Гульмира Султанбаева: Современный Казахстан: развитие политической коммуникации в СМИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время политическая коммуникация является средством властвующих субъектов, регулирующих отношения в политике и распространяющих общественно-политические идеи в обществе. Политическая коммуникация является процессом и системой политических процедур в каждом обществе и представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. Проведение исследования в области теории и практики политической коммуникации казахстанскими политологами, социологами является требованием времени. Исследование проблем политической коммуникации актуально, поскольку она является одним из доступных и открытых мостов информации, соглашений, взаимодействия между властью и обществом, народом, этническими группами.
Гульмира Султанбаева: Современный Казахстан: развитие политической коммуникации в СМИ

ИАЦ завершает работу над двумя сборниками материалов, совместных исследований с казахстанскими учеными в области истории, социологии, политологии, демографии. В сентябре 2008 года в Москве пройдет совместная презентация этих изданий. Редакция сайта завершает публикацию наиболее интересных материалов сборника в сокращенном варианте.

В настоящее время политическая коммуникация является средством властвующих субъектов, регулирующих отношения в политике и распространяющих общественно-политические идеи в обществе. Политическая коммуникация является процессом и системой политических процедур в каждом обществе и представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. Проведение исследования в области теории и практики политической коммуникации казахстанскими политологами, социологами является требованием времени. Исследование проблем политической коммуникации актуально, поскольку она является одним из доступных и открытых мостов информации, соглашений, взаимодействия между властью и обществом, народом, этническими группами.

В начале ХХ века ученые, аналитики, политологи и представители СМИ Западных стран и США проводили исследования основ и практики взаимоотношений государственной политики и общества /1/. Эти проблемы обсуждались в залах парламента и в аудиториях высших учебных заведений.

В последние десятилетие как в Казахстане /2/, России /3/, странах СНГ начались исследования политической коммуникации в информационном обществе и появились научные школы в этом направлений.

Изучение политической коммуникации, политической пропаганды, политического поведения стран Восточной Европы и Центральной Азии являются актуальной проблемой сегодняшнего дня. Важным шагом в эпоху глобализации является выявление сходств и различий политической преемственности евразийских стран. Прикладные исследования в области политической коммуникации очень важны в определении политических отношений между странами СНГ, выявлении их различий, отличительных особенностей политического процесса, развития практики исторической преемственности евразийских стран. Изучение теоретико-методологических и практических основ политической коммуникации евразийских стран, в т.ч. с учетом особенностей политического строя Казахстана, является по своей сути значимым и своевременным шагом для проектирования и прогнозирования дальнейшего развития своего региона.

Роль казахстанской элиты в процедуре принятие решения политических вопросов, влияния и воздействие осуществлений экономической, социально-политической реформы страны имеет своеобразный характер. Эти особенности ярко выражается в разделение и владение информационного пространства Казахстана. Появление крупных медиа-холдингов за последние десять лет свидетельствует о том, что не только политические институты, но и крупные промышленные магнаты и бизнес элиты, в свою очередь заинтересованные защищать свои интересы, обладают собственным информационным полем.

По общим характеристикам и общественно-политическим направлениям можно выделить 3 группы политической и бизнес элиты Казахстана:

  • 1. Группа «Казкоммерцбанка» имеет серьезные позиции в финансовом секторе страны и позиционирует себя как «умеренную, конструктивную оппозицию» (борьба за демократию, интересы малого и среднего бизнесе и казахской культуры). Группа имеет серьезные позиции в информационном секторе. Лидеры - Н.Субханбердин, О.Жандосов, А.Байменов, Б.Абилов, А.Сарсенбаев, Ж.Ертилесова и др.
  • 2. Группа «Нурбанка» позиционирует себя как «защитника» интересов простого народа» (борьба с олигархами, наркомафией и коррупцией). Лидеры -Д.Назарбаева, Н.Алиев, В.Рерих и др.
  • 3. Группа «Евразийского банка» имеет серьезные позиции в горнодобывающем и металлургическом секторах страны и позиционирует себя в качестве «защитника интересов реального сектора экономики, в частности промышленности (борьба за интересы рабочего класса). Лидеры - А.Машкевич, А.Ибрагимов, П.Шодиев, Н.Радостовец, А.Перуашев.

Информационные ресурсы казахстанской элиты имеет огромный потенциал и развивается очень функционально. Появление жесткой конкуренции в СМИ стали диктовать свои условия не только рыночные, но и профессиональные. Такие требования дали толчок развитию политической коммуникации в масс-медиа. Журналистика стала профессией, в некотором роде защищающие интересы своих медиа магнатов, а объективность информации по отношению позиции управляемых остаются за «кадрами».

Современное состояние рынка СМИ в Казахстане характеризуется практикой приплачиваемых статей, самоцензурой и государственными заказами на размещение в СМИ платных материалов.

Негативней тенденцией развития казахстанских СМИ является монополизация СМИ и практика заказных публикаций. К ним относится и слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками рынка, отсталая экономическая модель деятельности СМИ, коррупция и непрозрачность, достаточно высокая политизированность бизнеса.

В современном мире в политической коммуникации произошли кардинальные изменения. Все это происходит благодаря применению систем технических средств массовой информации. Политическая коммуникация зависит не только от уровня развития технических средств, но и от политических идеологических характеристик, источников информирования и т.д. В настоящее время наметилось две тенденции в массовом политическом информировании. Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек, получая массу несистематизированных и зачастую не прокомментированных сведений, не всегда способен различить главное от второстепенного, существенное от малозначительного. Мир в таком случае представляется хаотическим нагромождением случайных и непредвиденных событий. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. Именно такой подход, метод, который называется дроблением информации, принят вооружение СМИ. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока.

Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике. Такой человек очень удобный объект для социального манипулирования.

Другая тенденция политического информирования заключается в жестком подчинении информационного потока идеолого-пропагандистским установкам. Отбирается и сообщается с надлежащей детализацией только та информация, которая согласуется с соответствующей идеологической позицией или пропагандисткой задачами. Вся остальная информация или замалчивается, или подвергается отрицательной оценке. Этот подход особенно типичен для печатных изданий, являющихся собственностью политических партий и движений. В казахстанском реалии типичен для партийных изданий, такие как «Ак жол Казахстан», «Жас Алаш», «Мегаполис», «Кала мен дала», «Страна и мир», «Экспресс К», «Суббота», «Азамат Таймс» и др. Активность таких изданий особенно проявляется во время предвыборного агитационного периода.

В 2004 г. предвыборном периоде на Мажилиса Парламента РК газета «Жас Алаш» опубликовал цикл материалов о лидерах и стратегических платформах партий «Ак жол». Среди публикации политического характера особенно отличается цикл материалов оппозиционного направления и интервью с лидерами оппозиции Ж.Туякбая, О.Жандосовым и др. Журналисты этого периодического издания организовал интервью с независимыми политологами, как Е.Карин, Д.Сатпаев и лидерам национального движения «Судьба нации» Д.Кошим и др. При этом аудитория газеты стабильно растет среди аульского населения, но прослойка интеллигенции в больших мегаполисах ( в г.Алматы, г.Астана) особым интересом и доверием не воспринимает некоторые оттенки «желтизны» республиканского издания.

В 2004 г. июне в газете «Время» и на веб-сайте «Ак жол» появились проект партии «Программы политических реформ». В середине июня в Астане на VII съезде партии «Отан» Президент выступает с программой дальнейшей политической реформы. Позже становится ясно, что две программы (партии «Отан» и «Ак жол») в своей основной части очень похожи. Этот факт стал горячей темой для полемики в прессе. В частности, бывший советник Президента Е.Ертысбаев в своем интервью в газете «Асар-Казахстан» дает оценку по этому поводу: «То, что произошло с программой политических реформ, это, на мой взгляд, классический пример нечестной политической конкуренции».

Автор книги «Казахстан и Назарбаев: логика перемен», главный советник Н.А.Назарбаева Е.Ертысбаев перед выбором Президента очень профессионально аргументирует в республиканских масс-медиах позицию действующего Президента и критику в адрес оппозиции. Так же на передаче «Жети кун» телеканала «Хабар» /4/ он комментирует свои выводы и прогнозы о предстоящем выборе 4 декабря 2005 г.

Публикации, опубликованные в газетах «Кала мен дала» и «Страна и мир», учредителем которых является партия «Отан», в периодах предвыборной кампаний Н.Назарбаева (2005 г.) посвящена политическим акциям партии, новостям группы поддержки с разного региона страны и стратегической программе действующего Президента Республики Н.Назарбаева.

В 2004 г. перед выбором партии Аграрная и Гражданская подписали меморандум о создании предвыборного блока - «Аграрно-индустриальный союз трудящихся» - «Аист». Издание политического блока «Аист» «Экспресс К» (бывшая газета «Ленинская смена») активно информировал свою читательскую аудиторию о проводимых коммуникационных PR-акциях, политической программе предвыборного блока.

Сфера пропагандистского обоснования в современной политической жизни характеризуется рядом явлений, среди которых обращает на себя внимание дифференциация различных изданий в зависимости от социальной стратификации аудитории. Массовые издания выходят огромными тиражами. В них культивируется упрощенный нарочито примитизированный подход к осмыслению политической жизни. Вместо серьезного глубокого анализа проблем внутренней и международной жизни читателю предлагается набор стереотипных суждений, уводящих от понимания серьезных социальных проблем.

Замалчивание или стереотипизация (пропагандистское упрощение) являются характерными признаками манипулирования сознанием. В настоящее время потребность состоит не в том, чтобы информировать, а в том, чтобы манипулировать людьми. Желаемая иллюзия создается двумя наиболее распространенными способами. Первый из них заключается в том, что в центр общественного мнения выносится не глубинные закономерности и внутренние побудительные мотивы, а его внешняя, чаще всего яркая сенсационная сторона. Сенсационность - один из инструментов в политической пропаганде, мешающих аудитории рационально воспринимать осмысливать факты. Если сенсация становится доминантой газетного издания, то она уже преследует не коммерческое, а скорее политические цели.

Возникновение желтой прессы является естественным процессом в информационном рынке в Казахстане и других постсоветских странах. Массовые издания «желтой прессы» и появление «электронных желтых газет» определяют дифференциацию СМИ в политической жизни.

«Навигатор» - среди веб-изданий отличается своей смелостью и критикой разного рода «необоснованных» и «необъективных» материалов по отношению к власти.

Республиканская газета «Караван» (на русском языке) и региональная газета «Замана» (на казахском языке) и многие другие приложения этого периодического издания ограничивается светскими новостями, дайджест-материалами и рассказами развлекательного характера, не вызывают серьезного опасения государственно-правительственных органов. Наоборот увеличения количеств и повышения тиража «желтой прессы» на рынке СМИ как раз свидетельствует жизнеспособности метода «дробления информации».

Периодические издания оппозиционного характера «Эпоха», «Ак жол»-Казахстан» (партийные прессы) и близких к ним «Время», «Жас Алаш», «Ассанди таймс», «Соз», «Азат», «Казахстан» в современном информационном пространстве имеют свою определенную аудиторию, особенно в больших городах республики. Современная молодежь восприимчива к воздействию СМИ, если это касается критики власти. Таких волн воздействия на самосознания молодежи отметил Президент Н.Назарбаев в прямом эфире в ответ на вопрос молодого врача: "Вы там, в Алматы, поменьше читайте газет и поменьше слушайте вот этих..." /5/.

В своем интервью экс-советник Президента Е.Ертысбаев «Грязная информационная война давно объявлена оппозиционными партиями и силами, для которых вообще не существует презумпция невиновности власти. Достаточно взять любое их печатное издание недельной, месячной, годичной, двухгодичной давности. Никаких рамок приличия порой нет. О цивилизованной политической борьбе говорить не приходится. В такой ситуации резкие оценки и суждения, появившиеся в правительственных СМИ в адрес так называемых "демократических партий и сил", вполне объяснимы и понятны» /6/.

Второй метод достижения иллюзорного представления о мире состоит в вытеснении информации, касающейся серьезных социально-политических вопросов, материалами развлекательного характера. Своеобразной модификацией этого метода «вытеснения» является распространения массовых иллюстрированных журналов. В тоже время часть газет, издающихся меньшими тиражами, но при более высокой цене, публикуют разнообразные аналитические материалы, касающиеся злободневных тем общественной жизни. Это так называемые качественные издания. Они предназначены для представителей политической, экономической, банковской и другого рода элит. Публицистика на страницах такого рода газет совсем иного свойства, чем в массовых изданиях. Вопросы политики, экономики и социальной сферы спокойно и по-деловому, без эмоциональной истерики обсуждаются экспертами. Аналитическая углубленность качественных изданий вовсе не случайна. В задачу СМИ, обеспечивающих материалами элиту, не входит одурачивание самой элиты, поскольку социальное управление без точной информации невозможно и аналитическая литература необходима, прежде всего, тем, кто держит в руках рычаги социального механизма. Отсюда противоречие политической пропаганды - серьезно обоснованные концепции для меньшинства и упрощенные, иллюзорные картинки для большинства.

Среди периодических изданий страны «Exclusive», «Мир Евразии», «Kazakhstan» и др. есть хорошо иллюстрированные республиканские и корпоративные издания. Они относится к категории «качественных изданий». Например, международный бизнес издания «Kazakhstan» ориентирован на аудиторию бизнес-элиты. В журнале опубликуются аналитические статьи (издается на английском и русском языках, периодичность - в год 4 раза, годовая подписка 130 евро, тираж - 2000 экз.), посвященные теме инвестиций, недвижимости, энергетики, экономики, нефтяного бизнеса PR и маркетинга. Учредителем обзорно-аналитического журнала «Exclusive» (издается на английском и русском языках, тиражируется в г.Урумчи КНР, периодичность 1 раз в месяц, тираж - 3700 экз.) является одноименный клуб «Exclusive». Появление таких качественных изданий на рынке казахстанской периодической печати вполне соответствует политической пропаганды. Еще раз доказывают серьезность концепции для меньшинства.

В процессе политической коммуникации участвуют масса, чьи роли определены упрощенными, иллюзорными картинками для большинства. Для многотысячной жители аульской местности и множеств городских рядовых (не из класса интеллигенции) граждан не доступно эти издания и вряд ли когда-нибудь они становится целевой аудитории качественной прессы, предназначенные для элитных групп.

В политической жизни страны особо яркие и громкие события произошли в связи с убийством видного деятеля З.Нуркадилова и один из лидеров оппозиции А.Сарсенбаева. За небольшие сроки и друг за другом убийства двух общественных деятеля З.Нуркадилова и А.Сарсенбаева вызвало шквал материалов в масс-медиах Казахстана /7/. Эти происшествия имели мотивацию политического характера. Сразу же после случившейся трагедии СМИ, казахстанские и зарубежные, запестрели комментариями и всевозможными догадками. В Казахстане убийство ведущего оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева находился в центре внимания общественности. Неожиданно громкие заявления сделали депутат Мажилиса парламента от Алматинской области Серик Абдрахманов и Конгресс журналистов Казахстана. В обращении С. Абдрахманов призывал президента Н. Назарбаева защитить правду и истины /8/ .

Освещения информационных или аналитических материалов политического убийства в государственных и оппозиционных СМИ, в том числе веб-изданиях отличались разными мотивациями при подаче информации или комментарий.

К символическим актам в политической коммуникации можно отнести разного рода символику или действия в казахстанском обществе. Особенно представители СМИ охотно наблюдают за действием и красноречием политического лидера России В.Жириновского. Заявления, связанные с судьбой Казахстана, сделанным вечным «ньюсмейкером» В.Жириновского всегда вызывают неудовольствия у молодого поколения. Несмотря на все его выпады против страны, в честь его юбилея страна в лице МИДа пускает его на историческую родину. Его приезд старались не афишировать. Хотя это не помешает общественности, каким-то образом выразить свое отношение к его персоне. Сам Жириновский, как всегда сделает все, чтобы камеры и микрофоны сопровождали его повсюду. Но это именно тот случай, когда со стороны государства разумней было бы просто не заметить визит столь «высокого» гостя. На очередной вечерней передаче «Информбюро» «31 канала» показан сюжет символического акта протеста молодежной движении Казахстана /9/. Молодежь буквально топтает портрет Жириновского, требовала от государства немедленного возвращения «блудного сына» на свою историческую родину.

В 2006 г. летом автором проводилась опрос с целью выявления конкретных факторов, влияющие на политическое самосознание, политическую грамотность и политическую активность сельского населения Казахстана. Опрос проводился среди жителей отдаленного аула Когалы Южно-Казахстанской области Мактааральского района /диаграммы №1-9/. Всего опрошено 100 человек, половина жители одного села. Возраст опрошенных взрослого населения с 24 по 64 лет. Из респондентов 54 имеет высшее образование, 46 - среднее образование в момент анкетирования. На вопрос «Комментарий к политической информации№ - 55% респондентов ответили позитивно, 16% - негативно, 29% - предпочли нейтральную позицию. На вопрос «Способы доведений политической информации» - 46% жители отметили через СМИ, 37% - предпочитают получить специальными службами, а 17% - через неофициальные отношения. Для 37% аульских жителей целью доведения информации являются убеждения, для 20% - воздействия, 24% - ответной реакцией, для 19% респондентов созданием новых ценностей и правилами политических элит. Оценка респондентов казахстанских СМИ по уровню освещений политической информации таковы: 15% - особо важно, 26% - хорошо, 29% - неудовлетворительно, 11% - отлично, 19% - средний. Особо значимые информации в Казахстанских СМИ являются 26% - политические, 19% - социальные, 17% - информационные, 16% - спортивные, 8% - экономические, 8% - культурные, 3% - развлекательные, 3% - аналитические. На вопрос «Выбор формы политической информации» - 49% респондентов ответили через общественно-политические институты, 44% - через СМИ, 7% - через неформальные контакты. По оценке - 32% респондентов уровень взаимоотношения между управляющим и управляемым открыто, 22% - прозрачно, 22% - неясно, 16% - непрозрачно, 8% - неясно. Оценка отношения между СМИ, политическими партиями и группами: 32% - удовлетворительно, 24% - средний, 22% - хорошо, 12% - отлично, 10% - особо важно. Большинство респондентов - 64% предпочитают государственный, 28% - неофициальный, 8% - частный источник массовой информации.

Результаты опроса доказывают объективность концепции политической пропаганды для большинства. 97% опрошенных жителей, почти не имеют представления о том, что такие аналитические издания. Все-таки жители аульского населения предпочитают государственные СМИ. Этот показатель еще раз убеждает недоступность частных или оппозиционных СМИ в отдаленных районах республики. Более трети аульчан интересуются политической темой в СМИ. Больше половины респондентов положительно поддерживают комментарий политической информации. Для жителей аула взаимоотношения между власти и народа считают открытым и прозрачным.

Взаимоотношения между властью и СМИ, массами, политическими партиями и институтами в современном Казахстане имеют специфику. Власть в большей степени контролирует политические события, политических движении, оппозиционную силу, СМИ и т.д. Политическая грамотность, политические поведения и политические активности казахстанской массы не одинаковы. Политизированнасть общества в крупных городах проявляется активностью. Жители аульских обществ во многом отстают горожан. Роль элиты и контрэлиты в политической жизни Казахстана очень активно влияет на отношения власти. Элитные группы создают конкурентоспособный рынок, поле для информационного пространства СМИ страны.

Литература:

  • 1. Cotteret J.-M. Gouvernants etgouvernes: La communication politigue. -P: 1973.; Щварценберг Р.-Ж.Политическая социология: В 3 ч./Пер.с фр.-М., 1997.; Винер Н. Кибернетика и общество. -М., 1958; Винер Н. Кибернетика или управление. -М., 1983; Pye L. Political Communication//The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford-New York. 1987; ctionary of Political Analysis/Ed.: J.C.Plano, R.E.Riggs, H.S.Robin. ABC - Clo. Canta Barbara. USA - Great Britain, 1982; Lassswell H.D. The structure and function of communication in society//The Communication of ideas/Ed.: L.Bryson7 -New York: Harper and Brothers, 1948; Sanisteban J.L. Fundaments de cencia polirica. Lima: 1986; Bordewijk J.L., Kaam B. van. Allocute. -Baarn, 1982; Towards a classification of new teleinformation servies//Intermedia. 1986. -Vol.14. - №1. -P.16-21; Martin W.J. The Information Society. -London, 1988. -P 14-15; Naisbitt J., Aburden P.Megatrends 2000: The New Directions for the 1990's.-New York, 1990. P.302-303; McQuial D. Media Performance. Mass Communication and the Public Interest. -L. -N.P.-N.Delhi, 1993. -P 227; Dahl R.A. Democracy and its Critics. New Haven: Yale University Press, 1989; Grossman L.K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. New York: Viking, 1995. -P.527.
  • 2. Ибарева Г.Ж. MASS MEDIA в политической структуре общества. -Алматы: Казах университети, 2000.; Сарсенбаев А. Новое информационное пространство республики Казахстан: проблемы и перспективы. -Алматы: 1998; Дьяченко С., Кармазина Л.Республика Казахстан: особенности политической модернизации. - Алматы, 1999; Романов Н.Влияние политических процессов на национальный менталитет и консолидацию общества. -Алматы, 1999; Машан М. Политическая система Казахстан: трансформация, адаптация, целедостижение. -Алматы, 2000., Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев; Логика перемен, Астана; Елорда, 2001; Григорьев В.К., Ахметова Л.А., Мусырман А.Ш. Политология. Петропавловск, 2006;
  • 3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация//Вестник российского университета дружбы народов. Серия политология, №1, 1999; Ильин В.В. Политология. -М., 1999. -47 с; Ильин И.А. Путь к очевидности. -М., 1993.-269 с.; Баллестрем К.Г. Власть и мораль//Философские науки. -М., 1991. -84 с.; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: Рип-Холдинг, 2003.-101 с.; Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. М.: Горячая линия-Телеком, 2006. -352 с.Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия или реальность//Полис. 2002.-№1.-37 с.
  • 4. «Жети кун». «Хабар», 16 января 2006.
  • 5. Прямой эфир Президента РК Н.А.Назарабаева. 24 августа 2005.
  • 6. Разум и правда против лжи и клеветы/Интервью Е.Ертысбаева, "Экспресс К", 30 апреля 2004 .
  • 7. Казинформ 13 ноября 2005 г.; Интерфакс-Казахстан, 29 ноября2005 г.; Литер, 19 ноября 2005 г; Жас казах, 22 ноября 2005 г; http://www.gn.kz/ ; www.navi.kz, www.mizinov.net, http://www.zonakz.net/ и др.

•8.Если Вы не сможете на этот раз защитить ПРАВДУ, то в будущем нас ждут новые кровавые разборки/ обращение депутата Мажилиска Парламента РК С.Абдрахманова. Дом Мажилиса, 21 марта 2006.

  • 9. «Информбюро» «31 канала» 31 января 2005.
Теги: Казахстан

Поделиться: