Казахстан-2014: о профессионализме СМИ и мифотворчестве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Замир Каражанов: С другой стороны, не помню хороших работ, посвященных Второй мировой войне, которые вышли в последние годы. По крайней мере, в Казахстане. Такое забвение создает почву для мифотворчества. Есть и еще один аспект – это слабая идеологическая работа. Давайте начнем с того, что казахстанцы тоже заплатили высокую цену за победу. У нас есть семьи, которые потеряли в войне родных и близких, выросло послевоенное поколение, которое не видело своих отцов. Но благодаря их подвигу они встали на ноги, создали свои семьи.
Казахстан-2014: о профессионализме СМИ и мифотворчестве
Интервью с известным казахстанским политологом, начальником отдела политики газеты«Литер» Замиром Каражановым.ВКазахстане апрельский номер журнала «Жулдыздар отбасы — Аныз адам» («Звездныйдом — Человек-легенда») посвятили 125-летию Адольфа Гитлера. В журналеобсуждается «многогранность личности» лидера нацистской Германии: так, вматериале «Гитлер не фашист» автор оправдывает вождя национал-социалистов,сопровождая это ксенофобскими комментариями. Еще одна статья посвящена книгеГитлера «Майн Кампф» (как отмечает координатор Молодежного медиасоюзаКазахстана Руслан Минулин, в журнале, в частности, можно найти утверждение, чтов «Майн Кампф» «многие проблемы правильно описаны»).ИАЦМГУ: С чем связано появление подобных материалов среди казахоязычного сегментаСМИ?ЗамирКаражанов: С развитием данного сегмента СМИ и языковымбарьером! Проблема в том, что казахоязычная пресса варится в «собственномсоку». Это синдром закрытой социальной среды, у которой есть свои фобии истереотипы, но нет тех, кто мог бы развеять их страхи и опасения. Русскоязычнаячасть населения не может читать такие журналы. В силу языкового барьера не былоконкуренции идей, а сами они приобрели собственную логику развития. Публикация журналастала первым на моей памяти серьезным инцидентом, когда издающиеся на разныхязыках (русском и казахском) СМИ столкнулись между собой. До этого они жили впараллельных мирах и каждый заботами своих читателей. Как говорится, было бысчастье, да несчастье помогло. По крайней мере, резонансная публикация заставитказахоязычную прессу скорректировать свою редакционную политику, пересмотретьпринципы своей работы. Аналогичная корректировка должна будет наблюдаться и врусскоязычных СМИ Казахстана. Хуже от этого никому не станет. Как утверждалДарвин: эволюция – это прогресс!  ИАЦМГУ:  Редактор изданияЖарылкап Калыбай, комментируя резонанс вокруг этого выпуска, заявил, что хотелпоказать угрозу для народа, исходящую от таких фигур, как Гитлер. Он такжеотметил, что внимание к этой теме было вызвано желанием «уберечь нас от опаснойполитики правителя соседней страны — Российской империи». КакВы прокомментировали подобное высказывание Жарылкап Калыбая?ЗамирКаражанов: Аргумент редактора, по меньшей мере, абсурден исовершенно не логичен. Если журнал не согласен с политикой современной России,то зачем посвящать целый номер Гитлеру и выносить его фотографию на первуюстраницу? Логично было бы акцентировать внимание на российском президенте, натом курсе, который проводит Владимир Путин в своей стране и на постсоветскомпространстве. Можно было даже подробно указать, в чем заключается исходящая отРоссии угроза для Казахстана. Аргумент редактора ставит в неловкое положениетворческий коллектив журнала, т.к. заставляет задуматься о профессионализме.Среди казахстанских экспертов тоже есть люди, которые видят в России угрозу, ноим в голову не приходит заводить разговор о Гитлере и других великих диктаторахХХ века.ИАЦМГУ:  «Я не совершил противозаконного, а ужеговорят, что я разжигаю социальную рознь, и меня могут осудить на срок до 12лет. Я дойду до Гаагского суда, но докажу, что я ни в чем неповинен. Этопровокация. Пусть прочитают и, если надо, назначат экспертизу», - сказалЖ.Калыбай на пресс-конференции в понедельник. Действительноли главной целью издания была «не пропаганда Гитлера», а лишь «изложениеисторической правды о диктаторе»?ЗамирКаражанов: Сама по себе публикация о Гитлере не являетсяпреступлением. Ее можно встретить в открытых источниках, справочниках. Проблемав том, пытался ли редактор пропагандировать взгляды нацистов, расовоепревосходство и т.д. Если да, то вина есть. А если нет, то это вопроспрофессионализма СМИ, суть которого состоит в искусстве преподносить подобнуюинформацию, отделять зёрна от плевел и не бередить чувства людей. ИАЦМГУ: Главный аргумент тех, кто становится на защиту издания – то, что критикине поняли содержащуюся в статье информацию и что критикуют только те, кто неумеет читать на казахском. Насколько этот аргумент верен?ЗамирКаражанов: Скажу больше, защитники публикации могут сослатьсяна американский журнал «Таимс», который в свое время называл Гитлера «человекомгода». Но в любом случае их аргумент будет неверен! Речь не идет о том, понялимы или нет. Речь идет о ценностях, которые объединяют общество в один единыйорганизм. К счастью или к несчастью, этому организму стало больно. Можно понятьпростую казахстанскую семью, которая в войне потеряла своего родственника. Людине могут понять, почему журнал не пожалел денег и посвятил номер Гитлеру,который стал виновником их семейной трагедии. Поскольку речь зашла обамериканском журнале, то приведу еще один поучительный пример. Издание «Таимс»в 2001 г. отказалась называть «человеком года» (его определяют по опросамэкспертов, т.е. независимо от редакционной политики) Усаму бен Ладена. Дляредакции это был не вопрос профессионализма, а вопрос этики. В стране порядка 3тыс. человек в один сентябрьский вечер не вернулось домой. Сторонники ипротивники публикации о Гитлере ведут диалог на разных языках. Разум говоритнам как правильно поступать, а ценности объединяют и разъединяют нас. ИАЦМГУ: Стоит ли опасаться того, что это только первая ласточка и подобные«вбросы» будут набирать обороты?ЗамирКаражанов: Я думаю, что стоит опасаться. Мы все родились ивыросли в Советском Союзе, где на официальном уровне была четкая позиция повопросу фашизма и Гитлера. Сегодня все по-другому. На информационномпространстве наблюдается то, что можно назвать емким словом – энтропиясознания. Люди пытаются пересмотреть старые стереотипы, холокост, роль СССР впреддверии Второй мировой войны и т.д. Мы это каждый день видим и слышим. Этопроблема не только СМИ, но и академической среды, низкосортных публикаций,которые далеки от научных стандартов. Это то, что принято называть лженаукой. С другой стороны, непомню хороших работ, посвященных Второй мировой войне, которые вышли в последниегоды. По крайней мере, в Казахстане. Такое забвение создает почву длямифотворчества. Есть и еще один аспект – это слабая идеологическая работа.Давайте начнем с того, что казахстанцы тоже заплатили высокую цену за победу. Унас есть семьи, которые потеряли в войне родных и близких, выросло послевоенноепоколение, которое не видело своих отцов. Но благодаря их подвигу они встали наноги, создали свои семьи. Победила жизнь! В интересах Казахстананапоминать о том, что Вторая мировая война не прошла мимо нашего общества. Апока у нас нет качественной информационной кампании, не могут выделитьбюджетные деньги на идентификацию останков Алии Молдагуловой, не могутобъяснить «поколению независимости» какую цену пришлось заплатить людям в годывойны. Когда нынешнее поколение граждан поймет, что Вторая мировая война – этоне политика, а трагедия простых людей, тогда пропадет желание посвящать журналГитлеру. Тот факт, что вказахстанском обществе публикация вызвала резонанс, говорит о том, что у нассохранились добрые ценности и бережное отношение к павшим. Поэтому отвечая наВаш вопрос, еще раз повторю – опасаться стоит! Особенно Казахстану, который по своемусоставу является многонациональным обществом, а все мы является продуктамитакого общества.

Поделиться: