Шала-казахи - остов казахстанской нации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пре­зи­дент об­ще­ствен­но­го фон­да "Ас­пан­дау" Ка­нат Ну­ров по­ла­га­ет, что меж­на­ци­о­наль­ным про­вод­ни­ком в Ка­зах­стане яв­ля­ют­ся ша­ла-ка­за­хи. А точ­нее, "осто­вом ка­зах­стан­ской на­ции, скреп­ля­ю­щей ка­за­хов с рус­ски­ми, ко­то­рые со­зда­ют ос­нов­ное эт­ни­че­ское вза­и­мо­дей­ствие в на­шей рес­пуб­ли­ке".
Шала-казахи - остов казахстанской нации
"Ме­ж­эт­ни­че­ские от­но­ше­ния в Ка­зах­стане долж­ны быть по­стро­е­ны на прин­ци­пах то­ле­рант­но­сти, до­ве­рия, ува­же­ния и вза­и­мо­обо­га­ще­ния. Ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции и цен­но­сти че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, жиз­нен­но­го про­стран­ства, вза­и­мо­вли­я­ние и про­ник­но­ве­ние куль­тур поз­во­ли­ли на об­шир­ной тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на со­хра­нить ува­жи­тель­ное и до­ве­ри­тель­ное вза­и­мо­по­ни­ма­ние меж­ду раз­лич­ны­ми эт­ни­че­ски­ми груп­па­ми", го­во­рит­ся в офи­ци­аль­ном до­кла­де пер­вой сес­сии Ас­сам­блеи на­ро­дов Ка­зах­ста­на, со­об­ща­ет де­ло­вой пор­тал Kapital.​kzПре­зи­дент об­ще­ствен­но­го фон­да "Ас­пан­дау" Ка­нат Ну­ров по­ла­га­ет, что меж­на­ци­о­наль­ным про­вод­ни­ком в Ка­зах­стане яв­ля­ют­ся ша­ла-ка­за­хи. А точ­нее, "осто­вом ка­зах­стан­ской на­ции, скреп­ля­ю­щей ка­за­хов с рус­ски­ми, ко­то­рые со­зда­ют ос­нов­ное эт­ни­че­ское вза­и­мо­дей­ствие в на­шей рес­пуб­ли­ке". "Это хо­ро­шая чер­та ша­ла-ка­за­хов, по­то­му что они яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми, скреп­ля­ю­щи­ми­ся осто­вом имен­но меж­ду ка­за­ха­ми, как на­ци­о­наль­но­стью эт­ни­че­ской и ка­зах­стан­ской на­ции в це­лом",- под­черк­нул экс­перт на за­се­да­нии ана­ли­ти­че­ской груп­пы "КИПР", по­свя­щен­ном об­суж­де­нию си­ту­а­ции в ме­ж­эт­ни­че­ской сфе­ре.Сле­ду­ет от­ме­тить, что ша­ла-ка­за­хом при­ня­то счи­тать че­ло­ве­ка, у ко­то­ро­го один из ро­ди­те­лей яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­лем ка­зах­ской на­ци­о­наль­но­сти. Од­на­ко на се­го­дняш­ний мо­мент ша­ла-ка­за­хи - со­ци­аль­ная ка­те­го­рия с осо­бой мен­таль­но­стью. На про­сто­рах Ин­тер­не­та бы­ту­ет мне­ние, что это - ка­те­го­рия лиц, ко­то­рая не вла­де­ет род­ным язы­ком, не чтит куль­ту­ру и тра­ди­ции сво­е­го ро­да.В це­лом, как от­ме­ча­ет ана­ли­тик, на­ци­о­наль­ная идея все­гда бы­ла важ­на для ка­за­хов. "Еще в 19 ве­ке каж­дый ар­гын или най­ман знал, что он ка­зах, неза­ви­си­мо от то­го, ка­ко­го он ро­да и пле­ме­ни",- за­ме­тил Ка­нат Ну­ров. По его сло­вам, на­ци­о­наль­ная идея яв­ля­ет­ся ин­те­гри­ру­ю­щим на­ча­лом в эт­но­се, оно ос­но­ва­но на на­ци­о­наль­ном свой­стве на­ро­да и ис­то­ри­че­ской мис­сии, ко­то­рые, в свою оче­редь, об­ра­зу­ют иден­тич­ность.По мне­нию ана­ли­ти­ка, за по­след­ние 20 лет неза­ви­си­мо­сти до­сти­же­ни­ем го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние но­во­го эт­но­са на рус­ско­языч­ной и об­ще­граж­дан­ской ос­но­вах. По той при­чине, счи­та­ет спи­кер, что рус­ские ка­зах­стан­цы от­ли­ча­ют­ся от рос­сий­ских рус­ских в плане уров­ня сте­рео­ти­пов вос­при­я­тия и по­ве­де­ния. "Дан­ный факт - очень важ­ное за­во­е­ва­ние, ко­то­рое нам нель­зя по­те­рять",- ре­зю­ми­ро­вал со­бе­сед­ник.В кон­це сво­е­го вы­ступ­ле­ния, Ка­нат Ну­ров за­тро­нул острую для мно­гих ка­зах­стан­цев те­му- но­ше­ние ге­ор­ги­ев­ской лен­точ­ки. Для на­ча­ла немно­го ис­то­рии: ге­ор­ги­ев­ская лен­та со­зда­ва­лась как часть на­град­но­го ком­плек­та, со­сто­я­ще­го из ор­де­на Свя­то­го Ге­ор­гия, Ге­ор­ги­ев­ско­го кре­ста или Ге­ор­ги­ев­ской ме­да­ли и лен­ты. Кро­ме то­го, она ко­гда-то яв­ля­лась ча­стью неко­то­рых во­ин­ских зна­ков от­ли­чия, ко­то­рые при­сва­и­ва­лись во­ин­ским ча­стям. Впер­вые она по­яви­лась в 1769 го­ду, в со­вет­ское вре­мя, а точ­нее 8 но­яб­ря 1943 го­да Ука­зом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР от 8 но­яб­ря 1943 го­да она­ста­ла ча­стью Ор­де­на Сла­вы трех сте­пе­ней. Имен­но бла­го­да­ря это­му со­бы­тию ста­ло воз­мож­но ис­поль­зо­вать ее как знак ува­же­ния сол­да­там Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Со­глас­но све­де­ни­ям "Ви­ки­пе­дии", су­ще­ству­ет точ­ный пе­ре­чень по­дви­гов, за ко­то­рые да­ва­лись Ор­де­на Сла­вы. Сре­ди про­чих, в спис­ке мож­но най­ти та­кие пунк­ты, как "В ми­ну­ту опас­но­сти спас зна­мя сво­ей ча­сти от за­хва­та про­тив­ни­ком", "Пре­зи­рая опас­ность пер­вым во­рвал­ся в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блин­даж) про­тив­ни­ка, ре­ши­тель­ны­ми дей­стви­я­ми уни­что­жил его гар­ни­зон", "Пре­не­бре­гая лич­ной без­опас­но­стью, в бою за­хва­тил непри­я­тель­ское зна­мя", "Рискуя жиз­нью, под ог­нем про­тив­ни­ка ока­зы­вал по­мощь ра­не­ным в те­че­ние ря­да бо­ев" и так да­лее. Ко­неч­но, ге­рои, по­лу­чив­шие Ор­ден Сла­вы, по­вы­ша­лись по служ­бе.По мне­нию Ка­на­та Ну­ро­ва, ге­ор­ги­ев­ская лен­точ­ка не яв­ля­ет­ся при­зна­ком рус­ской иден­тич­но­сти, как сей­час при­ня­то счи­тать. "На са­мом де­ле это бы­ла об­щая по­бе­да 9 мая, бы­ла та­кая общ­ность - со­вест­кий на­род, она не ста­ла со­вет­ской на­ци­ей, по­то­му что не бы­ло жест­ко­го под­хо­да уни­что­же­ния всех осталь­ных на­ци­о­наль­но­стей. Мы, ка­за­хи не на­зы­ва­лись рус­ски­ми, но мы при­над­ле­жа­ли к Рос­сий­ской им­пе­рии Со­вет­ско­го со­ю­за, как это лю­бят го­во­рить на­ци­о­на­ли­сты. Мы от­но­си­лись к со­вет­ским лю­дям. Нуж­но эту лен­точ­ку под­дер­жать на 9 мая, что­бы не пре­вра­тить 9 мая в рус­ский празд­ник. Это общеграждан­ский празд­ник, со­вет­ский на­род и на­род Ка­зах­ста­на име­ют меж­ду со­бой важ­ную преем­ствен­ность, за ис­клю­че­ни­ем от­ка­за от ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии",- за­клю­чил эксперт.7 мая 2014, Канат Нуров: Источник - Kapital.kz

Поделиться: