Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2014: перед барьером модернизации

05.05.2014

Автор:

Теги:

ВМоскве презентована книга ведущего научного сотрудника Института востоковеденияРАН Ю.Г. Александрова «Казахстан: перед барьером модернизации». Предлагаемчитателям сайта ИАЦ краткую выдержку из книги.

СравниваяКазахстан с Россией и Китаем, в первую очередь следует оттолкнуться от тогофакта, что во всех них стратегия индустриальной автаркии зашла в тупик, исоответственно значительная часть ресурсов общества, принесенных ей в жертву,оказалась потрачена с низкой эффективностью. Общим для всех итогом оказалисьтехнологическая отсталость и  физическаядеградация производственных активов при огромном перекосе структуры экономики впользу устаревшей тяжелой промышленности. А для России и Казахстана какнаследников Союза – еще и практическая исчерпанность мобильных трудовыхрезервов. Эту неудачу признало еще в 1970-е годы коммунистическое руководствоКитая, а в середине 1980-х годов поняли и в СССР. И. как оказалось, факторвремени сыграл в данном случае роковую роль. Переход к рыночным реформам далсяРоссии и Казахстану намного труднее, чем Китаю. Для Казахстана все этообернулось вскоре не только падением производства, но и новыми структурнымидиспропорциями. Достаточно напомнить хотя бы, что занятость в обрабатывающейпромышленности и ее доля в валовом внутреннем продукте республики сократиласьпочти в два раза.

Послераспада прежних межреспубликанских связей казахстанская экономика обрела видконгломерата предприятий или их отдельных внутриотраслевых групп, слабосвязанных между собой. Темпы и содержание ее роста определяются динамикойэкспортного сектора и цен мирового рынка сырьевых товаров, импортомпроизводственных и потребительских товаров, доступом коммерческих банков кзарубежным кредитам. По признанию государственного руководства, за двадесятилетия не удалось увязать приоритеты частного бизнеса с задачейвосстановления и модернизации обрабатывающей промышленности. Поэтому колебанияэкспортных цен подчеркивают уязвимость экономики страны и бесперспективностьусилий обеспечить ее стабильность и рост только за счет экспортных доходов иперераспределительной функции Национального фонда. Это подтолкнуло президентаНазарбаева после миновавшего в 2010 году пика кризиса формировать переход кстратегии индустриально-инновационного развития.

Амбициозностьзамысла этой стратегии подчеркивается всей совокупностью противоречий и проблемказахстанской экономики. Но представляется целесообразным обратить внимание нетолько на проблематичность форсированного решения ее грандиозных задач, нотакже на некоторые новые возможности, которые появились за последние двадесятилетия и были проверены кризисом.

Преждевсего экспортный сектор, благодаря росту добычи нефти, позволил не толькоподдерживать своими поступлениями, пусть вялый, восстановительный рост, но исоздать Стабилизационный фонд для смягчения удара мировогофинансово-экономического кризиса.

Средиэкспортных отраслей, несомненно, важна роль увеличения добычи урана в процессесоздания на основе международной кооперации вертикально интегрированногокомплекса национальной атомной энергетики. Наконец, надо особо отметитьуникальную особенность Казахстана – расположенный на его территории крупнейшийроссийский космодром Байконур. Его значение велико и с точки зрениянациональной безопасности республики. Нельзя не признать также реалистичнымирасчеты руководства РК на постепенное расширение участия в прямой деятельностиэтого комплекса с отдачей и для научно-технологического потенциала республики.

Всеэто создает благоприятные предпосылки для консолидации национального хозяйства свключением его в международное разделение труда. Ведущая роль экспортногосектора не является в данном случае опасной. Представляется маловероятным,будто в разумно прогнозируемой перспективе в мире может начаться тотальноепадение спроса на нефть и газ, урановое топливо, продовольственное зерно.Сейчас на пути модернизации Казахстана видятся более серьезные проблемы.

Во-первых,это вопрос о ресурсах мобильной рабочей силы для реализации программы. Сутьпроблемы состоит в том, как удастся гармонично сочетать рост общественнойпроизводительности  труда, повышениемобильности трудовых ресурсов и трудовую иммиграцию. Вторая проблема таит всебе, как представляется, большую опасность. Это эффективность расходованияогромных финансовых ресурсов, которым предстоит пройти через руки государства.Ведь переходные общества, как правило, приступают к реформированию своих экономикв неблагоприятных условиях. Их хозяйственные системы, созданные в свое время наабсурдных принципах централизма, монополизма и подавления инициативы, плоховыдерживают испытание рациональными законами рынка. В усилиях приспособиться кновым условиям они теряют значительную часть своего производственногопотенциала и зачастую не в состоянии самостоятельно двигаться по путимодернизации. Это констатировал и президент Назарбаев, признав, что приоритетычастного бизнеса разошлись с ожиданиями государственной власти.

Поэтомуза определенной границей государственное вмешательство может оказаться барьеромна пути утверждения в экономике рациональных критериев эффективности. Особенно когдаречь идет о политических режимах скорее с декоративным, чем фактическимразделением распорядительных и контрольных функций власти, с большим весомразного рода неформальных – родственных, клановых, коррупционных - связей средичиновничества всех уровней. Так что в государствах переходного типа особуюважность приобретает поиск оптимального соотношения частного и государственногосекторов экономики. Каждый шаг вперед по пути решения такой задачи может толькоповышать шансы переходных государств на успешную реализацию программ ихмодернизации.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение