Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ИСМАИЛОВ Мурат: Новая столица Казахстана. Взгляд из Бишкека.

22.07.2008

Автор:

Теги:
 

ИСМАИЛОВ Мурат Аманович,

Аппарат Правительства Кыргызской Республики,

Руководитель Аппарата Правительства -

Министр Кыргызской Республики

 

Мировая история показывает, что почти в каждом государстве в разные периоды его развития осуществлялся перенос столицы, обусловленный разными причинами. Исчезали и появлялись циви­лизации, империи и малые государства, одни города разрушались и приходили в упадок, другие рождались и расцветали. Менялись эпо­хи и традиции - менялись государства и их столицы.

Территория Кыргызстана, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Первые государственные образования на территории современного Кыргыз­стана возникли во втором веке до нашей эры. Во второй полови­не XV века на территории Кыргызстана в результате объединения кыргызских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени кыргызской народности. Большое значение Кыргызстан имел для Великого Шелкового пути.

Город Ош - главный город юга современного Кыргызстана - в течение многих тысячелетий в силу географически удобного распо­ложения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шел­кового пути. Ош, как удобное место для торговли и обмена товаров, привлекал торговцев, ремесленников, скотоводов и земледельцев. В 1863 году северная часть Кыргызстана присоединилась к Российс­кой империи, а в 1876 году - южная.

После Октябрьской революции кыргызы вместе со всеми наро­дами бывшей царской России вошли в состав Советской Республики. В 1918 году Киргизия - часть Туркестанской АССР. По националь­но-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 года - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 года преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 года - в Киргизскую ССР.

Национальную независимость и национальный суверенитет кыргызский народ получил мирным путем после распада СССР. В октябре 1990 года на сессии Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Киргизской ССР в Республику Кыргызстан. 15 декабря 1990 года Верховный Совет принял Декла­рацию о суверенитете республики, а 31 августа 1991 года - Декла­рацию о независимости Кыргызстана. 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Кыргызской Республики, как независимого су­веренного государства.

Сегодня экспертное сообщество Кыргызстана обсуждает про­блему геополитического расположения страны и его вероятного воз­действия на формирование национальной идеи.

Необходимо отметить, что геополитическое положение непос­редственно влияет не только на социально-экономическое развитие государства, но и на формирование определенного психотипа нации. Подобного рода явления происходили в различных регионах мира - на Ближнем Востоке, в Китае и Турции. С учетом этого для сов­ременных республик Центральной Азии, и особенно Кыргызстана, принципиально важной становится выработка такого рода нацио­нальной идеи, которая основывалась бы на геополитическом рас­положении Кыргызской Республики и это, как ожидается, позволит стране обрести надежное основание в будущем.

Специфика Кыргызстана заключается в том, что он расположен на стыке разных геополитических образований и, соответственно, различных психотипов и культур. В настоящее время наблюдается активное стремление некоторых государств бороться за влияние в регионе.

Кыргызстан граничит с большими странами, и это определя­ет необходимость решения для нации нескольких задач. Начиная с XVIII столетия и заканчивая началом XX века, главным для кыргызов являлось решение вопроса элементарного выживания в агрес­сивной геополитической среде. Позднее, после вхождения в состав СССР, происходило определенное смещение акцентов в психоло­гическом сознании нации. Это было связано с тем, что кыргызы стали частью более крупной общности, и вопрос о физическом вы- живании потерял актуальность. В то же время встала проблема со­хранения национально-культурной идентичности и самобытности народа.

Особый этап в развитии Кыргызстана начинается после обрете­ния независимости, и здесь Кыргызская Республика решает для себя ряд достаточно сложных и взаимосвязанных задач, прежде всего - задачу создания Кыргызстана как самостоятельной и реально фун­кционирующей геополитической единицы в окружении крупных и достаточно активно ведущих себя соседей.

В связи с этим я хотел бы остановиться на опыте суверенно­го Кыргызстана по проведению административно-территориальной реформы.

Примером является перенос в 2003 году административного центра Чуйской области из города Бишкек в город Токмок, который является вторым по значимости городом в Чуйской долине. Перенос административного центра существенно повлиял на рост социаль­ного, экономического и культурного потенциала города, на решение проблем трудоустройства, начала интенсивно развиваться инфра­структура, привлекались инвестиции в развитие промышленности.

В то же время центр Чуйской области оказался как бы сме­щенным в географическом плане от центра области, особенно это стало ощутимо для жителей западной его части, для которых доби­раться в областной центр стало более затрудненным.

В целях всестороннего и объективного изучения вопроса о целесообразности переноса административного центра Чуйской области была создана специальная правительственная комиссия. На основе заключения комиссии в 2006 году административным центром Чуйской области был снова определен город Бишкек.

Другим примером является образование в 1999 году в южном регионе республики Баткенской области. Этому решению предшес­твовали известные Баткенские события 1999 года, когда жители Баткенского региона, в силу отдаленности от областного центра города Ош, оказались в очень сложном для себя положении.

Необходимость решения актуальных проблем социально-эко­номического развития, определения приоритетных направлений раз­вития экономики вновь созданной области, повышения уровня благосостояния населения и выравнивания возможностей разви тия регионов стала основой для реализации программ социально-экономического развития Баткенской области на 2000-2005 годы и на 2005-2007 годы.

В результате социально-экономических мер произошло по­вышение уровня жизни населения, повысилось благосостояние малоимущих слоев. Услуги здравоохранения и образования стали более доступны для населения. Достигнут прогресс в реформи­ровании систем здравоохранения и образования.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике некоторые государственные органы и их подразделения в целях оптимиза­ции и оперативности решений задач, возложенных на них, пе­редислоцированы в город Ош - южную столицу Кыргызстана. В их числе Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Государственное агентство по делам религий при Правительстве Кыргызской Республики и частично - Государс­твенный комитет Кыргызской Республики по миграции и за­нятости, планируется также передислоцировать Пограничную службу Кыргызской Республики.

В истории существует множество примеров удачных перено­сов столиц, которые благоприятно сказались на развитии разных стран. Новую страницу в мировой летописи открыло и строительс­тво новой столицы Российской империи - города Санкт-Петербурга, когда русский царь Петр Первый, проводя радикальные реформы в московском государстве, решил «прорубить окно в Европу». Рос­сия остро нуждалась в морских портах, посредством которых могла бы развивать торговлю вывозимым сырьем с ведущими европейс­кими странами. В свою очередь, морские пути предоставляли воз­можность обеспечения России готовой промышленной продукцией. Петру Первому в течение почти четверти века пришлось вести одно­временно несколько войн в борьбе за выход к морям.

Строительство новой столицы изменило всю страну, превратив ее в великую европейскую державу, которая впоследствии оказала эпохальное влияние на ход мировой истории.

К числу ярких примеров удачного переноса столицы относится Республика Казахстан.

Независимый Казахстан, избавившись от ядерного оружия и проводя миролюбивую внешнюю политику, в качестве одного из защитных механизмов перенес свою столицу в центр страны. Переме­щение административного центра стало единственным прецедентом на постсоветском пространстве. По предложению первого Прези­дента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, 6 июля 1994 года пос­тановлением Верховного Совета XIII созыва столица Республики Казахстан была перенесена в город Акмолу, который спустя четыре года был переименован в Астану.

Преимущества Астаны в качестве столицы определяются ря­дом факторов, из которых к числу наиболее значительных относит­ся выгодное геополитическое расположение в центральной части страны, являющейся центром коммуникационных, транспортных, железнодорожных, автомобильных и воздушных магистралей. Оп­ределяющими для выбора столицы стали социально-политическая стабильность в регионе и благоприятная экологическая обстановка. Кроме этого, город обладает значительными ресурсами для даль­нейшего градостроительного развития, так как располагает значи­тельной свободной для заселения территорией, кадрово-трудовым и промышленным потенциалом.

В истории неоднократно подчеркивалось выгодное географи­ческое месторасположение современной Астаны, находящейся в центре не только страны, но и Евразийского континента, что позво­ляет как наиболее эффективно осуществлять внутреннюю политику, так и решать геополитические вопросы, связанные с совершенство­ванием и расширением международного сотрудничества со страна­ми ближнего и дальнего зарубежья.

Потенциальные возможности Астаны, при наличии всех бла­гоприятных условий, в будущем могут вывести ее на уровень сто­лицы Евразийского континента. Процессы глобализации экономи­ки, неизбежно приведут к поиску новых объектов для вложений мировых капиталов. Город, являясь центром внутриреспубликанских транспортных коммуникаций, имеет высокие шансы стать крупным международным транспортным узлом, связывающим Восток и Запад.

Как свидетельствует мировая историческая практика, переносы столиц зачастую были направлены в центр государства, и образование нового административно-политического центра осуществлялось в целях консолидации страны, установления нового социального по­рядка и укрепления политической и экономической силы государс­тва.

Идеи перевода столиц, инициируемые лидерами государств, требовали значительной политической воли и мужества, так как не­обходимость таких решений подтверждалась только по истечении продолжительного времени, в то время, как неприятие современни­ками этой идеи проявлялось сразу.

История переноса столицы Республики Казахстан, спустя деся­тилетие, является ярким примером правильности принятого реше­ния, которое навсегда останется в памяти будущих потомков.

ИДИНОВ Кубанычбек,

Кыргызско-турецкий Университет Манаса,

профессор, доктор экономических наук

Айдаркул КААНА,

Академия МВД КР, начальник кафедры,

доктор исторических наук, професс

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение