Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Г. Алпыспаева: НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ - СОЗДАТЕЛЬ АСТАНЫ

22.07.2008

Автор:

Теги:
  ИАЦ завершает работу над двумя сборниками материалов, совместных исследований с казахстанскими учеными в области истории, социологии, политологии, демографии. В сентябре 2008 года в Москве пройдет совместная презентация этих изданий. Редакция сайта публикует наиболее интересные материалы сборника в сокращенном варианте. 

 

АЛПЫСПАЕВА Галия Айтпаевна,

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, доцент, кандидат исторических наук

 

Новая столица Астана и имя Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева неразрывно связаны в истории независимо­го Казахстана. Это очевидно как для казахстанцев, так и для поли­тических и деловых кругов, широкой общественности, научного и культурного мира ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня, по про­шествии 10 лет с момента переноса столицы Казахстана из Алматы в Астану, никто не может оспорить факт создания новой столицы Президентом страны Н.А.Назарбаевым.

Впервые вопрос о переносе столицы Казахстана из Алматы был поднят Президентом в июле 1994 года на заседании Верховного Со­вета республики. Итогом встречи Главы государства с депутатами стало Постановление Верховного Совета РК от 6 июля 1994 года «О переносе столицы Республики Казахстан», в котором давались ука­зания Кабинету министров в срок до конца текущего года разрабо­тать технико-экономическое обоснование переноса столицы.

В своей книге «Казахстанский путь» Н.А.Назарбаев воссоздает историю принятия и реализации этого исторического решения [1]. Вопрос о передислокации столицы был поставлен не случайно. Он был обусловлен глубокими объективными причинами, связанными со становлением новой государственности независимого Казахстана, с коренным переустройством общества на демократических началах, формированием рыночной экономики и интеграцией Казахстана в мировое сообщество. Глава государства осознавал, что с обретени­ем независимости в стране сформировались принципиально новые исторические реалии. Казахский народ добился своего суверените­та, начал строить свою государственность, стал проводить беспре­цедентные реформы по переходу к рыночной экономике, созданию собственной модели социально-экономического и политического развития. В этом контексте идея Президента о переносе столицы становилась символом независимого развития Казахстана, освобож­денного от тоталитарного прошлого, стремящегося к формированию основ государственности исходя из национальных интересов и пот­ребностей казахстанского общества.

В первой половине 90-х годов ушедшего столетия объективная необходимость переноса столицы сформировалась во всех сферах жизни казахстанского общества. После распада СССР республики обрели государственную независимость, вступили в новый этап ис­торического развития. На этом этапе развития государства столица должна была стать не только главным городом страны, объединяю­щим казахстанскую нацию. Столица должна была обеспечить бур­ную экономическую активность государства и стать в перспективе одним из экономических мегаполисов Евразии.

Более того, налицо были объективные причины, требо­вавшие рассмотрения вопроса о переносе столицы из Алматы. Алматы находится на географической окраине страны, что не исключает возможность угрозы для страны. В экономическом плане, как индустриально-финансовый центр, город достиг пре­делов своего роста. Его относительная удаленность от новых ин­дустриальных центров республики затрудняла интеграцию про­мышленности города в общереспубликанский экономический комплекс. Коммуникационные возможности Алматы не вполне отвечали требованиям нового этапа развития Казахстана: город находится в стороне от мировых транспортных коммуникаций, их дальнейшее развитие затруднялось горным рельефом. Небла­гоприятная экологическая обстановка в городе превышала до­пустимые пределы.

По поручению Президента было проведено обстоятельное изу­чение всей территории республики с целью определения оптималь­ного месторасположения новой столицы. Она должна была соответствовать 32 критериям, наиболее важными из которых должны быть естественно-географические, природно-климатические, социально-экономические факторы, а также перспективы развития инже­нерной и транспортной инфраструктуры, перспективы строительно­го, демографического, научного, культурного роста и пр.

Столица независимого государства должна отвечать мно­гим критериям. Нарастающая активность межгосударственных отношений, расширение объема финансовых, производственных, коммерческих и иных связей внутри и вне страны, усложнение и расширение управленческих задач неизбежно ведут к увеличению числа столичных функций, повышают требования к качеству их ре­ализации.

Президент пишет, что было несколько городов, рассматрива­емых как потенциальные варианты будущей столицы, в том числе такие города как Караганда, давно ставшая крупнейшим промыш­ленным центром страны. Претендовал на роль столицы и Джезказ­ган, расположенный в самом географическом центре нашей страны, более того, являвшийся историческим административным центром средневековой казахской государственности. Рассматривался как один из вариантов и город Актюбинск [1, с. 339].

Но из всех городов больше других отвечала всем требовани­ям будущей столицы Акмола. Город расположен почти в геогра­фическом центре не только страны, но и материка, что позволяло эффективно осуществлять как внутреннюю политику, так и решать геополитические вопросы, связанные с совершенствованием и рас­ширением международного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Географическая равноудаленность города от регионов страны была экономически выгодна с точки зрения решения управленчес­ких задач и развития рыночной инфраструктуры. Центральное расположение давало возможность паритетного решения социально-политических проблем за счет формирования двух стратегических центров экономического развития страны: на юге и севере респуб­лики. Более того, город располагается на пересечении крупнейших транспортных артерий и вблизи важных хозяйственных (промыш­ленных, сельскохозяйственных) регионов страны. Акмола еще в 50-60-х годах стала центром сельскохозяйственного и промышленного производства северных регионов Казахстана. Город обладал доста­точными трудовыми ресурсами, позитивной динамикой численнос­ти населения, что было важно с учетом перспектив роста его эконо­мики.

Немаловажную роль сыграл фактор развитости транспортной инфраструктуры города. Как уже отмечалось выше, город Акмо­линск уже в 30-50-е годы XX века стал крупнейшим железнодо­рожным узлом Центрального Казахстана, обеспечивающим связи практически со всеми регионами страны и ближнего зарубежья. В условиях, когда в системе транспортной инфраструктуры страны и в решении народнохозяйственных задач доминировал железнодорож­ный транспорт, этот фактор стал неоспоримым.

Наличие благоприятных для строительства земель позволяло реализовать здесь любые градостроительные и архитектурные про­екты. Существенную роль сыграл тот факт, что город в первой поло­вине 60-х годов прошлого столетия был административной столицей Целинного края. С одной стороны, город уже имел опыт реализации административных функций, с другой стороны - здесь имелись фун­даментальные здания, выстроенные под административные центры Целинного края, в которых на первых порах могли разместиться рес­публиканские органы управления и министерства.

В принятии решения о новой столице в пользу Акмолы опреде­ленную роль сыграл экологический фактор. В сравнении с Алматы экологические условия развития города были значительно лучше. Город расположен в сейсмически безопасной зоне страны. Богатство земельных ресурсов, близость санаторной зоны Борового позволяют создать вокруг города экологически зеленый пояс, формирующий благоприятный микроклимат в регионе.

Таким образом, выбор места новой столицы был осуществлен на основе всестороннего анализа целого комплекса социально-эко­номических, политических, международных, культурных, демогра­фических, экологических и других факторов. Выбор места новой столицы и его критерии, выдвинутые Н.А.Назарбаевым (необходи­мость новой точки роста, мультипликативный экономический эф­фект, геополитический аспект - Астана - центр Евразии, древний исторический центр, близость к столице регионов, развитие транс­портной системы и пр.), отражали глубинные и жизненно важные потребности развития страны. При этом Президент учитывал также перспективы и потенциал роста, как самой столицы, так и всего Ка­захстана.

Безусловно, решение о переносе столицы принималось не лег­ко, и об этом Президент неоднократно подчеркивал в своих выступ­лениях. Перенос столицы предполагал определенные материальные затраты, что в то время воспринималось как рискованное и затрат­ное мероприятие. Но по глубокому убеждению Президента, «без­возвратными расходами на перевод столицы были лишь затраты по переезду. Все остальное - это капитальные вложения, это инвести­ции в будущее» [1, с. 341]. И он оказался прав, строительство города стало мощным импульсом в развитии экономики страны. Расцвет города стал основой роста индустрии, стимулирующим фактором привлечения инвестиций в экономику страны. За все годы с момента переноса столицы инвестиции в развитие Астаны от всех источни­ков составили свыше пяти миллиардов долларов США. На строи­тельстве города работали сотни строительных компаний, десятки заводов стройиндустрии, десятки тысяч граждан получили работу [1, с. 355].

Президенту пришлось преодолеть консерватизм в мышлении определенной части политической элиты страны, оппонировать на критику отдельных политиканов. Были люди, которые приня­тие решения объясняли амбициями Н.А. Назарбаева, другие счи­тали перенос столицы в Акмолу личным решением Президента, забывая при этом о Постановлении Верховного Совета РК 1994 года, третьи говорили об огромных материальных затратах на реализацию проекта. «И хотя оппонентов и критиков было мно­го, Назарбаев твердой рукой провел этот грандиозный проект в жизнь» [2, с. 3]. Сам же Президент Н.А. Назарбаев по этому по­воду писал: «В сложных условиях, не обращая внимания на раз­говоры, отражающие искаженные представления об истинных причинах переноса столицы, приходилось воплощать в практику идею по переустройству Акмолы в столицу. Советников с той и с Другой стороны было немало. Но принимать решение и отвечать за него должен был я сам» [1, с. 348].

Более того, в процессе переноса столицы из Алматы в Акмолу необходимо было построить новый город в степи, при этом сохранив Алматы не только как красивый и великолепный город в предгорь­ях Алатау, но и как главный экономический, деловой, финансовый, культурный и научный центр страны. И эта задача, по мнению Пре­зидента, была наиболее сложной. Необходима была глубоко проду­манная, дальновидная политика.

С изменением геополитических реалий новой эпохи вопрос о переносе столицы независимого Казахстана из южного региона в центр государства стал закономерным, органично вписываясь в логику национальной истории. Не случайно поэтому, что иссле­дователи отмечают в первую очередь геополитические аспекты переноса столицы государства. Об этом прямо говорит и сам Пре­зидент. В своей книге «В сердце Евразии» он пишет: «Столица, в чём я нимало не сомневался, - это не только центр государс­тва. Это не только средоточие центральной власти. Это не только хорошо развитая инфраструктура для успешной или неуспешной деятельности государственных деятелей и чиновников всех ран­гов. Это, в первую очередь, геополитическое образование, кото­рое определяет вектор развития государства и позволяет структу­рировать общество в соответствии с глобальными тенденциями»[3, с. 28].

В определении столицы Глава государства исходил из того, что Казахстан - евразийская страна, Астана - один из географических центров Евразийского материка. Выбор определен и тем, что с те­чением времени этот город станет одним из мощных коммуникаци­онных центров огромного суперматерика. «Экономические, техно­логические, информационные потоки развивающегося евразийского пространства в XXI веке будут протекать и через нашу новую столи­цу», - писал Н.А.Назарбаев [1, с. 351].

Немаловажное значение имел и фактор национальной безо­пасности, причем как в плане возможной внешней угрозы вследс­твие наличия вблизи границ государства источников внешнеполи­тической нестабильности, так и в плане природных катаклизмов. В истории много примеров, когда столица переносилась в глубь административной территории государства из соображений безо­пасности.

Исследователи отмечали, что Президент должен был учитывать и весьма сложную обстановку в регионе. Эксперты еще в начале 90-х годов неоднократно предупреждали о возможном усилении напряжённости в Центральной Азии. События в Кыргызстане и Узбекистане в конце 90-х годов лишний раз подтвердили справедливость и объективность этих прогнозов [4, с. 61]. Новая столица строилась в районах, далеких от центров исламского ради­кализма и от конфликтных регионов Центральной Азии. При этом акцентировалось внимание на объективной необходимости создать условия безопасности функционирования государственных органов управления.

Перенос столицы по глубокому убеждению Президента, будет способствовать дальнейшему развитию системы государственного и административного управления в стране. Во-первых, потому, что этот процесс вызовет приток в госорганы новой политической бюрократии, менее обремененной традиционной условностью и кон­серватизмом. И это, по мнению Н.А.Назарбаева,«.. .обеспечит пере­ход к новым основам общества, без излишнего аппаратного балласта и клановых тормозов» [3, с. 23]. Во-вторых, Астана находится в гео­графическом и экономическом центре Казахстана, на пересечении крупнейших транспортных магистралей. Равноценная удаленность от областных административных центров республики может стать фактором создания уравновешенного баланса политического и ад­министративного управления. В условиях унитарного государства важно чтобы столица была равномерно приближена ко всем реги­онам, и вполне естественным было бы совместить политический и географический центры страны.

По мнению политологов, политические мотивы этого решения были «весьма весомы: создание новой столицы ослабляло влияние сложившейся еще в советские времена партийно-клановой бюрокра­тии. В структуры власти в Астану Назарбаев мог приглашать только тех управленцев, которых хотел видеть в своем окружении. Некото­рые политические наблюдатели, оценивая перемены в составе влас­ти в Казахстане, писали об Астане как о «памятнике антибюрократи­ческой революции Нурсултана Назарбаева» [5].

Говоря о причинах переноса столицы, нельзя забывать о соци­альных факторах этого исторического процесса. Социальные изменения в обществе привели к образованию новых классов и социаль­ных групп, географически тяготеющих к новым промышленным центрам. Возникли мощные миграционные потоки внутри страны: из перенаселенного аграрного Юга, из деревень и аулов свободная рабочая сила устремилась на Север, активизировались миграцион­ные процессы из сельских районов в города. Изменилось геогра­фическое размещение населения. Для Президента была очевидна необходимость пересмотра социальной инфраструктуры в стране, изменений управления ею.

С другой стороны, перед Президентом стояла важная и ответственная историческая задача - консолидировать полиэт­ническое население страны в новую гражданскую нацию, при сохранении межэтнического мира и согласия, обеспечения воз­рождения и развития национальных культур и языков казахстан­ских этносов.

По мнению исследователей, немаловажное значение имели также экономические и культурные аспекты переноса столицы. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечал: «Астана - это символ об­новления Казахстана, символ неиссякаемой созидательной энергии его многонационального народа» [3, с. 17]. В этих словах заключа­ется глубокое понимание объективной роли новой столицы в эко­номическом, культурном и духовном возрождении республики. И то обстоятельство, что новая столица практически с чистого листа формирует свой культурный и духовный облик, никак не умаляет ее роли как хранительницы культурных, социальных и общественных традиций. Наоборот, оно придает ей неповторимый облик, особую духовную ауру, формирующуюся на основе богатой традиционной культуры и духовной толерантности многонационального населе­ния страны.

Принимая решение о переносе столицы, Глава государства опи­рался на мировой опыт. В истории не мало примеров, когда в пере­ломные моменты развития государств, сопровождавшихся масштаб­ными качественными изменениями в обществе, а также под воздейс­твием внешних факторов, руководство той или иной страны при­нимало кардинальные и решительные меры, в том числе и перенос административного центра страны. Немало примеров, когда перенос столицы проводился осознанно и являлся ответом на новые вызовы истории, давал стране мощный импульс социально-экономическо­го и политического развития. Немало примеров, когда государства, проводившие реформы с целью вывести страну на качественно но­вый этап развития, использовали перенос столицы как важнейший политический и экономический инструмент, стратегический пункт реализации программы реформ.

Так, например, город Пекин на протяжении многовековой ки­тайской истории несколько раз становился столицей государства. Повторяющийся выбор Пекина в качестве столицы был обусловлен геополитическим соответствием интересам внутренней и внешней безопасности императорских династий. Перенос столицы Японии из Киото в Токио во второй половине XIX века, в эпоху великих реформ Мэйдзи, был обусловлен необходимостью централизации власти для обеспечения эффективного и стабильного социально-политического развития страны. Основание Санкт-Петербурга и превращение его в столицу империи в ходе реформ Петра I откры­ли новую страницу в российской истории и имели огромные исто­рические последствия. Уникальным примером переноса столицы в мировой новейшей истории является пример Бразилии, новая столица которой г. Бразилиа, ставшая административным и эконо­мическим центром государства, признана ЮНЕСКО всемирным достоянием.

Опыт современности показывает, что перенос столицы остает­ся актуальным и эффективным средством решения глобальных задач исторического развития разных государств и народов. Международ­ный многовековой опыт переноса столиц позволяет с уверенностью утверждать, что это мероприятие всегда имеет глубокие объектив­ные обоснования социально-экономического, политического, воен­ного и культурного характера.

В целом, причины переноса столиц можно свести к нескольким основаниям. Во-первых, обретение той или иной страной независи­мости и государственного суверенитета, ставящее задачи построения собственной государственности, формирования национальной иден­тичности, построения собственной модели развития, обеспечения национальной безопасности. Во-вторых, переход в рамках существующего государства к новой модели социально-экономического и политического развития, требующий проведения коренных струк­турных реформ в экономике и политике, нового территориального размещения производительных сил, транспортных коммуникаций. В-третьих, насущная необходимость ускорения социально-экономи­ческого развития страны и решение появляющихся социально-эко­номических, политических и экологических проблем, стимулирова­ния перехода к современным технологиям, к формированию новых отраслей экономики. В-четвертых, обеспечение безопасности стра­ны в условиях изменяющегося геополитического расклада сил, по­явления новых внешних угроз и вызовов.

Если переносы столиц в других странах могли быть обуслов­лены наличием одного из названных факторов, то в условиях ка­захстанской реальности предстояло решить все указанные задачи одновременно. Поэтому решение о переносе столицы было не по­литической импровизацией, а ответом на объективные насущные потребности страны на переломном этапе ее исторического разви­тия.

При этом идея Президента Н.А. Назарбаева о переносе столицы не копирует слепо мировой опыт, она зародилась в уникальной кон­кретно-исторической ситуации перехода страны от тоталитарного режима к демократическому государству с рыночной экономикой. В идее Назарбаева отражены исторические закономерности развития государств и их столиц и, самое главное, заслуга Президента в том, что он сумел разгадать эти закономерности и разглядеть в идее пере­носа столицы уникальный шанс для Казахстана в условиях трудного переходного периода.

6 мая 1998 года был подписан Указ Президента «О переимено­вании г. Акмолы - в город Астану, столицу Республики Казахстан». Учитывая ходатайства местных исполнительных и представитель­ных органов власти, пожелания общественности и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Прави­тельстве РК было решено переименовать Акмолу в Астану.

Почему именно Астана? Этому есть логическое и объективное объяснение. Во-первых, это наименование имеет однозначное тол­кование. Не секрет, что в общественном мнении существовали трактовки, связывающие название Акмола с негативными смыслами. Этого нельзя было не учитывать. В-вторых, оно не обременено ни­какими негативными политическими или историческими интерпре­тациями, что очень важно для названия города столичного статуса. В-третьих, оно хорошо отражает функцию города, и, самое главное, новую возложенную на город административную функцию. В-чет­вертых, новое название благозвучно, графически удачно выглядит как на государственном, так и на международных языках, и при этом не меняет своего звучания.

Переименование города было своевременным и необходимым государственным актом. Столица - это символ и основа государс­твенности страны и ее народа. Название столицы ассоциируется с государством и ее народом, она является частью государственной атрибутики, ее статус конституционно закреплен в основном Законе страны. Это было понятно и ясно всем. Как писал Президент, «... если насчет самого факта переноса мнения разделились, то позже в одном все были единодушны: Акмолу надо переименовать!» [1, с. 353].

Название Акмола на тот момент не было связано содержатель­но с понятием столица. Оно воспринималось как название старо­го областного центра страны. В то время с названием Акмола не связывались дополнительные политические, эмоциональные или национальные стереотипы именно как столицы страны. В то же время было сохранено уважение к историческому названию земли и края: область сохранила историческое название - Акмолинская область.

«Над вопросом переименования столицы я думал, что называ­ется неустанно, - пишет Президент Н.А. Назарбаев. - Однажды... меня словно осенило - Астана! Столица она и есть столица!... Зву­чит очень красиво, броско, ярко и очень звучно. В этом названии есть какой-то оттенок решительности, твердости и четкости - Ас­тана!» [3, с. 107]. Сегодня уже трудно даже представить, что город мог бы называться по-другому, настолько естественно и органично звучит его название.

Роль Президента Н.А. Назарбаева в становлении и развитии города в качестве столицы молодого государства трудно переоце­нить. В выступлениях Главы государства постоянно звучит забота о достойном архитектурном облике города, в котором должны отра­жаться не только самые современные архитектурные достижения и лучшие традиции прошлого, но и реализовываться идея особой роли города на евразийском пространстве. «Миссия Астаны, - говорит Президент, - заключается в том, чтобы стать образцовой столицей на всем евразийском пространстве, быть катализатором устойчивого развития Казахстана».

Президент контролирует строительство города, и этот контроль он осуществляет не формально, а с глубокой заинтересованностью и чувством ответственности. Практически ежемесячно Глава го­сударства выезжает на строящиеся объекты новой столицы, лично вникает в спектр проблем: от финансирования строительства до де­талей внешней отделки и ландшафтных комплексов.

Подводя итоги реализации грандиозного проекта по созданию столицы, Президент в своей книге «Казахстанский путь» пишет: «Перенос столицы Казахстана в Целиноград, ставший ныне Аста­ной, стал своего рода рубежом новой эры развития государственнос­ти Казахстана. Став Астаной, город открыл третью эпоху в своей истории» [1, с. 337].

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. Караганда, 2006. 372 с.

2.  Медведев Р. Казахстанский прорыв //Астана. Информационно-поз­навательный журнал. №3 (34). Астана. 2007.

3. Назарбаев Н. А. В сердце Евразии. Астана: Атамура. 2005.

4.  Скаковский Л,Р. Перенос столицы в Астану в контексте нацио­нальной и всемирной истории // История    столицы в материалах и архивах. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред.  Г.А.Алпыспаева. Астана: Проксима, 2005.

5. Медведев Р. Астана нового Казахстана // http: http://www.news2000.org.ua/

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение