Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Лучше поздно, чем никогда, или Запад возвращается к реальности

12.05.2014

Автор:

Теги:

 

 

Интеграционныепроцессы в действительности обернулись причиной дезинтеграции и искусственныхразделительных линий. Причина в недальновидности и максимализме глобальныхигроков.

Восточноепартнерство - проект разработанный членами ЕС для 6 стран восточного соседства  (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии,Молдовы и Украины) изначально был предназначен для быстрого реформирования и модернизациистран региона, укрепления демократий и их сотрудничества как между собой, так ис ЕС. Развитие и процветание региона представлялось той благой целью, которая исходилакак из интересов стран, вовлеченных в проект, так и их союзников, в том числе иРоссийской Федерации. Интенсивное сотрудничество с Европой во многих сферах не исключалостратегического сотрудничества с Россией и не могло привести страны ВС кжесткому выбору.

Нореальность оказалось не так идеальна, как план, и причиной тому сталанеобдуманная и недальновидная политика. Армения, как стратегический союзник РФ,находящаяся с Россией в одном военном блоке (ОДКБ) 3-ого сентября 2013г. заявилао намерении войти в Таможенный союз, членами которой являются страны блока ОДКБРоссия, Беларусь и Казахстан. Ответом на это стала довольно-таки жесткая позицияЗапада, поставившая Армению перед выбором или Ассоциация с ЕС, или ТС.Напомним, что еще в июле 2013-ого года были завершены переговоры между Армениейи ЕС о соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, парафированиесоглашений было назначено на ноябрь 2013-ого в Вильнюсе.

После3-ого сентября было заявлено о невозможности парафирования Соглашений исотрудничество Армении с ЕС. В результате в Вильнюсе глава МИД Армении и Верховныйкомиссар ЕС по иностранным делам и безопасности Кэтрин Эштон обменялись письмами,намечающими повестку дня дальнейшего сотрудничества Армении и ЕС, а также былопринято совместное заявление, в котором стороны подтвердили приверженностьдальнейшему развитию и укреплению всеобъемлющего сотрудничества в рамках Восточногопартнерства во всех сферах, представляющих взаимный интерес. О продолжениипроцесса можно судить лишь из отдельных заявлений государственных чиновников оразработке нового документа, о необходимости согласования обновленных основсотрудничества и т.д. На чем строится дальнейшее сотрудничество на данныймомент - не ясно.

Позднееперед выбором была поставлена Украина, которая, как ожидалось, в Вильнюседолжна была подписать Соглашение об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.Несмотря на то, что Украина не заявляла о намерении войти в Таможенный Союз, всвязи с рядом давлений, она отказалась от подписания Ассоциации в Вильнюсе. Позднеепрезидент страны выступил с предложением о трехсторонних переговорах с участиемЕС, Украины и России, но оно было отвергнуто европейской стороной. Похожиеинициативы предлагались и армянскими экспертами. Но Запад выступал смаксималистских позиций “все или ничего”, а странам ВС приходилось выбиратьмежду Западом и Россией, что не только противоречило их интересам , но инеестественно по сути.

Толькосейчас, спустя много месяцев главы МИД Веймарской тройки заявили, что страны ВосточногоПартнерства не должны стаять перед выбором или-или, и для спасения проектаВосточного партнерства предложили начать переговоры ЕС с Россией, с участиемУкраины, Молдовы и Грузии о последствиях соглашения об Ассоциации для всех сторон.

Но исейчас не упоминание Армении наряду с этими странами в документе вызываетсомнения относительно объективности европейской тройки. Если цель предложенияво взаимовыгодном сотрудничестве и развитии проекта Восточного партнерства, тожелание Армении войти в ТС никоим образом не противоречит логике документа. ИАрмения наравне с Грузией, Молдовой и Украиной должна быть представлена ввозможных многосторонних переговорах. В противном случае, складывается впечатление,что предложение о переговорах лишь попытка наименее болезненно оторвать Украину,Молдову и Грузию от России и внести в “свой блок”.

Возникаетвопрос, неужели нужно было так много времени, чтобы понять, что вместо взаимныхобвинений, санкций и жестких заявлений, лишь многосторонний диалог с взвешиваниемвсех “за” и “против” может дать ключи к разгадке и разрешить игру с выигрышамисходом для всех сторон?!

Лишьсмена подхода к проблеме может разрешить конфликт в регионе. Цель России иЗапада должна быть не в том, чтобы переманить эти шесть стран, а выстроитьпарадигму партнерских отношений, открывающих простор для интересов всех сторон.

Вэтом плане Молдова и Грузия, при партнерских и дружественных отношениях сРоссией и при подписании Соглашения об ассоциации с ЕС, вхождении с ней вединую свободную экономическую зону, и Армения, при вхождении в Таможенный союзи тесных связях с ЕС, в перспективе могут стать мостом, соединяющим эти двасоюза и обеспечивающие их взаимодействие.

Нужнотакже учитывать, что экономические связи Армении и Грузии имеют стратегическуюважность для обеих стран и выстроены на особых партнерских условиях. Следовательно,эти две страны могут стать своеобразным звеном, связующим два экономическихпространства и обеспечивающие взаимовыгодное сотрудничество. Но для этогонеобходимо соответствующее осознание возможности и выстраивание ряданеобходимых шагов как со стороны Армении и Грузии, так и их партнеров в лице ЕСи стран ТС. В противном случае, мы будем иметь очередной пример неиспользованной возможности для всех сторон.

Осознаниеи конструктивный подход разрешат как противоречия между Западам и Россией, таки обеспечат интеграцию региона и выстраивание стабильных взаимовыгодныхотношений. Для этого необходим как диалог ЕС и России по-отдельности с каждойиз стран Восточного партнерства, так и многостороннии консультации(и  не только на государственном уровне).

 

Анна Карапетян

Журналист – аналитик

Информационно-аналитического агентства “Армедиа”


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение