Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Нурлан Еримбетов: На последние деньги лучше купить книгу или билет в театр

01.05.2014

Автор:

Теги:
Каждый казахстанец, выезжая куда-то за границу, должен себя чувствовать уже послом Казахстана.

Межнациональные отношения и судьба молодого поколения –темы, актуальные во все времена. Сейчас эти вопросы зазвучали по-новому,особенно для молодежи, на которую возлагаются надежды в сохранении единства истабильности в нашей стране. Сегодня мы беседуем с известным политологомНурланом Еримбетовым о современном Казахстане, о мифах и реальностях вокругнационального вопроса.

 

ЛИТЕР-Неделя: Что, по-вашему, объединяет нацию: общая территорияили язык?

 

Н.Е.: Нация – сообщество людей, имеющих общие планы набудущее. Имеют ли все наши люди общие планы на будущее? Что нас объединяет?Люди берут кредиты, обучают детей, отдают их в школы, университеты, чтобы ониполучили работу на наших предприятиях. Значит, у них есть планы минимум на15–20 лет. Но все же есть миграция, люди уезжают на новые места, молодежьуезжает. Но многие также возвращаются обратно, они не вживаются в ту среду, вту систему, в то новое для них общество.

 

ЛИТЕР-Неделя: Какое мнение о Казахстане складывается зарубежом?

 

Н.Е.: Говорят, судить о нации нужно по ее лучшимпредставителям. Мудрая мысль. Если судить о русских, то это не те активисты,которые маршируют по центру Москвы с националистическими лозунгами. ЭтоБулгаков, Пастернак, это солдаты, которые дошли до Берлина. Киргизы – этоАйтматов, грузины – Кикабидзе, Нодар Думбадзе. А казахи – это Алибек Днишев,Дулат Исабеков, Денис Тен, Александр Винокуров, это Назарбаев.

 

Ставится вопрос о том, чтобы наш народ, нашу культуру зналидругие. Важно выстраивать коммуникации во всех направлениях. Каждыйказахстанец, выезжая куда-то за границу, должен себя чувствовать уже посломКазахстана. Как только вы прибыли в иностранный аэропорт, вы уже представительКазахстана. По тому, как ты разговариваешь, как одет, как ведешь себя, будутсудить о стране.

 

В нынешнем информационном пространстве Центральной Азии, СНГочень мало взаимной хорошей информации друг о друге. Вот когда в последний развы видели по телевизору современный Узбекистан? А это рядом. Мы знаем, чтопроисходит в Америке или Франции, но не знаем, что делается у соседей, как ониживут, какие выставки проходят, не знаем о спортивных событиях. Задачажурналистов, политологов в том, чтобы мы знали не только плохие вести друг о друге,как то: задержали гастарбайтера или арестовали очередного киргизскогонаркокурьера. Отсутствует всякая информационная поддержка сейчас.

 

ЛИТЕР-Неделя: А из-за чего? Что делать?

 

Н.Е.: Вот, например, почему у молодежи сейчас отрицательноеотношение к другим странам, к той же России? Сегодня выросло поколение, котороезнает Россию только по телевизору. Мы выросли на советских фильмах «Москваслезам не верит», «Карнавал». А что по телевизору сейчас? Дешевые сериалы,криминал, пошлая эстрада. И сегодня у молодежи складывается именно такаякартина. Поэтому надо обратить внимание на то, что телевидение – это не толькобизнес, не только прибыль. Важно также и то, какую Россию СМИ представляютдругим странам. Нам также должно быть важно, что думают о нас. Тот, кто был зарубежом, ходил по тем улицам, видел людей, сформирует свое личное мнение, и емууже мозги не запудришь. А есть те, кто смотрит телевизор. Должна быть мощнаякультурная составляющая: телевидение, радио, кино, концерты. Мероприятиядолжныпроводиться не только во время больших праздников или сессии АНК, они должныпроводиться в повседневной жизни.

 

ЛИТЕР-Неделя: Какие страны вы бы могли назвать с таким жебогатым интернациональным опытом?

 

Н.Е.: США, например. Почему многие считают Америку идеаломсвободной страны? Там живут и индейцы, и мексиканцы, и африканцы. Каждыйтамимеет право говорить на своем языке. Каждый живет своей музыкой, смотритсвоифильмы. Каждая нация самодостаточна, каждый человек – носитель своей культуры.Чтобы петь на русском языке или читать на русском, необязательно уезжатьвРоссию. Тем же мексиканцам, полякам, африканцам не надо уезжать на родину. Онивсе могут получать в Америке. В каждом штате ввиду многонационального составаговорят на нескольких языках. Английский и испанский, английский и итальянский– и все без проблем живут. Так и у нас, не надо вокруг языкового вопросасоздавать ненужных посылов и призывов. Надо казахский язык знать, надо егоизучать, но это вопрос лингвистики, который сегодня излишне политизирован.

 

ЛИТЕР-Неделя: Проблема языка в Казахстане – это вообщепроблема? Может быть, она надумана?

 

Н.Е.: Это уже не проблема, я считаю. Сейчас есть многоказахских школ, детских садов, дополнительных курсов. Люди постепенно самивходят в казахоязычную среду. Страна развивается в этом плане естественнымпутем, и искусственно ничего навязывать сейчас не надо. Когда меня мамазаставляла учить русский язык, то не для того, чтобы я читал Пушкина вподлиннике, а для того, чтобы я вырос и добился чего-то. Не надо себяобманывать, и казахский мы учим не для того, чтобы читать Абая, а для того,чтобы вырасти большим человеком. Это нормальное человеческое стремление –учитьязык, чтобы продвинуться. А сейчас такого нет.

 

ЛИТЕР-Неделя: Есть ли у нас межэтническая напряженность?

 

Н.Е.: Она есть. Во-первых, из-за провокаторов. И, ксожалению, сегодня многое в межнациональных отношениях, в дружбе народовдержится только на одном человеке – на президенте. Потому что он вырос вмногонациональнойстране, он работал в интернациональном городе Караганде, потом поехал наУкраину, там состоялся, приехал сюда, ездил в Москву, Ленинград. Он вырос вэтой интернациональной среде, и сегодня многое держится на его личномавторитете, на его личной воле. Казахский народ приютил многих людей, которыепопали в Казахстан вследствие жестокой переселенческой политики Сталина.Но ябы не сказал, что межэтнический вопрос у нас в стране стоит как-то особоостро.

 

ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, кто и почему становятсянационалистами?

 

Н.Е.: Националистами становятся люди немного ущербные,неконкурентные или когда-то обиженные жизнью, которые за свои обиды и унижениямстят сегодня.

 

Предрассудки на национальной почве, отсутствиеинтернационализма – это признак необразованных людей. Чем более человекограничен своим личным кругом общения, городом, тем более он подвержен такомувоздействию. А чем человек образованнее, тем более он интернационалист.

 

Национализм – самый легкий путь к сердцу человека, и на этомиграют. Многие политические менеджеры используют этот фактор как объединяющий,нередко способный создать конфликтную ситуацию. Вот возьмем, к примеру, Украинуили Сирию. Да, нет денег, коррупция процветает, много проблем, вокруг которыхследовало бы сплотиться, но эти явления не вызывают такого сильновоздействующего эффекта. Как только заговаривают о языке, национальном вопросе,тут же люди готовы выйти на улицу. Это самый легкий путь к беспорядку.

 

Националисты иногда несколько истеричны. Они немножко опережаютвремя, хотят сегодня сделать то, что должно быть через 10–20 лет примерно. Чтобвсе говорили по-казахски, чтоб отменили елку, отменили то, отменили это.Это ненаше. Они торопятся, так нельзя делать. Жизнь сама диктует условия – чтоостанется, а что уйдет.

 

Пример приведу. Есть День святого Валентина. Надо понимать,что наша молодежь хочет быть с молодежью мира. Этот праздник уже не имеет нирелигиозного оттенка, ни национального. Есть националисты-дураки, есть иумные,которые говорят правильные вещи.

 

ЛИТЕР-Неделя: Кто такие «хорошие» националисты? Какие у нихидеи?

 

Н.Е.: Они в общем за культурное возрождение. Они задаютсявопросом: почему мы до сих пор обращаемся к старому культурному наследию,почему до сих пор нет, допустим, современных рок-опер на казахском, почемунельзя ставить современные спектакли и мюзиклы? Это образованные националисты,которые хотят, чтобы сегодня культура развивалась, двигалась. Они всяческивыступают за развитие национальных видов спорта. Они хотят, чтобы казахскийязык нашел себе новое, современное применение. Хватит старомодных романов, надописать в новой манере изложения. Они хотят, чтобы казахский язык стал языкомнауки и новых технологий.

 

Однажды я принимал иностранную делегацию, человек 20, возилиих по городу. У театра было скопление народа, и они спросили: а что это тамтакое? Я говорю: айтыс это проходит, вам неинтересно будет. Все равно, говорят,можно мы посмотрим. Завел их туда. Проходит 5 минут, 10, 30, час – не выходят.Послали за ними людей, мы же на следующую встречу опаздывали. Кое-как вытащили.Спрашиваю: что это вы, не знающие языка, там делали? «Мы ничего не понимаем, номы, когда видели эти эмоции публики, мы впервые пожалели о том, что не знаемказахского. Нам так хотелось знать, почему люди вокруг свистят и хлопают». Идеюпоняли, да? Только великим искусством можно привлечь внимание к языку. Некнутом, а пряником, так сказать.

 

Для нацменьшинств надо создавать такие условия, чтобы быласвязь с исторической родиной, чтобы они себя чувствовали, как дома. Например,Казахстан – единственная страна, где есть уйгурский театр, корейский театр. Этотолько благодаря президенту.

 

У меня самого большая интернациональная семья. В моей внучкетечет несколько кровей. В нашем доме готовят самые разные блюда. Каждый из членовсемьи несет свой уникальный культурный багаж.

 

ЛИТЕР-Неделя: И напоследок, что бы вы посоветовали молодежи?

 

Н.Е.: Много ездите и читайте мировую классику. Смотрите мир,не сидите дома, расширяйте кругозор. На свои последние деньги лучше купитькнигу или билет в театр.

 

Источник: Общественно-политическая газета "Литер"


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение