Казахстан-2014: Нурсултан Назарбаев и путь к миру на Украине

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
У меня больше вопросов, нежели ясных ответов по поводу того, что касается посреднической миссии Президента Казахстана. Он опытный и уважаемый политик, прекрасный переговорщик по «долгоиграющим» темам, но в нынешней ситуации нужны какие-то иные качества, иные подходы.
Казахстан-2014: Нурсултан Назарбаев и путь к миру на Украине
  Казахстан-2014: Нурсултан Назарбаев и путь к миру на Украине. Эксперты ИАЦ о возможности посреднической миссии Президента РК в урегулировании украинского кризиса. Сергей Карпов: У меня больше вопросов, нежели ясных ответов по поводу того, что касается посреднической миссии Президента Казахстана. Он опытный и уважаемый политик, прекрасный переговорщик по «долгоиграющим» темам, но в нынешней ситуации нужны какие-то иные качества, иные подходы. В украинском кризисе много ситуативного, сиюминутного, субъективного. Это совсем иная игра, нежели ситуация вокруг иранской ядерной программы или сирийской темы.Какие именно качества нужны?Это, скорее, касается содержательной стороны вопроса, а не умений и навыков со стороны посредника. Нужна совершенно иная оптика, иной взгляд на украинский кризис, а ни один из потенциальных посредников такого подхода пока что сформулировать не смог. Хотя бы в первом приближении. Что можно предложить Москве? Гарантии со стороны официального Киева по базе Черноморского флота, русскому языку и правам русского населения восточных регионов? Реальной автономии для Крыма? Отлично — а кто будет гарантировать реальное выполнение этих обещаний? Нурсултан Абишевич готов поручиться за Яценюка? Не уверен, что такое возможно. От России будут требовать отказаться от признания референдума, а все стулья для Кремля только «поздно вечером» и то, неизвестно, в каком виде донесут..Быть посредником можно и нужно тогда, когда у посредника есть поле для маневра. В нынешней ситуации оно не просматривается.Юлия Якушева: Это был бы исключительно ответственный и важный шаг. Нурсултана Назарбаева одинаково высоко ценят и в России, и на Западе. Есть шанс, что к его голосу прислушаются. В нынешних условиях надо резко снизить уровень конфликтности, уберечь ситуацию от воздействия случайных, субъективных обстоятельств. Для этого необходимо для начала сесть за стол переговоров. Почему бы Астане не стать местом для такого рода встречи. Но вот в чем проблема — переговоры между кем и кем? Кто должен стать участником дискуссии? Обама и Путин? Путин и новое украинское руководство? Яценюк и Янукович? Совершенно непонятная ситуация.Похоже, главными участниками диалога должны стать Россия, западноевропейских страны и США. Нужно понимать, что именно они являются главными действующими сторонами в украинских событиях. Украина - поле крупного геополитического столкновения. Нурсултан Назарбаев в такой ситуации, действительно, может эффективно модерировать дискуссию. Но во всем, что касается собственно украинского контекста, добиться позитивного результата будет крайне сложно или даже практически невозможно. Все равно получается, что должны договориться Кремль и Запад, а уже затем пригласить украинское правительство, легитимность которой ко всему прочему под большим вопросом, к неукоснительному соблюдению договоренностей. Согласитесь, что такая схема выглядит гладкой только на бумаге.Валерия Ромащенко: Понятно, почему тема посредничества так активно стала обсуждаться в казахстанских СМИ. Астане необходимо сохранить мир не только из соображений - «мы все за мир». Многовекторность, это способ существования Казахстана в 21 веке. Как только ситуация переходит в фазу конфликта, возможность для маневра резко сужается, Акорда несет серьезные потери, независимо от того, кто в итоге станет победителем в украинском конфликте.Я неплохо знаю некоторых людей из нынешнего украинского руководства, это люди несамостоятельные, в значительной мере. И я согласна с моими коллегами, договариваться будут Россия и Запад. Но вот программа для посреднической миссии пока совершенно непонятна. Нет ни одного пункта, по которым можно было бы достичь быстрого и безусловного соглашения. Значит, для Назарбаева эта миссия будет неизбежно сопряжена с репутационными рисками. Гарантировать успех в данном случае будет невозможно. Слишком много «если». Но нельзя не признать и того, что для Украины, это будет возможно последний шанс на примирение.

Поделиться: