Красно-чёрная Украина: где корни «современной бандеры»? Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Красно-чёрная Украина: где корни «современной бандеры»?
Красно-чёрная Украина: где корни «современной бандеры»? Ч.1
Красно-чёрная Украина: где корни «современной бандеры»? Ч.1 Автор: Елизавета Болдова 08.04.2014 Вчера сторонники федерализации Украины в городе Донецке объявили о создании Донецкой народной республики. По всему юго-востоку страны продолжаются митинги противников режима, установившегося в Киеве и базирующегося на националистической идеологии. Что же это за идеология? Где исторические корни современного украинского национализма, из-за которого страна распадается на части? Об этом портал RuBaltic.Ru побеседовал с исследователем украинского национализма историком АлексеемБАКАНОВЫМ. Предлагаем Вашему вниманию первую часть беседы:   - Алексей Иванович, в своих исследованиях Вы отделяете украинский демократический национализм XIX в. от зарождавшегося украинского этнического интегрального национализма XX в. В чём разница между этими двумя явлениями?   - Украинское национальное движение XIX века было неразрывно связано сдемократическим движением. Крупнейшим властителем дум той эпохи был социалист М. Драгоманов, для которого украинское национальное освобождение было неразрывно связано с социальным освобождением, освобождением России от деспотизма и установлением новых общественных отношений. Основатель украинского интегрального национализма М. Михновский (его авторитет как отца украинского национализма признавался большинством оуновцев) хотя формально и оставался социалистом, порвал с социалистическим интернационализмом, объявив, что до тех пор, пока Украина остаётся под властью России, русские являются врагами украинцев. Его идеи, мало востребованные в эпоху господства на украинских земляхРоссии в начале века социалистических партий, исповедовавших интернационализм, стали востребованы после поражения «украинской революции» и борьбы за национальную независимость 1917-1921 гг. На политические партии, на учение социализма после поражения украинской освободительной борьбы стала возлагаться ответственность за неудачи украинской борьбы за независимость. В этих условиях интегральныйнационализм предлагал выход: пожертвовать политическими разногласиями, пожертвовать социальными программами ради достижения желаемой цели – создания независимого украинского государства.   - После революции 1917 г. появляются праворадикальные националистические движения. Насколько они были радикальны? Каково было отношение этих организаций к террористическим методам борьбы?   - Украинская войсковая организация (УВО), созданная в 1920 г., с самого начала была нацелена на борьбу за независимую Украину всеми доступными методами, включая террористические. Собственно, первый терактбыл произведен боевиком УВО уже вскоре, 25 сентября 1921 г. С. Федаком было совершено неудачное покушение на главу Польского государства Ю. Пилсудского. За десятилетие своего существования УВО осуществило несколько политических убийств представителей властей Польши и тех украинцев, которых УВО считала предателями. После фактического слияния УВО с ОУН последняя продолжила террористические традиции предшественницы. Среди самых громких убийств, совершенных боевиками ОУН, - убийство польского политического деятеля Т.Голувко и министра внутренних дел Польши Б. Перацкого.   - Как известно, ставшее сейчас крылатым «Слава Украине! – Героям слава!» берёт свое начало от Союза украинских националистов (Легiя українських нацiоналiстiв – ЛУН). Данный союз тоже относится к числу созданных в это время праворадикальных националистических организаций?   - Легия украинских националистов (ЛУН) была создана в 1925 г. в Прагекак объединение трёх небольших националистических групп и просуществовало до слияния с ОУН в 1929 г. Из ЛУН вышли такие фигуры, как П. Кожевников, Л. Костарив, Д. Демчук, которые были активными деятелями ОУН в первые годы её существования. Наконец, именно из «Легии» вышел один из виднейших идеологов ОУН Н. Сциборский.   - Признавалось ли Объединение украинских националистов (ОУН) международными организациями террористическим?   - Мне встречались упоминания в литературе о том, что ОУН в 1932 г. была осуждена Лигой Наций за свою террористическую деятельность. Однако подробностей этого факта я, к сожалению, не знаю.   - Важную роль в становление идеологии ОУН внёс Дмитрий Донцов, автор книги «Национализм» (1926). В предисловии к этой книге (её первомуизданию) говорится: «Донцову удалось сформировать целые слои и поколения украинских граждан, которые антироссийскую идеологию <…>взяли себе на вооружение абсолютно». Согласны ли Вы с такой оценкой роли Д.Донцова и его трудов?   - Не совсем. Прежде чем говорить об антироссийской составляющей идеологии Донцова, стоит отметить, что антироссийская направленность была составной частью западно-украинской политической мысли задолго до Донцова; уже на рубеже XIX-XX вв. среди западно-украинской политической интеллигенции сложилось представление о Российской империи как о враге украинства. Это вполне понятно, учитывая, какую дискриминационную политику в отношении украинцев внутри страны проводила Россия. Ситуация усугубилась тем, что в Первой мировой войне Западная Украина(в лице Австро-Венгрии) и Россия воевали по разные стороны баррикад и западные украинцы имели отрицательный образ России, созданный военной пропагандой, не говоря уже о не совсем положительном прямом опыте оккупации Россией части западно-украинских земель во время войны. Поэтому пропаганда Д. Донцова пала на подготовленную почву.   Однако хотелось бы подчеркнуть, что если упор в западно-украинской политической традиции делался на имперский характер России, угнетение украинцев в Российской империи, то Донцов перенёс акцент критики и на русский народ. Русский народ стал для Донцова и его последователей из ОУН «вечным врагом», а не Российская империя или СССР.   - Каково было отношение в 1930-е гг. украинских националистов к фашизму?   - Одной из организаций, вошедших в ЛУН, лидером которой был Н.Сциборский, был Союз украинских фашистов. Так что интерес к фашизму присутствовал среди националистических организаций молодежи уже с середины 1920-ых гг. Этот интерес не исчез и в 1930-ые гг. Однако было бы неправильно изображать Организацию украинских националистов как изначально фашисткую. На момент своего создания в 1929 г. ОУН своей чёткой позиции по вопросам общественно-политического устройства ещё не имела. Со временем фашистские тенденции в идеологии ОУН укрепились. Важной вехой здесь был выход в 1935 г. книжки идеолога ОУН Н. Сциборского «Нациократия». Описанное в нём устройство будущего украинского государства было близко к фашисткому. Само слово «нациократия» – власть нации в своем государстве - использовалось украинскими националистами для обозначения строя будущего украинского государства вплоть до 1943 г. (если речь идёто бандеровцах) и до окончания войны (если мы говорим о мельниковцах). Сами украинские националисты себя фашистами не считали. Наоборот, они рассматривали итальянский фашизм и немецкий национал-социализм как местные аналоги украинского национализма, определённый этап развития националистической идеи. Для них Муссолини был итальянским аналогом Е. Коновальца для XX века так же, как Т. Г. Шевченко был аналогом Мадзини для века XIX.   - В 1941 г. произошёл окончательный раскол украинских националистов, в результате которого появилась отдельная организация, возглавляемая Степаном Бандерой. Чем отличались бандеровцы от другого крыла националистов?   - Каких-либо серьезных идеологических различий между бандеровцами и мельниковцами на тот момент ещё не было. Сам раскол был вызван причинамитактического (бандеровцы в отличие от мельниковцев хотели действовать более самостоятельно, не полагаясь во всём на немцев), организационного (мельниковцы отказались исключить из организации Я. Барановского, подозреваемого бандеровцами в сотрудничестве с польской дефензивой) и личного характера (лидерские амбиции молодого С. Бандеры и его личный конфликт с Я. Барановским из-за жены, которая предпочла Бандере Барановского). Однако со временем, особенно после III Чрезвычайного съезда ОУН-Б в августе 1943 г., между этими организациями уже появились иопределённые идеологические разногласия.   Продолжение следует… Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru http://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/krasno-chyernaya-ukraina-gde-korni-sovremennoy-bandery-ch-108042014/#t20c

Поделиться: