Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Готов ли Берлин к конфронтации с Москвой

14.03.2014

Автор:

Теги:

Готов ли Берлин к конфронтации с Москвой


Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «Вестника Кавказа»
Птн 14 Мар 2014 00:08:00

Международный политический кризис, вызванный сменой властью на Украине и последовавшим за ней сецессионым процессом в Крыму, в очередной раз обнажил недееспособность и аморфность внешней политики Европейского союза и, в первую очередь, Германии, в качестве серьезного игрока и реального противовеса российской гегемонии на постсоветском пространстве.
Медлительность в выработке единых внешнеполитических директив, в результате которой политика ЕС элементарно не поспевает за динамикой развития событий в Крыму, различиенациональных интересов между конкретными членами ЕС, крепкие экономические связи с Россией и энергетическая зависимость от поставок российского газа – факторы, превращающие Европу в "беззубого" противникадля Москвы. В то же время, в Вашингтоне не скрывают, что считают именноАнгелу Меркель лидером Европы, который должен выступить в качестве противовеса Владимиру Путину. Но готов ли к такой роли Берлин?

Как отмечал в одной из своих публикаций политолог Александр Рар, германская внешняя политика носит двухвекторный характер. С одной стороны, это политика реальных интересов, с другой – политика ценностей,являющаяся, по утверждению немецких политиков, приматом внешней политики ФРГ. Несмотря на это превалирующее, в том числе, и в немецком политическом истеблишменте мнение, практика показывает, что Германия готова к прагматичному сотрудничеству с самыми различными по форме правления странами и правительствами, и далеко не всегда склонна ставитьна одну чашу весов вопросы ценностей и реального политико-экономического сотрудничества.

Несколько недель назад президент ФРГ Йоахим Гаук выступил с символичной речью на Мюнхенской конференции по безопасности, посвященнойроли Германии в мире. В ней Гаук анонсировал обновленную внешнеполитическую концепцию ФРГ, "основанную на ценностях и охватывающую сферу прав человека". Президент Германии заявил, что принцип невмешательства не гарантирует того, что применяющие насилие к своему населению режимы в других государствах не будут наказаны. В качестве "крайнего средства" Йоахим Гаук назвал даже применение немецкойвоенной силы. На том же мероприятии министр обороны ФРГ Урсула де Лейенподтвердила готовность федерального правительства "расширить международную ответственность" страны. Наконец, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что "от Германии по праву ожидают вмешательства" (в кризисные ситуации в других государствах).

Однако, после российской "интервенции" в Крым аналогичных заявлений из уст первых лиц германского государства более не слышно. Не случайно, вопрос о введении санкций против России будет решаться Брюсселем уже постфактум, на следующий день после проведения априори не признаваемого Западом референдума в Крыму. Речь идет о трехступенчатом санкционном плане европейских стран, согласно которому первым этапом будет замораживание счетов высокопоставленных российских чиновников, причастных к процессам, происходящим на крымском полуострове. Примечательно, что какую-либо помощь военного характера для Украины ни одна из европейских стран, включая Германию, в данный момент не готова затронуть даже на гипотетическом уровне.

Проевропейские силы, пришедшие к власти в Киеве, в своем конфликте с Россией фактически остались наедине. Попытки европейцев наладить диалог сРоссией и "уговорить" ее не присоединять к себе Крым были обречены на провал. Так, на инициативу главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера создать контактную группу ОБСЕ по выяснению ситуации в Крыму, Россия ответила недопуском наблюдателей на территорию полуострова. На заявлениеШтайнмайера о том, что Россия может избежать санкций в случае деэскалации обстановки в Крыму, Москва ответила объявлением о проведенииреферендума, по легко прогнозируемым итогам которого планируется отделение крымского полуострова от Украины и присоединение его к РФ.

Наконец, канцлер ФРГ Ангела Меркель прибегла к жесткой риторике, объявив на собрании фракции ХДС 11 марта, что речь идет о фактической аннексии Крыма Россией. "Этого нельзя спустить российскому руководству срук", - заявила Меркель, по словам участников партийного собрания. Канцлер также призвала быть готовыми к негативным последствиям от более жестких санкций против России. О каких санкциях идет речь – опять же, уточнения не было.

Впрочем, на готовящиеся санкции ЕС против России немецкая экономическая общественность уже успела отреагировать – причем, крайне негативно. Директор Института экономических исследований профессор Ганс-Вернер Зинн заявил, что санкциями ЕС навредит в большей степени себе. "Мы не можем позволить себе политику санкций против России. Это ставит под вопрос нашу энергетическую политику", - заявил профессор, подчеркнув исключительную роль РФ в газовом обеспечении Европы.

Исполнительный директор Восточного комитета германской политики Райнер Линднер предупреждает о том, что Россия немедленно отреагирует наевропейские санкции ответными мерами. В числе таковых, уверен экономист, будет возвращение недавно преодоленных торговых препятствий для западных фирм. "Для немецких предприятий это будет иметь фатальные последствия. Подобной ситуации необходимо избежать при всех обстоятельствах", - предупреждает Линднер.

ФРГ остается для России в Европе партнером номер один и занимает ключевую позицию в системе внешнеэкономических связей РФ. Двусторонний товарооборот по итогам 2013 года достиг 76,5 млрд евро. Годом ранее страны достигли рекордной величины в 80,5 млрд. евро. ФРГ стала третьим по значимости торговым партнером России, в то время как Россия занимает 7место в списке стран, из которых ФРГ импортирует товары. В 2013 году был осуществлен импорт на 40,3 млрд евро. Объем накопленных инвестиций немецких предприятий в Россию по состоянию на октябрь 2013 года составил22 млрд дол., в РФ функционирует более 6000 немецких фирм в 81 из 83 субъектов федерации. Прямые германские инвестиции осуществляются преимущественно в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, электроэнергетика, нефтяной и газовый сектор, транспорт, коммуникации, пищевая промышленность, химическая промышленность, автомобильное производство. Заметный вклад в укрепление этой тенденции вносят также германские малые и средние предприятия, интерес которых к российскому рынку только растет.

Энергетические проекты, осуществляемые Москвой и Берлином – "Северныйпоток" и "Южный поток" - подчеркивают стратегический характер российско-германского партнерства. Россия нуждается в трансфере немецкихноу-хау, в то время как дальнейший рост индустрии Германии находится в прямой зависимости от российских поставок энергетического сырья. Известная шутка российского президента Путина по поводу немецкой энергетической политики довольно точно характеризует исключительную рольРФ для ФРГ: "Почему-то немецкой общественности не нравится атомная энергетика. Я не хочу давать никаких комментариев, но я вообще не понимаю, чем вы будете топить. Газа не хотите, атомную энергетику не развиваете. Что, будете дровами топить? Ну, за дровами тоже в Сибирь надо ехать". Можно продолжить мысль российского президента: согласно некоторым оценкам, развитие альтернативной энергетики в Германии в перспективе также будет зависеть от доступа к российским полезным ископаемым. Почти 90% мировых поставок редкоземельных металлов, необходимых для развития этой отрасли, контролирует Китай. Но с недавнего времени китайцы решили сами производить генераторы ветряной энергии и солнечные батареи, в связи с чем, экспорт редкоземельных металлов из КНР резко сократился. В качестве альтернативного поставщика,где уже прорабатываются проекты по добыче редкоземельных металлов, опять же выступает Россия.

Таким образом, заинтересованность Берлина в развитии и сохранении существующих торгово-экономических отношений с Россией крайне высока, равно как и наоборот. Любая политика санкций по отношению к России неизбежно встретит в Германии огромное сопротивление со стороны местногопредпринимательства и крупных энергетических концернов. Немаловажно и то, что единое решение ЕС о введении санкций против России должно быть согласовано всеми членами Евросоюза. Вероятно, что из-за различий национальных интересов между отдельными членами ЕС, а также наличием значительных групп интересов в самой Германии, планируемые пакеты санкций радикально не повлияют на действия Кремля на Украине.

Вероятно,  Берлин с учетом упомянутых факторов не пожелает играть роль слепого исполнителя воли руководства США и вступить в экономическуюи политическую конфронтацию с Россией. Меры ЕС против Москвы будут иметь, скорее всего, половинчатый характер, а ведомый "евромайдановской"властью Киев имеет все шансы повторить судьбу Грузии в 2008 году, даже,несмотря на его, куда большую, геополитическую и экономическую значимость для ЕС.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение