Казахстан-2014: конец турецкого марша?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Несколько дней назад состоялась встреча президентов РК и КР о повестке которой СМИ сообщили довольно скупую информацию. Однако, по данным ряда источников из окружения Алмазбека Атамбаева, среди вопросов, которые обсуждались двумя лидерами, была тема отношений с Турцией, точнее, гуманитарных тюркских проектов на территории Казахстана и Киргизии.
Казахстан-2014: конец турецкого марша?
    Несколько дней назад состоялась встреча президентов РК и КР о повестке которой СМИ сообщили довольно скупую информацию. Однако, по данным ряда источников из окружения Алмазбека Атамбаева, среди вопросов, которые обсуждались двумя лидерами была тема отношений с Турцией, точнее, судьба гуманитарных тюркских проектов на территории Казахстана и Киргизии.     Почти сразу после этого в ряде местных медиа прошла информация о возможном закрытии турецких лицеев, вокруг которых в полследнее время по всему региону Южного Кавказа и Центральной Азии развернулась нешуточная информационная борьба.    Напомним, что первые  турецкие школы в Центральной Азии появились в середине 1990-х годов. Эти образовательные учреждения были основаны движением «Гюлен», возглавляемым турецким исламским ученым, основателем исламистского движения "Хизмат" Фетуллой Гюленом. Масштабы гуманитарной турецкой экспансии впечатляли.Так, в Узбекистане в 1990-е гг. действовало более 65 турецких образовательных учреждений, которые были закрыты в 1999 году. В  Кыргызстане было открыто около 25 турецких школ, включая лицеи и два университета. Активно работали турецкие гуманиарные проекты и в Казахстане. Тесные политические связи между Астаной и Анкарой, развитие сотрудничества в рамках Форума тюркоязычных государств создавало дополнительные благоприятные условия для активного проникновения турецких образовательных структур на казахстанский рынок. Как отмечают казахстанские издания, в настоящее время в Казахстане действует порядка 29 казахско-турецких лицеев. Эти образовательные структуры чрезвычайно востребованы на местном образовательном рынке. Прежде всего, за счет качественного образования и сильного педагогического состава. Все учебные завеения располагают отличной материально-технической базой. Нет ничего удивительного в том, что среди учащихся преобладают дети чиновников и бизнес-элиты РК.Конкурс на поступление в эти средние учебные заведения доходит до 80 человек на одно место. В 2013 году турецкие образовательные учреждения в РК отметили свое 20-и летие. Так что не сложно посчитать, какое количество выпускников уже сейчас работают на высоких должностях в госаппарате и национальных компаниях. Показатель более чем серьезный. Можно согласиться с утверждением, что для многих представителей местной элиты турецкие лицеи и в будущем будут являться одним из самых престижных мест для учебы. Кстати, аналогичная ситуация до недавнего времени была характерна и для Азербайджана. Но сейчас Баку дает понять, что тенденции меняются. Эрдоган, по сообщениям ряда азербайджанских изданий, якобы обратился с просьбой к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву  прекратить поддержку азербайджано-турецких лицеев.Можно пре положить, что углубляющийся конфликт  между Эрдоганом и Гюленом скажется на дальнейшем существовании турецких лицеев и вузов в Казахстане. Как именно сложится судьба турецких образовательных проектов в Казахстане, пока не ясно. Однако очевидно, что гуманитарная экспансия Анкары после ссоры Эрдогана и Гюлена на казахстанском направлении будет не столь агрессивной как еще несколько лет назад. А значит, и сократятся и рычаги влияния Турции на политическую элиту Казахстана.Валерия Ромащенко 

Поделиться: