Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Н. Ходжаева: Гендерная ситуация в Республике Таджикистан в постсоветский период

23.07.2008

Автор:

Теги:

 

Н.Д. Ходжаева

Институт истории, археологии и этнографии  АНРТ

 

Распад СССР в 1991 году, гражданская война 1992-1997 гг., в результате которой большая часть экономики была разрушена, и было потеряно много человеческих жизней, а также болезненный переход к рыночным отношениям, и, как следствие ухудшение социально-экономических условий жизни способствовали тому, что женщина в Республике Таджикистан была поставлена в более жесткие условия по сравнению с мужчиной. Это не может быть оспорено, так как война несет не только политико-экономическую разруху и бедность. Она разрушает семьи, уносит жизни мужей, сыновей - тех, кто в условиях патриархата считается главой семьи, «добытчиком», а значит тех, кто, в основном, принимает решения, обеспечивает благосостояние семьи и благосостояние общества, ибо семья ее первичная ячейка. При отсутствии мужчины все эти заботы полностью падают на плечи женщин дополнительным грузом к далеко не простой деятельности по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. А с переходом на рыночные отношения объективные и субъективные законы рынка заставили женщин включаться в его круговорот с тем, чтобы выжить экономически, в результате чего у женщины появилась возможность для самовыражения и самореализации.

Проблемы, с которыми сталкивается Таджикистан сегодня - это серьезные экономические и социальные трудности. Бедность, рост цен на продукты первой необходимости, отсутствие электроэнергии и газа, ухудшение здоровья населения, безработица, породившая отток основной массы мужской части населения на заработки в Российскую Федерацию, существенно влияют на состояние женщин и детей, положение которых остается социально уязвимым. Следует отметить, что бедность в Таджикистане приобретает все более четкие «женские» черты, то есть во все большей степени становится уделом в основном женского населения.

Положение женщин становится значительно сложнее положения мужчин. Женщины в основном заняты в низкооплачиваемых сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Так, в этих отраслях всего занято 85.5% женщин, из них в сельском хозяйстве - 75.1%. Заработная плата в этих отраслях примерно в 4-7 раз ниже чем в производственных отраслях1. В свою очередь социально-экономический кризис, высокий уровень безработицы среди мужчин, способствующие падению уровня жизни в стране, стимулировали женскую активность в сфере занятости. Женщина принимает на себя не свойственную ей ранее роль кормильца семьи, что приводит к росту экономической активности женщин. Особенно быстро растет численность женщин в составе наемной рабочей силы (рабочие, служащие, колхозники, работающие за денежное вознаграждение). По данным Госкомстата в 2005 году, по сравнению с 2000 годом численность женщин в составе наемной рабочей силы выросла на 13.4% и составила 508.9 тыс. человек. Доля их выросла с 44.2% до 47.5%2.

Последствия гражданской войны, ухудшение социально-экономического положения в стране привели к такому явлению как насилие в семье. Насилие в отношении женщин, особенно домашнее насилие, становится все более распространенным видом правонарушения, посягающим на здоровье, достоинство женщины и ее детей. В настоящее время значительное число телесных повреждений различной степени тяжести, побоев и унижений, принуждения к вступлению в ранние браки, преступления по сексуальным мотивам совершаются в семье, на бытовой почве.

К сожалению, в республике слабо развиты специальные государственные институты, занимающиеся вопросами насилия в семье и способные предоставить поддержку жертвам такого насилия. До сих пор не принят Закон, регулирующий проблемы насилия в семье. Известно, что проституция является антиобщественным явлением и как показывает практика борьбы с ней, связано напрямую с экономическими трудностями постконфликтного периода. В последние годы в республике наблюдается рост числа случаев торговли и сексуальной эксплуатации женщин. Так, в 2002 году зарегистрировано и расследовано 26 фактов вовлечения в занятие проституцией и организации и содержания притонов, а в 2003 году 46 фактов3. В последние годы в Таджикистане также участились случаи вывоза девушек и женщин за пределы республики с целью сексуальной эксплуатации. Торговля людьми стала одним из видов «бизнеса» опять-таки вследствие гражданской войны и ухудшения экономической ситуации. На развитии торговли людьми влияет и географический фактор. Таджикистан расположен между секс-рынками Восточной Азии и ближнего Востока и является поставщиком «живого товара» в Турцию, ОАЭ, Узбекистан, Россию и др., в основном через Киргизию и Казахстан, с которыми у республики нет визового режима4.

Торговля людьми в Таджикистане носит организованный транснациональный характер. Как показывает следственная и судебная практика, для вербовки женщин с целью их сексуальной эксплуатации за рубежом действуют организованные группы, в которых одни занимаются подыскиванием и вербовкой жертв, другие - подготовкой фальшивых документов, третьи незаконно переправляют через границу. В принимающих странах члены группы продают жертву, вовлекают ее в сексуальную эксплуатацию, отбирая документы и заработок. Исполнителями таких преступлений, в основном являются женщины, которые сами занимались проституцией5.

Проблемой, которая вызывает особую озабоченность, в последнее время, является вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних, как девочек, так и мальчиков. Основными причинами занятия проституцией несовершеннолетних является отсутствие надзора за ними родителей, тяжелое материальное положение и отсутствие места работы. Многие родители, выезжая на заработки в Российскую Федерацию, оставляют своих детей на попечение родственников и знакомых.

В последние годы существует тенденция к увеличению полигамных браков, заключающихся при помощи религиозного обряда «никох», а не государственной регистрации. Женщины соглашаются на такой брак ввиду различных причин: демографический дисбаланс, возникший вследствие гражданской войны, ухудшение материального положения и т. д. Исследования показывают, что вторыми женами чаще всего становятся из-за экономических трудностей в жизни женщин. Причем в обществе ссылаются на то, что ислам признает многоженство. Исследования показывают, что причина согласия женщины стать второй женой кроется в экономических трудностях ее жизни6. Как правило, в таких браках женщины беззащитны. Несмотря на то, что многоженство в Таджикистане уголовно наказуемо, такие факты имеются и в достаточно большом количестве. Так, в 2002 году к уголовной ответственности за многоженство было привлечено 30 человек, а в 2003 г. - 567.

Исходя из этих потребностей современного этапа развития, в республике проводится большая работа по осознанию сущности и значимости решения гендерных проблем и равноправного взаимоотношения полов во всех сферах общественной жизнедеятельности. В связи с этим с 1993 по 2006 гг. таджикским государством были сделаны конкретные шаги по повышению статуса женщины в обществе. Так, был принят целый ряд комплексных мер и государственных актов, направленных на повышение роли и статуса женщин, обеспечение равных прав и возможностей мужчин и женщин: Ратифицированы международные Конвенции и тем самым взяты международные обязательства по преодолению тендерного неравенства.

Правительством Республики Таджикистан утвержден Национальный план действий по повышению статуса и роли женщин на 1998-2005 гг. Изданы указы президента по демократизации общества, повышению роли женщин в обществе. Принята государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010гг.» и дополнение к ней «Доступ сельских женщин к земле».

Принят ряд актов программного характера в области охраны прав материнства,детства. Репродуктивного здоровья и др.

В марте 2005 года принят Закон Республики Таджикистан «О государственных Гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации»8. С появлением широких прав и возможностей и усиления участия женщин республики на формирование программ, организацию и реализацию этих программ привело к некоторым преобразованиям в направлении тендерной политики, направленной на повышение социального статуса женщин до уровня мужчин. Основными задачами для достижения тендерного равенства являются: программы по осведомленности общественности о сексуальном и репродуктивном здоровье, оказание помощи в трудоустройстве девочек и женщин, содействие продвижению политического- участия женщин, борьба с насилием в отношении женщин и иституциональная поддержка, или меры системного характера на всех уровнях государственной службы. Включая правоохранительные органы, школы и центры здоровья9.

Следует отметить, что благодаря предпринятым шагам на правительственном уровне, а также реальному партнерству между государственными органами и женскими организациями при поддержке международных организаций, в республике наметились позитивные тенденции в улучшении положения женщины. Например, участие женщин в политической жизни страны и их представительство на разных уровнях принятия решений. Так, на выборах в Маджлися Намояндагон (нижняя палата парламента) в феврале 2005 г. были избраны 11 женщин (из 63 депутатов), что составило 17.5 % от общего числа. В Маджлиси Милли (Верхняя палата парламента) женщин 4 из 34 депутатов (12.1%), в местных Маджлисах -11.5 %10.        

Представительство женщин в других структурах власти примерно соответствует средним мировым показателям: в 2006 году на ответственных государственных должностях - более 15%, среди госслужащих - 24 %, среди судей 20%и. Женщины как руководители, сконцентрированы в низшем и среднем звеньях управления. На должностях начальников отделов и управлений в министерствах и ведомствах их в среднем 20%. В высших эшелонах власти в парламенте - одна женщина на должности заместителя Председателя Маджлися Намояндагон и две возглавляют Комитеты. В составе действующего правительства страны на должности вице-премьера - одна женщина. Больше всего женщин участвует в принятии решений на местном уровне и в районных администрациях. Здесь, представительство женщин выше, чем высших органах власти. Так. среди заместителей джамоатов - 43%, заместителей председателей городов, районов - 34% , а глав городов и районов - всего 9%12.

Существенный вклад в развитие страны вносят женские НПО. Их количество увеличивается с каждым годом. Если в 1995 году их было 3, то в настоящее время - 15213. Немаловажную роль женские НПО играют в решении проблемы насилия в отношении женщины. Отрадно заметить, что в настоящее время женские НПО активно сотрудничают с государственными органами. Так, для оказания помощи жертвам насилия в Таджикистане действует 12 кризисных Центров, организованных при НПО и один при Комитете по делам женщин и семьи14. На всех уровнях идет борьба и с трафиком людей. В 2005 году при правительстве страны была образована Межведомственная Комиссия по борьбе с торговлей людьми, а в 2006 году был подписан Меморандум о сотрудничестве в области борьбы против торговли людьми между правительством Республики Таджикистан и Международной организации по миграции. В этом же году была утверждена комплексная программа по противодействию торговли людьми в РТ на 2006-2010 гг. В связи с этим были внесены изменения и в Уголовный кодекс страны. Теперь изучение случаев и фактов вывоза девушек за рубеж стало предметом гласности и освещения в СМИ.

В Республике продолжается работа по улучшению положения женщины, что позволит в будущем достичь и расширить возможности женщин на всех сферах жизни.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение