мировойполитике, многократно возрастают риски и издержки. Постсоветское пространство выходитна авансцену мировой политики, и именно способность вписаться в новую системуопределяет уровень конкурентоспособности Казахстана и стран региона в новыхгеополитических реалиях. А это значит, что интеграция становится дополнительнымважным условием обеспечения экономической безопасности для Казахстана, России,стран Центральной Азии.

Поделиться: