В Казахстане - гармония и межрелигиозная дружба.. Интервью с Абсаттар-хаджи Дербисали

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как академический арабист стал управлять уммой огромной страны в новейшее время? Складываются ли отношения новой государственной системы независимого Казахстана и его многоликого общества с мусульманами? Спрашивая об этом, нельзя не сравнивать Казахстан с Россией.
В Казахстане - гармония и межрелигиозная дружба.. Интервью с Абсаттар-хаджи Дербисали

Глава Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар-хаджи Дербисали - единственный на постсоветском пространстве деятель такого рода с высшим светским гуманитарным образованием и опытом дипломата. Как академический арабист стал управлять уммой огромной страны в новейшее время? Складываются ли отношения новой государственной системы независимого Казахстана и его многоликого общества с мусульманами? Спрашивая об этом, нельзя не сравнивать Казахстан с Россией.- От имени наших читателей позвольте пожелать всех благ от Всевышнего в обоих мирах! Ваше имя на слуху у всех, кто интересуется Исламом в СНГ, и все же мы вас недостаточно знаем. Главное, что всех удивляет, - как это вдруг арабист возглавил мусульман такой огромной страны, как Казахстан? Таково было решение III Курултая мусульман Казахстана 24 июня 2000 года. Напомню, что мой предшественник, Ратбек Нысанбайулы, прослужил 10 лет главой ДУМ Казахстана, которое стало самостоятельным на I Курултае в 1990 году, отделившись от созданного еще в 1943 САДУМ (Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана) в Ташкенте. Время стремительно меняет жизнь и выдвигает новые требования. Очевидно, на нынешнем повороте истории стала востребована именно моя квалификация как арабиста и дипломата. - И не жалко ли Вам было оставить эти наработки арабиста и дипломата? Но я вовсе не оставил, а скорее даже развил то, чем занимался ранее. Появилось столько возможностей, о которых любой арабист или дипломат могут только мечтать. Посмотрите сайт www.muftiat.kz и увидите, сколько сделано именно благодаря тому, что я многие годы работал как арабист в МИДе Казахстана. Теперь весь мой опыт служит умме моей страны. - Как Вы относитесь к идеям интеграции мусульман на постсоветском пространстве? Для меня это уже не просто идеи, мы приступили к конкретным шагам в этом направлении. 29 октября 2007 года на встрече в Астане мы пришли к единому мнению создать консультативный Совет верховных муфтиев Средней Азии, для того чтобы мы чаще встречались, обменивались мнениями относительно вопросов религии в нашем регионе. И практически получилось так, что тогда же прошло первое заседание Совета, в который вошли верховные муфтии Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Было принято решение, что председатель Совета будет избираться на три года в алфавитном порядке. И так получилось, что Казахстан стал его первым председателем. Надеемся, что со временем к нам присоединится и Туркменистан. - Вы говорите о среднеазиатских странах. А как сложились отношения с уммой России, в которой, как известно, насчитывается 59 муфтиев? Кстати, как Вы прокомментируете само это явление? (Смеется). Ну, это просто невероятно, такого не может быть! Абсурд... Конечно же, в стране должен быть один муфтий. Я знаю о печальном разладе, который поразил российскую умму после распада СССР, сочувствую мусульманам и при этом стараюсь поддерживать равные отношения со всеми. Так, мы постоянно встречаемся и с Равилем Гайнутдином, и с Талгатом Таджуддином, у нас нередко бывает Нафигулла Аширов, ведь сфера его внимания - это пограничные с Казахстаном территории азиатской части России. Очень важной и плодотворной стала встреча с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области Умаром Идрисовым и его молодыми соратниками, особенно с директором Издательского дома «Медина» Дамиром Мухетдиновым. Представленные ими тафсир Абдуллы Юсуфа Али и серия «Ханафитское наследие» я хотел бы видеть в качестве настольных у каждого образованного мусульманина Казахстана. У нас ведь многие знают русский язык, и наличие современной русскоязычной серьезной литературы по Исламу, думаю, - наша общая с россиянами забота. Мы станем закупать минимум по три-пять тысяч каждого из названных изданий. Вообще мы быстро находим общий язык с россиянами из-за глубинной близости нашей истории, культуры, а с татарами еще из-за корневой родственности наших языков и множества смешанных браков. Мы не забываем тот важнейший факт, что первым казием Казахстана с 1946 года был татарин Абд аль-Гаффар Шамсутдинов (1884-1953). Уверен также, что если у нас за спиной такое мощное тюрко-исламское прошлое, то и в будущее мы призваны идти сообща. - А как же в Казахстане удалось избежать раздробленности уммы, от которой страдает Россия? Вроде бы в наследие от СССР нам достались схожие проблемы... Вот уже пять лет действует Институт повышения квалификации служителей Ислама, через который прошли переподготовку и получили аттестацию 420 имамов. Когда я заступил на пост, у нас тоже была неразбериха, множество независимых, часто очень малограмотных имамов. Это крайне вредно и для мусульман, и для общества в целом. Вот мы и провели за это время работу по переаттестации, кого-то отсеяли, многим помогли поднять свой уровень. - Это были силовые методы с помощью государства? Да нет, ну что Вы! Мы сначала назначили грамотных людей главными имамами областей, они затем нашли людей для районов; проводим постоянно конференции и обсуждения. Действуем через дипломатию, ум, а не силовыми методами. Государство в наши дела вообще не вмешивается. Конечно, были обиды от некоторых людей, что неизбежно. Но мы ведем работу с кадрами открыто, публикуем биографии назначенных имамов в 45-тысячной газете «Ислам и цивилизация» на казахском языке, объясняем, кто и почему назначен или смещен. Вы сказали, что в наследие от СССР нам достались схожие проблемы, но ведь первая из них - это невежество! И с этим мы успешно боремся. Кроме Института повышения квалификации, открыли более сложное по задачам учебное заведение - Египетский университет исламской культуры «Нур Мубарак» в Алматы. Договор о его создании был подписан еще в 1993 году на переговорах президентов Нурсултана Назарбаева и Хосни Мубарака, а первых студентов он принял в 2001 году. Здесь важно создать базу для интенсивного обмена с египтянами, с ведущим университетом Аль-Азхар, воспитать наши кадры в сотрудничестве с учеными носителями древней мусульманской традиции образования. - Нас в России волнует вопрос, как преподавать детям основы религии (и какой религии) в светской государственной школе? Как у Вас решается эта проблема? В любой школе у нас за партами сидят и казахи, и русские, и еще много наций. Что же, священник придет и будет говорить о своей вере? Это ведь для детей русских, а остальным что: уйдите, к вам мулла потом придет? Или наоборот. Нет, в общей светской школе, которая финансируется государством, не должно быть уроков от какой-либо общины. Нужны широкие знания обо всех религиях, об истории своей страны. Религиозные знания каждый может получать в специальных учреждениях, основанных конфессиями. - А сложились ли отношения с Православием в Казахстане? Да, причем давно и до меня. У нас крупная и влиятельная община Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Хорошую память о себе оставил предыдущий архиерей Алексий, а с новым митрополитом Мефодием у нас тесный контакт. Он человек очень образованный, авторитетный, мы часто встречаемся. - Поражает, что в Алматы 111 церквей и всего лишь... 27 мечетей. Ничего странного. Ведь город Верный (затем Алматы) был основан Российской империей с самым большим русским населением. Казахстан многонационален, и у нас много религий. В 1990-е годы появилось много католических и протестантских храмов. А мечетей у нас ныне уже около двух тысяч, многие строятся. В целом можно сказать: подъем экономики позволяет верующим всех конфессий вести строительство, идет возрождение религии. В тюрьмы, в больницы, в детские дома и в армию тоже все чаще зовут служителей веры. Наибольший опыт тут имеют протестанты, но мы стремимся не отставать. Подчеркну: идем в государственные учреждения по просьбе их руководителей! А когда сами оказываем помощь людям, то принципиально не разделяем по национальным и религиозным признакам нуждающихся! Так заповедано в Коране. - А есть проблемы между суннитами и шиитами? У нас вообще численно мало шиитов. Большинство - сунниты ханафитского мазхаба, но в мечети мы зовем всех и не делим людей. Все у нас общее. В Иране я однажды был приглашен на диалог в специальный институт по сближению мазхабов и задал такой вопрос: «Вот вы международные встречи проводите во имя сближения мазхабов, а почему у вас в Тегеране нет ни одной суннитской мечети? Они только на севере Ирана есть, где казахи живут». Иранцы ответить не смогли. - В России глубокие корни пустила исламофобия. А как у Вас? Ни в прессе, ни в быту, ни тем более на уровне государства исламофобии нет. Даже все русскоязычные издания к Исламу относятся уважительно и часто берут у нас материалы. В Казахстане - гармония и межрелигиозная дружба. Но они не падают с неба сами собой - мы над этим постоянно работаем. - Западная и российская пресса озабочены разрушением поселений кришнаитов в Казахстане. Что же происходит? Проблемы возникли не вокруг религиозных зданий. Кришнаиты пришли создавать фермы и позволили себе захват чужих земель - это имущественные споры, а не религиозный вопрос. - У нас в России ведутся споры: суфизм - это Ислам или нет? Нужен он или не нужен умме? Мы тоже ведем если не споры, то разговоры об этом. Проблема в том, что появляются люди, искажающие суфизм, внушающие комплекс подчинения одному человеку. Но в целом это наша история, наше драгоценное наследие: достаточно вспомнить великого шейха Ясави, роль которого бесспорна, в первую очередь, для Казахстана. Но надо, чтобы случайные люди не пользовались великими именами в корыстных целях. - Еще у нас многие скептически относятся к внезапно проявившейся религиозности многих политиков: вчерашние коммунисты стоят, как Ельцин, со свечками в руках перед телекамерами... Насколько поддержка, которую президент Назарбаев оказывает Исламу, является частью политической игры? - Такой вопрос надо задавать человеку напрямую. Но, по-моему, поведение Назарбаева, как и миллиона казахов, это часть его исламской культуры. А Ислам при коммунистах крепче сохранился в быту Средней Азии, чем вера в других регионах СССР. Ничего удивительного. Но как президент Назарбаев ходит также и на Пасху, и к буддистам. Он не делит граждан страны - он президент, избранный всеми, и работает для всех. - Вернусь к вопросу об интеграции мусульманских структур СНГ. Казахстан в силу многих причин лидирует как инициатор интеграции вообще и в ШОС в частности. Как бы вы отнеслись к идее о подобной общей структуре для духовных управлений мусульман? Только позитивно. В рамках СНГ было бы неплохо иметь, как это было и ранее при СССР, единый, подчеркну - совещательный, орган. Ведь у большинства из нас, мусульман СНГ, один мазхаб, очень много общего в культуре и языках, в общей истории, в личностях, развивавших науки и исламское просвещение. Как минимум, надо согласовать календарные вопросы. Я буду только «за» эту идею. Беседовал Джаннат Сергей Маркус

Журнал Минарет

Теги: Казахстан

Поделиться: