Адыги (черкесы): история и современность

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Участники международной научной конференции "Адыги (черкесы): история и современность" на своих заседаниях рассмотрели основные этапы и проблемы истории адыгов, а также их место в современной России и в мире. Результаты состоявшихся обсуждений позволяют сформулировать несколько положений, отражающих наше общее видение проблем исторического и современного развития адыгов.
Адыги (черкесы): история и современность
РЕЗОЛЮЦИЯ Международной научной конференции«Адыги (черкесы): история и современность»25-27 апреля 2014 года, Нальчик, РоссияУчастники международной научной конференции "Адыги (черкесы): история и современность" на своих заседаниях рассмотрели основные этапы и проблемы истории адыгов, а также их место в современной России и в мире. Результаты состоявшихся обсуждений позволяют сформулировать несколько положений, отражающих наше общее видение проблем исторического и современного развития адыгов.Глубина и богатство адыгской историиАдыги принадлежат к числу народов современного мира, которые прошли длительный путь исторического развития. В древности, в эпоху средневековья, в новое и новейшее время они были включены в систему многообразных связей со своими ближайшими соседями – народами Кавказа, с великими цивилизациями и державами, представляя собой неотъемлемую часть исторических процессов, протекавших на Кавказе.Исторический адыгский мир выработал оригинальные формы социальной и политической организации, богатую и своеобразную культуру, демонстрируя при этом открытость и способность воспринимать хозяйственные и культурные достижения народов, обществ и государств, с которыми он взаимодействовал.Вместе с тем, определение природы традиционного адыгского мира как специфической исторической системы, как единицы исторического анализа представляет собой интересную и достаточно сложную проблему, которая не имеет пока общепринятого решения. Помимо этого представляется важным расширить представление о внешнем контексте существования традиционного адыгского мира и адыгской истории в целом.Богатое и разнообразное наследие прошлого составляет основу культурно-исторической идентичности современных адыгов (черкесов), но не исчерпывает ее.Трагедия и травмаВ истории каждого народа есть события, которые занимают особое место в его историческом сознании. Таким событием для адыгского исторического сознания является Кавказская война и ее последствия – вынужденное переселение большей части народа за пределы своей родины, что означало крушение традиционного адыгского мира (исторической Черкесии). Эта масштабная историческая трагедия оставила в сознании адыгов глубокий след.Представление, что история адыгов четко делится на две качественно различные эпохи – "до" и "после" Кавказской войны – лежит в основе современного историко-политического дискурса, получая при этом полярно противоположные трактовки.Именно по этой причине необходимо продолжить изучение проблематики Кавказской войны и ее места в адыгской истории в строго академическом, научно-историческом русле, избегая оценочных суждений, основанных на сегодняшних представлениях.Во-первых, необходимо реконструировать в строгой привязке к документам и фактам совокупность основных событий и явлений, формирующих собственно военно-политическое содержание понятия "Кавказская война" применительно к адыгскому этнополитическому ареалу (Центральный и Северо-Западный Кавказ).Во-вторых, необходимо осуществлять анализ и оценку ее содержания на фоне (или в контексте) исторической эпохи, к которой она принадлежит. Кавказская война – только один из этапов исторического взаимодействия адыгов и России, которое началось гораздо раньше и продолжается до наших дней. Но и в условиях своего времени она представляла собой только одно из измерений общей системы русско-адыгских отношений. Одновременно с этим шел процесс плодотворного культурного обмена и взаимного сближения во всех сферах жизни. Именно он заложил основу последующего совместного развития, всестороннего социально-культурного прогресса адыгов в составе Российского государства.Новая эпоха адыгской историиПри всем трагизме и масштабе последствий Кавказской войны адыгская история продолжилась после нее, но направленность и механизмы национального развития приобрели качественно новый характер.Поэтапно происходит полноценное включение адыгов в социально-экономическую, административно-политическую и культурную среду российского общества и государства. В рамках новой эпохи тема "Россия и адыги" приобретает качественно новое звучание.В XVI-XVIII вв. основным мотивом в ней являлась проблема политического взаимодействия различных исторических субъектов, сохраняющих свою самостоятельность и самобытность. В период Кавказской войны – проблема совместимости в одном государственном организме существенно различных социокультурных систем. А после нее основным мотивом становится проблема совместного развития, т.е. органичного включения Северного Кавказа в процессы российской модернизации.Обсуждение на конференции показало, что вся эпоха с 1860-х и вплоть до наших дней характеризуется принципиальным единством своего содержания. Внешне противоположные политико-идеологические формы имперского, советского и постсоветского периодов пронизываются сквозными линиями становления современных форм экономики, социальности и культуры. С политической точки зрения адыги сегодня не подвластное население, не подданные Российского государства, а его граждане, неотъемлемая часть формирующейся российской гражданской нации.С другой стороны, с конца XIX века и политические условия существования, и социально-культурная эволюция адыгов диаспоры определялись общественным и государственным развитием Османской империи. На исходе первой мировой войны она распалась, адыги диаспоры оказались рассредоточены в ряде государств Ближнего Востока. На рубеже XX-XXI веков общее положение адыгов отражает последствия этих процессов.В настоящее время основная часть адыгов сосредоточена в двух национальных (но не моноэтничных по составу населения) государствах с более или менее укоренившимися институтами демократии. Значительные адыгские общины остаются в арабских государствах Ближнего Востока, и все возрастающая доля адыгов оседает в европейских странах, в Северной Америке, в Австралии. Но нынешнее "рассеяние" адыгов происходит в глобализирующемся мире, в котором не остается изолированных уголков, в котором глобальная инновационная экономика бросает всем без исключения вызов конкурентоспособности, но не препятствует многообразию стилей жизни, культур, идеологий, религиозных убеждений.Ее проявления – перемещение адыгов из деревни в город, приобщение к современному образованию, возрастание географической и социальной мобильности – универсальным образом действуют в адыгской среде повсюду. Ее последствия для этнокультурного воспроизводства адыгского мира неоднозначны, но попытки изолироваться от него непродуктивны и, по сути, невозможны.Необходимо найти формы включения в этот процесс в качестве его активного субъекта. Только в этом случае остается возможность эффективно использовать плоды модернизации в экономике, социальной сфере, культуре и предотвратить угрозы, которые она несет для этнической идентичности адыгов.Исторические перспективы адыгского мира21 мая 2014 года исполнится 150 лет со дня окончания войны на Северо-Западном Кавказе. При любых подходах к ней остается бесспорным, что Кавказская война представляет собой не просто драматическую, а поистине трагическую страницу истории адыгов. И адыги вправе ожидать, что к ней, к жизни, страданиям и утратам их предков будут относиться с уважением.Но, перебрасывая мост в прошлое, к Кавказской войне, нельзя забывать, что адыгов от нее отделяет не пропасть и вакуум, а полуторавековой процесс совместного социального и культурного развития, постепенной и поэтапной интеграции народов региона в единое гражданское сообщество Российского государства.Обращаясь к прошлому, не обязательно поворачиваться спиной к будущему. А "с точки зрения будущего" нет абсолютно противоположных и несогласуемых подходов к истории. Задача профессиональных историков заключается не в том, чтобы "ломать копья" по поводу прошлого, а в том, чтобы изучать его во всей полноте как совокупный опыт всего российского общества. Только в таком случае, изучая прошлое, помня прошлое, народы и общества будут свободны от власти этого прошлого. Историю изучают не для того, чтобы прошлое властвовало над новыми поколениями, а для того, чтобы они могли взять будущее в свои руки и быть его полновластными хозяевами.Средствами прошлого невозможно решить ни одной проблемы будущего. Интенсивность и глобальный характер современной социальной динамики требует от народов и обществ открытости, способности воспринимать изменения без застоя и развала, идти по пути инновационного развития, эффективно адаптироваться к условиям XXI века.Здесь необходимо в полной мере использовать все возможности и инструменты инновационного развития, доступные адыгам в обществах и государствах, частью которых они являются.Активное участие в экономической, общественной, политической и культурной жизни этих стран, направленное на их демократизацию, взаимное сближение и сотрудничество, является главным средством поддержания взаимных связей внутри адыгского мира.Усилия по сохранению культурно-исторической идентичности, языка, традиций будут успешными только при условии опоры на современные институты, при использовании современных информационно-коммуникационных технологий.Выигрышная позиция для адыгов, которые живут на своей родине – в России, на Северном Кавказе – состоит в том, что они включаются в процесс модернизации как социум и имеют возможность влиять на процесс модернизации через государственные институты в своих республиках и через государственную политику федерального центра. Инициативное и активное участие адыгов в процессах региональной модернизации представляло бы общий интерес для Российского государства, для адыгской диаспоры за рубежом и для всех народов Северного Кавказа.Современные адыги как один из народов России сталкиваются с той же проблемой цивилизационного развития, что и Россия в целом: проблемой модернизации и эффективной интеграции в геоэкономику и геокультуру XXIвека при сохранении своей культурно-исторической идентичности. В общем прошлом и в нынешнем единстве адыгов и России реализуется их закономерная социально-культурная конвергенция в процессе поиска новой жизни. В этом – глубинное содержание текущей фазы развития, и в этом – историческая перспектива современного адыгского мира.* * *Сложность и взаимосвязь проблем исторического и современного развития адыгов требуют продолжения специальных исследований по всем направлениям, обозначенным на конференции.Работа конференции свидетельствует о плодотворности международного научного сотрудничества и перспективности развития междисциплинарных подходов к изучению адыгской истории и современности.Участники конференции подтверждают свою готовность к дальнейшему сотрудничеству для достижения указанных целей.

Поделиться: