Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2014: нужна конституционная реформа.

11.05.2014

Автор:

Теги:

ГабдуалиевМереке Тлекович

кандидатюридических наук,

директорИнститута развития

конституционализмаи демократии,

г. Астана

mereke_gabi@mail.ru

 

ПрезидентРеспублики Казахстан  Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана от 14 декабря2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегосягосударства», говоря о дальнейшем укреплении государственности и развитии казахстанскойдемократии, отметил о необходимости грамотного проведениядецентрализации управления.

В структурномплане в данном Послании следует обратитьвнимание на немаловажную деталь. В разделе, посвященном сути идеидецентрализации, речь идет не только оместном самоуправлении.

Президент Н.А.Назарбаев отметил, что «нужно продолжитьнашу политику по усилению Парламента полномочиями. Вместе стем децентрализацию не стоит рассматривать исключительно как процесс созданияновых органов власти на местном уровне, куда можно передать определенныеполномочия. Децентрализация – это прежде всего качественное изменение системыгосударственного управления, изменение системы решения проблем на местномуровне»[1].    

В настоящеевремя депутаты маслихатов (выборщики) избирают сенаторов по два человека откаждой области, города республиканского значения и столицы РеспубликиКазахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики сучетом необходимости обеспечения представительства в Сенатенационально-культурных и иных значимых интересов общества (п. 2 ст. 50 Конституции,глава 11 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).

Первоначальнаяидея подобной модели формирования Сената при разработке проекта действующейКонституции в 1995 году преследовалацель аккумуляции интересов регионов в бикамеральной системе ПарламентаРеспублики Казахстан. Как правило, бикамерализм парламента присущ федеративнымгосударствам. Однако, в унитарных многонациональных государствах двухпалатныйпарламент призван играть своего рода стабилизирующую роль, а также - защититьгосударство от народных страстей в нижней палате парламента.

Другими словами,сенат по своему духу является консервативной палатой и является «фильтром» припринятии поспешных решений и законов. В этом смысле слова Сенат ПарламентаРеспублики Казахстан выполнил очень важную миссию в процессе становлениягосударственности и формирования национальной правовой системы. 

Однако, выборы вМажилис Парламента и маслихаты всех уровней в 2007 и 2012 годах выявили следующую тенденцию. В основномна местах депутатские кресла в маслихатах заняли представители партии «НурОтан». Это в свою, очередь привело к тому, что депутаты маслихатов избирали в Сенатсвоих однопартийцев. Сенат по своему политическому составу стал выполнять роль,скорее, не представительства интересов регионов, а - роль представительстваполитической партии, члены которой избрали сенаторов. Как известно, функцияпредставительства Парламента (наряду с законодательной и контрольной функциями)играет важную роль в конституционном механизме власти народа. От эффективностисочетания этих основных функций зависит эффективность деятельности Парламента.

Таким образом,идея децентрализации предполагает, в том числе, прямую и обратную связь местнойвласти с центральной властью. В рамках реализации первого этапа Концепцииразвития местного самоуправления[2]был принят соответствующий закон, направленный на реформирование местногосамоуправления, проведены выборы сельских акимов[3].По новой модели сельские акимы избирались выборщиками (депутатами районныхмаслихатов).

Полагаем, что дальнейшаядецентрализация управления применительно к необходимости усиления Парламентаполномочиями, требует проведения конституционной реформы, направленной наизменение структуры Парламента Республики Казахстан и упразднения его верхнейпалаты - Сената.  

Убежден, что проведение подобной реформы будет направлено на развитиепартийной демократии. Необходимо увеличение численного состава Парламента. Дляпредставителей Ассамблеи народа Казахстана следует предусмотреть наконституционном уровне соответствующие квоты в Парламенте. «Ассамблея – это инновационная модель всенародного представительстваинтересов всех граждан и успешный инструмент нашей молодой демократии»[4],- отметил в своем выступлении на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана ПрезидентКазахстана Н.А.Назарбаев.

Время требует проведения подобной конституционной реформы, котораяпозволит усилить контрольные функции Парламента за деятельностью Правительстваи расходованием бюджетных средств, обеспечит транспарентность деятельностиисполнительной власти. Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании народуКазахстана справедливоуказал, что «Мы должны идти поцивилизованному пути вместе со всем миром, и взять курс на дальнейшуюдемократизацию общества» [5].

Следует также обратитьвнимание на выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева наоткрытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва 2 сентября прошлогогода, в котором указывалось, что «ключевой блок законотворческихзадач связан с модернизацией и глубокой реформой правоохранительногозаконодательства. Парламенту предстоит рассмотреть проекты новых Уголовного,Уголовно - процессуального, Уголовно - исполнительного кодексов, а такжеКодекса об административных правонарушениях. По сути, будет сформирована новаяправовая основа правоохранительной и судебной систем Казахстана сиспользованием мирового опыта. Принятие новых актов модернизирует системууголовного судопроизводства. Казахстанское право будет выведено на качественныйуровень, позволяющий безукоризненно обеспечивать защиту прав и свобод граждан»[6]. По сути,действующий состав Парламента проделал колоссальную работу, направленную нареализацию предвыборной платформы партии «Нур Отан», Мажилис уже принял четырекодекса (не считая других не менее важных законодательных актов). 



[1]http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

[2] См.подр.: Габдуалиев М.Т. По вопросам местного самоуправления //http://www.zakon.kz/4536885-po-voprosam-mestnogo-samoupravlenija-m..html

[3]Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева по итогам выборовакимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, невходящих в состав сельского округа //http://www.akorda.kz/ru/page/page_214522_obrashchenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-po-itogam-vyborov-akimov-gorodov-raionnog

[4]http://www.akorda.kz/ru/page/page_216501_vystuplenie-glavy-gosudarstva-predsedatelya-assamblei-naroda-kazakhstana-n-a-nazarbaeva-na-xxi-sessii

[5]http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

[6]http://www.akorda.kz/ru/page/page_214621_vystuplenie-prezidenta-kazakhstana-nursultana-nazarbaeva-na-otkrytii-tretei-sessii-parlamenta-res


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение