М. Таубаева: Некоторые вопросы ислама в политике Казахстана и государств Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для объективной характеристики региональных конфессиональных проблем следует иметь в виду, что Южно-Казахстанская область занимает первое место по количеству религиозных объединений в Республике Казахстан - 18,5% от их общего количества. По этому показателю область опережает стоящую на втором месте по республике Алматинскую область на 115 религиозных объединений. По количеству религиозных исламских объединений области бесспорный лидер - 31% от общереспубликанского количества религиозных исламских объединений[3].
М. Таубаева: Некоторые  вопросы ислама в политике Казахстана и государств Центральной Азии

ИАЦ завершает работу над двумя сборниками материалов, совместных исследований с казахстанскими учеными в области истории, социологии, политологии, демографии. В сентябре 2008 года в Москве пройдет совместная презентация этих изданий. Редакция сайта публикует наиболее интересные материалы сборника в сокращенном варианте.

Таубаева М.Е.Кандидат философских наук., доцент ЮКГУ им.М.АУЕЗОВАг.Шымкент

Сегодня Казахстан- поликонфессиональная страна, и отношения между конфессиями-один из важнейших аспектов в деле сохранения мира и социальной стабильности.

Согласно Конституции, Республика Казахстан- светское государство , где религиозные организации отделены от государства.В Основном Законе закреплены все демократические права и свободы, в частности свобода совести и вероисповедения, что обусловливает нарастающудю тенденцию плюрализации религиозной жизни и религиозных ценностей. Для современного Казахстана и его ближайших соседей по Центральноазиатскому региону возникла реальная угроза стать территорией широкого распротранения взглядов и течений экстремистского толка, использующих элементы религиозных постулатов, способных дестабилизировать ситуацию и привести к трагическим последствиям.

Страны Центральной Азии после распада СССР были безоговорочно отнесены рядом специалистов к мусульманскому миру. Вместе с тем, надо помнить, что центральноазиатским государствам еще предстоит определить свое место и роль в ставшем геополитически значимом исламском поясе, окаймляющем регион с юга. Ряд существенных субрегиональных особенностей делают позиции Центральной Азии особыми в отношениях с мусульманским миром [1].

Чем вызван политический интерес к Центральной Азии на сегодня?

Во-первых, расположенностью Центральной Азии в центре Евразии. Во-вторых, особое значение получила политическая стратегия, оказывающая широкое влияние на стабильность и национальную безопасность этих регионов. В-третьих, внешнее влияние, направленное на политико-экономическое развитие каждого государства может нарушить соотношение сил. В-четвертых, в этих регионах наряду с богатым фондом минеральных ресурсов, имеющих международное значение, усиливается потребность в источниках энергии.

Среди общественных явлений религия является самой сложной, поскольку на протяжении нескольких веков человечество стремилось раскрыть суть-содержание религии, и сколько достойных и гражданских дел было выполнено. Общий интерес для всех религий - жизнь без конфликтов, в мире и спокойствии.

Центральная Азия в условиях глобализации мирового общественного пространства становится одним из наиболее значимых регионов, во многом определяющим расстановку сил на мировой политической арене. При этом долгосрочное, стратегическое партнерство со странами Центральной Азии порой является одним из основных факторов, влияющих на изменение политического и экономического расклада сил в регионе. Таким образом, проявляется ряд новых тенденций, определяющих степень вовлеченности региона в те или иные процессы глобализации. Но, независимо от уровня данных трансформационных процессов, влияние духовной составляющей, где превалирующие значение имеют религиозные воззрения населения, остается неизменной. Ислам, который исповедует большинство населения Центральной Азии, во многом обуславливает культурные обычаи, традиции, образ жизни, сложившуюся веками практику самоуправления жителей региона.

Сегодня значимость ислама особенно возрастает. Под воздействием нравственных и моральных устоев ислама, передающихся из поколения в поколение, происходит формирование не только культурно-исторического, но и нового типа политического мышления, а это, в свою очередь, способствует формированию основ гражданского общества.

Под влиянием ислама находились нравственные и юридические нормы поведения населения, социально-правовые, семейно-бытовые устои миллионов людей. Под этой мировой религией хотят найти свое пристанище деструктивные, террористические организации, действия которых ведут к дестабилизации общественного порядка. Поэтому исламский фактор становится серьезной угрозой мирному сосуществованию государств и наций. В этих условиях важное значение приобретает четкое знание юридических норм, религиозных обязанностей в исламе. Это обуславливает актуальность обсуждения значимости исламского фактора, национальных традиций и обычаев в формировании основ гражданского общества в регионе Центральной Азии.

Остановимся на проблемах ислама в политике государств Центральной Азии.

Ислам - совершенная мировая религия, означающая на арабском языке «мир, признание и преклонение». Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Верующих в исламскую религию называют мусульманами, муслимами.

Эта религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т.п.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индейцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки.

Политизация ислама носит глобальный характер. Она вызвана геополитическими изменениями, вызванными в результате нового мирового переустройства. Политическая ангажированность ислама легитимна с доктринальной точки зрения. В настоящее время политизированный ислам превратился в важную составную геополитическую доминанту, которая, по всей вероятности, будет в значительной мере определять политические процессы в мусульманском мире.

Ученые исламского мира считают исламскую религию последним совершенством, данным человечеству, основанной на образовании и мире, а также на жизненных позициях человечества. Ислам является одной из трех главных мировых религий. Первооснова религии была создана около 1400 лет тому назад. Основоположник исламской религии пророк Мухаммед по нынешним подсчетам, если он родился в 571 году, то пророчество его было признано в 40 лет.

Одна из особенностей ислама- это его всепроникающие свойства, так как не ограничивается только теологическим учением, а представляется и в виде системы установок, норм поведения, которые регламентируют всю жизнь человека. Ислам, как и другие религии, менее подвержен изменениям под воздействием внешних факторов, именно поэтому в условиях колониальной европеизации, когда государственность или национальное единство испытывало кризис, ислам выступил сплачивающей духовной идеей и стал формой сохранения национальной культуры и этнической идентичности.

Исламская религия исправляла существовавшие до них искажения и ошибки, внедренные со стороны людей.

Сегодня по всему миру, количество людей, придерживающихся религии, ислам составляет 1,5 миллиарда, а по другим источникам около 2 миллиардов. Ислам распространен в 120 странах мира. Верующие в исламскую религию составляют основную часть населения 35 государств мира. В 28 странах мира, а точнее говоря, в Саудовской Аравии, Египте, Иране, Пакистане, Мавритании и других странах мира ислам признан официальной религией.

В 70-80 г.г. ХХ в. эта религия начала выполнять активную роль в международных делах и исламских организациях. В 1962 году были созданы: Мировая Лига ислама в Мекке, в 1969 году организация Исламская Конференция, в 1973 году Исламский Совет Европы. Веками наши предки жили исламской цивилизацией и культурой, придерживались исламской религии.

В VII веке в Казахстане и Центральной Азии арабы для распространения исламской религии совершали паломничества. Известный Кутенба ибн Муслим вошел в землю Маверенахр. В 714 году завоевал Шаш (Ташкент) и Фараб (Отырар). В июле 751 года мусульманские войска в местности Атлах близ Таласа разгромили войска Китайской империи Тан. После победы в Таласе исламская религия закрепила свои позиции на территории Казахстана.

Исторические свидетельства заставляют нас обратить внимание и на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых империями внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии.

Сегодня исламофобия грозит захлестнуть весь мир. Причиной последнего, по мнению некоторых специалистов-политологов, является то, что ислам в настоящее время переживает период политического возрождения, подобный тому, который в свое время пережило христианство. В современном мире это выражается в появлении различных религиозно-политических доктрин. К ним, например, относится теория «исламского пути развития», сводящаяся к декларации о стремлении к миру, социальной справедливости, демократии, равноправию всех народов и наций, и признающая ислам в качестве краеугольной основы государственной идеологии. Являясь, по мнению большинства исследователей, наиболее политизированной мировой религией, ислам в то же время представляет собой систему социально-политических, нравственно-культурных и экономических норм жизни верующего. Другое дело-исламизм или политизированный ислам, ставящий целью построение государства, основанного на исламских принципах, сначала в одной стране, а затем и во всем мире.

Еще одной причиной, на наш взгляд, является приверженность различных социальных слоев к исламской традиции и законам мусульманского права. Там, где гражданское право не срабатывает, в действие вступает мусульманское право-шариат. Примером может послужить ситуация, сложившаяся в восточных территориях Пакистана или провинциях верхнего Египта.

Радикальные исламские силы стремятся к построению «исламского государства» или «халифата», основанного на нормах и предписаниях шариата. Такие попытки предпринимались в Саудовской Аравии, Судане, Пакистане, Афганистане и Иране. А исламская революция в Иране стала идеологической и моральной поддержкой для многих радикальных исламистских сил в странах мусульманского мира.

Вспышка религиозного экстремизма и терроризма в мусульманских странах, развитие наркобизнеса и незаконной торговли оружием - это тоже результаты афганской войны. На период афганской войны приходится пик насилия и терроризма в мире. Небезызвестный миллионер Усама бен Ладен, финансировавший многие террористические акции в мире, получил военное крещение именно в Афганистане.

Традиционные национальные религии Казахстана - мусульманство и православие - развиваются по инерции, не наполняя новым содержанием свою связь, свое влияние на окружающий мир. Государственная идеология направляется на создание подобия западного общества, предполагает жесткую конкуренцию ради денег, материальных накоплений, тогда как ислам и христианство отрицают материальное и во главу угла ставит духовное: «Знайте, что ваши богатства и ваши дети - испытание и что у Аллаха - награда великая» (Коран сура Анфал, аят 28)и «не можете служить Богу и Мамоне (богатству)» (Матф., VI, 24).

Другим вопросом, весьма важным сегодня, это вопрос о так называемом импорте религии. Он всегда важен в странах, где политическая и экономическая системы только формируются. Иностранные миссионеры преследуют в стране далеко не всегда религиозные цели, а зачастую - политические и идеологические. Специфической чертой таких объединений является упор на внешнее проявление: хоровое пение псалмов, масштабное проведение религиозных праздников с вручением присутствующим ярких агитационных буклетов, книг духовного содержания. Это, конечно, очень хорошо и заслуживает уважительного отношения. Но, зная, что ни один западный человек, ни одна западная организация (любая) не будут вкладывать деньги (и деньги немалые) просто так, может быть, стоит задуматься? [2].

Религиозное возрождение и активизация религиозного фактора в последние годы стали характерными и для государств СНГ. Для государств Центральной Азии ислам стал одним из основных факторов, воздействующих на их внутреннюю и внешнюю политики.

Внутренние факторы связаны с недостаточным развитием демократических институтов и отставанием социально-экономического развития от других стран. Замечено, что усиление религиозного фундаментализма и его крайних проявлений наблюдается в тех странах исламского мира, где складывается неблагоприятный экономический и социальный фон. Экономический кризис, низкий уровень жизни и высокая безработица ведут к разочарованию и недовольству народных масс. Создаются психологический дискомфорт, который наряду с другими предпосылками и факторами способствует расширению базы радикального ислама. Кроме того, отсутствие достаточных средств на образование толкает средние и бедные слои населения отдавать детей в религиозные бесплатные школы. Но учеников там воспитывают в духе консерватизма, неприятия западных ценностей. В некоторых мусульманских странах количество подобных школ измеряется десятками тысяч. Это, в свою очередь, ведет к вытеснению в сознании рядовых граждан демократических ценностей фундаменталистскими.

К внешним факторам данного процесса относятся распространение террористического движения в мире, наличие «горячих точек» на территории соседних государств, вооруженные конфликты, политические амбиции оппозиционных сил, идеология экспорта исламской революции и некоторые другие.

ЦА стала одним из центров радикального исламского движения в мире.Здесь не только находятся или находились у власти теократические режимы , как в Иране , Пакистане, Афганистане, но и существует множество исламских организаций, исповедующих теорию и практику экстремизма.Одна из подобных организаций , деятельность которой приобрела международный характер , партия Хизбут-Тахрир. Возникшая в Иордании партия за короткое время смогла стать влиятельной в регионе.Наиболее прочные позиции это движение занимает в Узбекстане и Таджикстане.Растет количество сторонников Хизбут-Тахрир и в Киргизии,в первую очередь среди этнических узбеков.,»По своему составу киргизский филиал партии Хизбут-Тахрир преимущественно молодежный и находит поддержку ,в основном, среди узбекской части населения юга республики.По данным Министерсва национальной безопасности,90 % членов организации составаляют узбеки,10 %--киргизы»{3}.Движение имеет своих сторонников и в Казахстане, особенно в южных областях.Видимо,тенденция эта сохранится, и число сторонников подобных движений будет возрастать.

В Центральной Азии процесс усиления исламского фактора и радикализации религии начался вследствие ослабления традиционных рычагов давления разваливающегося централизованного государства, а также прямого воздействия извне.

Основные факторы усиления ислама и его политизации в государствах Центральной Азии следует подразделять на внешние и внутренние. Внешние факторы: 1) геополитический; 2) внешнеполитический; 3) религиозный; 4) военно-политический; 5) культурно-идеологический. Внутренние факторы: 1) религиозно-идеологический; 2) экономический; 3) социальный; 4) психологический.

Для объективной характеристики региональных конфессиональных проблем следует иметь в виду, что Южно-Казахстанская область занимает первое место по количеству религиозных объединений в Республике Казахстан - 18,5% от их общего количества. По этому показателю область опережает стоящую на втором месте по республике Алматинскую область на 115 религиозных объединений. По количеству религиозных исламских объединений области бесспорный лидер - 31% от общереспубликанского количества религиозных исламских объединений[3].

Данные проведенных в масштабах области социологических исследований показывают, что показатель уровня религиозности населения составляет около 90 %, по городу Шымкенту - 82,7%. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что религизация населения Южно-Казахстанской области - объективная реальность и что религия на сегодняшний день является одним из основополагающих факторов общественно-политической жизни региона. По данным ГУВД ЮКО только за последние месяцы по области выявлено 13 незарегистрированных религиозных объединений, в том числе: в Сарыагашском районе - 3, в г.Туркестане - 3, в Сайрамском районе - 3, в Толебийском районе - 4. В отношении этих объединений собранный материал передан в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер.

Одной из болевых точек конфессиональной ситуации является распространение радикально-религиозной идеологии. О серьезности проблемы можно судить по следующему факту: по данным ДКНБ по ЮКО в городе Шымкенте была раскрыта деятельность подпольной типографии исламской радикальной партии «Хизб - ут - Тахрир», в которой печатались листовки, литература религиозно-политической направленности.

На сегодняшний день Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве принял закон о религиозных объединениях, гарантирующий свободу вероисповедания каждому гражданину. Сегодня в стране насчитывается религиозных структур: исламских - 2369; православных - 286; католических - 83; протестантских - 1208; иудейских - 28; нетрадиционных и других - 87. А количество иностранных миссионеров в стране доходит до 370.

Ст.4 Закона РК «О свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений» гласит, что «все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия и религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим» [4].

В настоящее время в Мажилисе находится новый законопроект о свободе вероисповедания, основными целями которой являются:

1) защита прав человека в Республике Казахстан;

2) регулирование деятельности религиозных объединений;

3) запрет деятельности религиозных объединений, наносящих вред гуманизму страны.

Скорейшее его принятие необходимо, так как многие положения прежнего документа уже устарели. В то же время его правильнее было бы назвать законом о свободе совести. Именно так он звучит во Франции, в других европейских странах.

Прошедший в сентябре 2003 года в Астане первый съезд лидеров мировых и традиционных религий стал началом конструктивного межконфессионального диалога. Президент Казахстана Н.Назарбаев, закрывая итоговое пленарное заседание Первого съезда мировых и традиционных религий, выразил общее мнение, что форум выполнил поставленную задачу: «Мы сделали еще один важный шаг на укрепление согласия, установления практики диалога между цивилизациями, конфессиями, странами и народами. - Мы еще раз наглядно убеждаемся в том, что все конфессии проповедуют мир через веру, толерантность, терпимость, согласие, человеколюбие. Религия способна стать символом созидания и развития в ХХI веке», - отметил Н.Назарбаев[5].

Главной формой реализации государственной политики в области религии и межконфессиональных отношений является программно-целевой метод - разработка и реализация республиканской программы в области религии и межконфессиональных отношений, иных целевых программ, региональных программ местных исполнительных органов, направленных на решение проблем религии и взаимоотношения конфессий.

Учитывая многовекторный характер воздействия религиозных процессов на общественное согласие, экономическую ситуацию в стране, государственную безопасность в разработке и реализации государственной политики в области религии и межконфессиональных отношений должны участвовать центральные и местные исполнительные органы [6].

Таким образом, решение религиозных проблем должно входить в разряд важнейших стратегических задач государства и для их претворения в жизнь необходимо придать сегодняшним процессам возрождения Ислама, созидательное направление на благо общества в рамках национальных интересов страны.

В Казахстане формируется собственная уникальная модель государственно- конфессиональных отношений, которая опирается на многовековой опыт мирного сосуществования полиэтнического и поликонфессионального состава населения.Данная модель основана на исторически обусловленной ментальности казахов, толерантности, терпимости к инакомыслию, на экономической стабильности и тенденции к росту благосостояния граждан и общества в целом,политике государства, учитывающей различный исторический вес и опыт деятельности конфессий на территории Казахстана.

1.Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы. «Казахстан», 2002, с.93.

2. А.Сидоров. Религия: вера или идеология? // Казахстанская правда, 3 октября 1995 г.

3.Курманов Э.Деятельность Хизбут-Тахрир в Киргистане //Центральная Азия и Кавказ.2002.№3.с.21,142.

4. Сборник материалов научно-практической конференции «Религия и религиозность населения Южно-Казахстанской области», 2003г. Г.Шымкент.с.5 5. Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединений» от 15.01.92 г. Алматы. Казахстан, 1993г.

6. Назарбаев Н.А. Выступление президента РК на Первом съезде лидеров мировых и традиционных религий // Казахстанская правда, 25 сентября 2003г.

7. Акчурин А.Г., Максименко В.П. О концепции государственной политики в области религии и межконфессиональных отношений в Республике Казахстан // Труды международной научно-практической конференции «Проблемы духовности и места религии в современном обществе», посвященной к 10 летию независимости РК. Т.2, Шымкент, 2001г., с.32.

Теги: Казахстан

Поделиться: