Северный Кавказ как зеркало возрождения России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Кавказ всегда являлся одним из важнейших стратегических перекрестков Евразии и лакомым куском для завоевателей со всего света. Но волею судьбы так сложилось, что этот регион на протяжении многих веков неразрывно связан с нашей страной.
Северный Кавказ как зеркало возрождения России
УКРАИНСКИЕ УРОКИ

Кризис наУкраине, встряхнувший Европу и эхом отозвавшийся по всему миру, заставил многиестраны по-новому посмотреть на наше государство. Россия, неожиданно для многих,вдруг подняла голову и с достоинством, невиданным за последние двадцать лет, громкои чётко заявила о своих приоритетах. И не просто заявила, а поступила включевом вопросе по Крыму так, как посчитала единственно возможным для себя,реализовав свое законное право на историческую справедливость, проявив при этомнедюжинную политическую волю.Западные СМИ теперьнаперебой соревнуются в гипотезах, аналитических выводах и предсказаниях, натужностараясь понять: что же именно произошло? Как случилось, что Россия, которая всёменьше и меньше принималась в расчет при планировании будущего переустройствамира, вдруг внезапно вышла в число основных игроков, принимающих глобальные историческиерешения?Ответ на этотвопрос достаточно прост. Россия, как и много раз в своей истории, прошла фазувнутреннего раздрая и сумятицы, сама определила свое место в мире и стала напуть реализации собственного плана развития. Этот многократно повторявшийсяисторический феномен трудно постичь с помощью сугубо прагматичного западногомышления. Но рациональное объяснение ему всё же есть.Разумеется, трансформацияРоссии произошла не мгновенно. Мы не проснулись в одно прекрасное утро в совсемдругой стране. И мы всё те же, и страна у нас всё та же. И проблемы, которые накапливалисьмного лет, всё так же требуют разрешения. Но трагичные украинские событияпоследних месяцев, какие бы далеко идущие последствия они за собой ни влекли, сталидля нас своеобразным индикатором. Они позволили пристальнее взглянуть напроцессы, происходящие в собственной стране, заставили нас заново переосмыслитьсвой путь, по-новому оценить текущие процессы в различных регионах России. Ведьни одно государство планеты не может предпринимать эффективные шаги намеждународной арене, не будучи уверенным в том, что внутри страны всё впорядке. Таким краеугольным камнем внутренней политики для России, настоящей проверкойна прочность, стал Северный Кавказ.  СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ– ТЕСТ НА ПРОЧНОСТЬКавказ всегдаявлялся одним из важнейших стратегических перекрестков Евразии и лакомым кускомдля завоевателей со всего света. Но волею судьбы так сложилось, что этот регионна протяжении многих веков неразрывно связан с нашей страной. Северный Кавказ пережилмногое. Две чеченских войны, всплеск сепаратизма, радикализма и терроризма. Какследствие - упадок экономики, огромный вал социальных проблем и тотальное недовериек федеральной власти. К концу нулевых, когда Россия переживала экономическийподъем, обретя, наконец, ощутимую стабильность, проблемы Северного Кавказа отчетливодиссонировали с обстановкой во всей остальной стране. Оценив серьёзностьситуации, федеральное правительство вплотную озаботилось исправлением существующегоположения дел.Однакоглобальные внешние события внесли свои коррективы в этот процесс. Кризис 2008года, затронувший все сферы жизни страны, заставил еще на два года отложить постановкуконкретных задач по развитию региона. Но к 2010 году Россия уверенно вышла изкризиса, и потребность в изменениях на Кавказе вновь стала более чем очевидной.Важнейшимрешением в данном направлении стало образование в 2010 году Северо-Кавказского федеральногоокруга, в состав которого вошлиРеспублика Дагестан, РеспубликаИнгушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика,Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край.Мнения тут же начавших комментировать этот шаг экспертов разнились.Высказывались разные предложения об изменении конфигурации округа, оперспективах и  развития, о проблемах,стоящих перед будущим руководством и многие другие. Но многие сходились в одномсуждении: эффективно управлять Кавказским округом мог бы только человек,выросший и давно работавший на Кавказе. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОДХОДВ РЕГИОНАЛЬНЫХ МАСШТАБАХКремль выслушал вседоводы и принял, на первый взгляд, удивительное решение. Полномочным представителемпрезидента в СКФО стал Александр Хлопонин - личность, безусловно, весомая, ноуж очень на тот момент неожиданная. Впрочем, большинством политологов эторешение было тут же одобрено. А.Хлопонин ктому моменту добился несомненных успехов на предыдущем месте работы. И ситуацияна Северном Кавказе тогда требовала самых решительных действий. Руководствустраны был необходим не только «человек команды», но и руководитель, обладающийгосударственным мышлением и принимающий решения в контексте развития всейстраны. Здесь уместнопровести параллели с отменой прямых выборов губернаторов и назначением их изцентра. Любой выдвиженец из региона, каким бы опытным он ни являлся, неизбежнорассматривал бы ситуацию с точки зрения уже имеющихся культурных, экономическихи социальных схем, стараясь навести порядок исключительно внутри границ подотчетнойтерритории. А в данном случае, как и в примере с губернаторами, требовался совсеминой подход. Регион должен был начать развиваться вместе со всей страной,двигаясь в одном направлении с остальными и проводя реформы, которые быявлялись частью изменений, происходящих в России в целом. Руководителем долженбыл стать только тот человек, который смог бы говорить на одном языке не толькос главами районов и областей, но и с федеральным центром (это, кстати, ещё разподчёркивает значимость Северного Кавказа в масштабах всей страны). И Москванашла такого руководителя. ЗАКОНОМЕРНЫЕПЛОДЫНаследство Хлопонинудосталось, прямо скажем, непростое. Помимо террористической активности, многолучшего оставляла желать экономическая ситуация. Сейчас же Северо-Кавказский федеральный округ уже три года подряддемонстрирует темпы прироста ВРП, заметно превышающие среднероссийские уровни.Индекс физического объема валового регионального продукта в постоянных ценах впроцентах к предыдущему году по итогам 2011-го в СКФО составлял 106,5% (РФ –104,3), 2012 года – 104,2 (РФ – 103,4), 2013 года – 106,2 (РФ – 101,3). Начали приноситьрезультаты принятые ранее стратегические документы, определяющие долгосрочноеразвитие Северного Кавказа – это и Стратегия социально-экономического развитияСеверо-Кавказского федерального округа до 2025 года, и Государственнаяпрограмма РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до2025 года. Видно это и подругим ключевым социально-экономическим показателям. Например, в том, чтокасается безработицы, которая на протяжении последних лет оставалась одной изсамых острых социальных проблем Северного Кавказа. Если взять за основуметодологию МОТ, то за два последних года удалось снизить уровень безработицы с14,9% социально-активного населения до 12,5%. В абсолютных цифрах речь идет опочти 90 тысячах человек. Причем речь неидет о сезонных заработках или какой-либо разновидности «искусственной»занятости. Снижение уровня безработицы полностью коррелирует с показателямипромышленного производства, которое за последний год в округе выросло на 7,4%.Причем, что важно, на Кавказе наибольший рост демонстрируют несырьевые сегментыпромышленности.Одним из наиболее мощных локомотивов экономического развития СеверногоКавказа готовится стать создаваемый туристический кластер. И если судить подинамике развития его первого объекта – курортного комплекса «Архыз», этинадежды вполне оправданы. В 2011 году там начались строительные работы, а внынешнем зимнем сезоне курорт уже принял первых посетителей. Одновременноследует отметить, что и санатории Кавказских Минеральных Вод стабильнопоказывают практически полную загрузку – цифра колеблется на уровне 90-95% отимеющихся мощностей. И это сегодня, когда только начались процессы модернизациикурортной инфраструктуры Кавминвод. При этом, разумеется, нужно понимать, что в целом посоциально-экономическому развитию Северный Кавказ все еще отстает отсреднероссийских показателей. Это особенно заметно проявляется на фоне неплохихдемографических данных – например, сегодня 18 тысяч детей в округе учатся втретью смену, а в детские сады в большинстве регионов округа стоятмноготысячные очереди. Именно поэтому федеральный центр сегодня требует от руководства регионовСКФО неукоснительного выполнения всего комплекса «майских указов» Президента.Во многом с этими же целями  принята иФедеральная Целевая Программа «Юг России» на 2014 – 2020 годы. Как ожидается,развитие социальной инфраструктуры, предусмотренное указами, в сочетании сповышением эффективности и прозрачности рынка труда должно стать мощным рычагомдальнейшей стабилизации ситуации в округе.Одним изнеожиданных, но весьма красноречивых показателей работы Александра Хлопонинаможно привести пример поведения европейских организаций, свернувших свои гуманитарныепрограммы на Северном Кавказе, мотивируя эти действия произошедшими в регионе социально-экономическимиизменениями. Европейцы признали существенное улучшение ситуации как на СеверномКавказе, так и в России в целом. Признали,понятное дело, с оговорками. Разумеется, обосновывая это вкладом самих европейцеви успешностью ранее запущенных программ. Но сопоставление фактов и датсвидетельствует о том, что заметные успехи в округе были достигнуты в 2011, 2012и 2013 гг., когда политика федерального центра начала давать плоды. В ЕДИНОМ СТРОЮНо основнымрезультатом деятельности полпреда Президента в СКФО следует считать не только ине столько начало проведения масштабных изменений в повседневной жизни региона.А то, что невозможно измерить сухими цифрами официальной статистики: вескоаргументированное ощущение единства региона со всей страной. За эти четырегода Кавказ перестал быть неким проблемным наростом России. Он сталвосприниматься всеми как неотъемлемая часть державы, как один из полновесных иполноправных регионов. Да, более сложный. Да, все еще требующий повышенноговнимания. Но совершенно не чужеродный и не обособленный, а органично включенныйв общегосударственные процессы.Разумеется, основнаячасть проблем никуда не делась. За такой короткий срок практически невозможновывести регион на уровень других частей страны, которые все последниедесятилетия не испытывали нагрузок, подобных северокавказским. Но теперьрешение всех проблем рассматривается всего лишь как часть общего потока задач,и СКФО участвует в этом потоке наравне со всеми.Сам фактрассмотрения округа российским обществом в таком ракурсе - значительноедостижение федерального руководства в области государственного строительства. Ауж если мы смогли достичь заметного прогресса в такой сложной области – справимсяи с другими вопросами. Обязательно справимся.  

Поделиться: