Казахстан-2014: будущее Евразийского союза

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если посмотреть проект функциональной части договора о Евразийском союзе, то полностью в наднациональную среду выведены вопросы таможенного и нетаможенного регулирования. А вопросы единого экономического пространства или согласовываются, или координируются. Здесь в большей мере будет превалировать деятельность и правомочность национальных органов. Кроме того, по словам казахстанского президента, юристы до сих пор не определили границы этих понятий. Например, одно ли и тоже единая политика и согласованная политика. Поэтому пока сложно говорить о разграничении полномочий в этой сфере.
Казахстан-2014: будущее Евразийского союза
Согласно заявлениям глав государств ЕЭП, Договор осоздании Евразийского Экономического Союза будет подготовлен и согласовансторонами к запланированному  сроку – маю2014 г. Какое институциональное и функциональное наполнение получит будущийСоюз? Каким станет соотношение национальных и наднациональных органов в рамкахновой организации? – эти и другие вопросы обсудили участники экспертного опросасайта ИАЦ. 1).  Какиеинституты могут быть созданы в будущем Евразийском союзе?Елена Кузьмина, Руководительсектора экономического развития постсоветских стран Центра постсоветскихисследований Института Экономики Российской академии наук: С 1 января 2015 г. ЕврАзЭспрекратит своё существование - все его институты (правовая база,межпарламентская ассамблея, суд ЕврАзЭС) перейдут в Евразийский союз. При этомхочу обратить внимание на два момента. Во-первых, суд ЕврАзЭС – этохозяйственный суд и никакими другими (политическими) полномочиями его непредполагается наделять. Во-вторых,  Межпарламентская ассамблея ни к коей мере небудет преобразована в Евразийский парламент, во всяком  случае, на данном этапе.Т.е. чисто политических наднациональных органов в этом договоре не будет. Онбудет  сконцентрирован исключительно навопросах экономического порядка и создании институтов, которые будутспособствовать экономическому росту.Ещеважный момент: президенты  подтвердили,все четыре свободы - товаров, услуг, капитала, рынка труда - всё должнодействовать в едином экономическом пространстве с 2015 г. без изъятий, что должнобыть закреплено в договоре о Евразийском союзе. Исключения из четырёх свободбудут носить временный характер.АнтонМорозов, политолог, эксперт Фонда «Мир Евразии»: Всамом начале хочу отметить, что в Казахстане вопрос создания Евразийскогосоюза, насколько я могу судить, не обсуждается. Речь идет о созданииЕвразийского экономического союза – несколько иной, по степени и глубине интеграцииструктуры. Это неоднократно подчеркивалось на всех уровнях власти РК. Язатрудняюсь назвать конкретные институты, которые будут созданы в рамках ЕАЭС,но очевидно, что они будут ориентированы на достижение следующих целей: •          развитие торговых связей (биржи,торговые дома и пр.); •          развитие финансово-банковскогосотрудничества (фонды, банки, финансовые институты развития и пр.)•          развитие сотрудничества в научной итехнологической сферах (космос, медицина, ядерная энергетика и пр.); •          развитие взаимодействия втопливно-энергетическом комплексе (СП в сферах добычи, транспортировки и,хочется надеяться, переработки углеводородов и пр.);•          развитие транспортно-логистическойсистемы. Частьинститутов уже, в том или ином виде функционирует (Высший экономический совет,Евразийская экономическая комиссия, Межправительственная комиссия подвустороннему сотрудничеству, осуществляется межпарламентское взаимодействие,существует антикризисный фонд ЕврАзЭС, Центр высоких технологий ЕврАзЭС). Неисключено, что они станут основой для формирования новых структур управленияпроектами в рамках ЕАЭС, или отпочкуются от них.ЮлияЯкушева, заместитель генерального директора, руководитель аналитического отделаИАЦ МГУ : Внастоящее время ведется активный переговорный процесс относительно положенийбудущего Договора о создании Евразийского экономического союза. Поэтому всерассуждения на этот счет носят характер предположений.Очевидно,что в Договоре о создании Евразийского экономического союза будут закреплены теинституты, функции которых не вызывают противоречий и разногласий у сторон. Этоинституты, способствующие укреплению экономической интеграции внутри Союза. ОтЕЭП к Союзу перейдет главный орган – Высший евразийский экономическийсовет.  Сохранится, хоть и с возможнымиизменениями в структуре и в функционале, первый наднациональный органевразийского проекта - Евразийская экономическая комиссия.  Взаимодействие бизнес-структур внутриевразийского пространства может осуществляться в рамках Делового совета.Регулирование финансово-банковской системы – сфера компетенции межбанковскогообъединения. Выступление Нурсултана Назарбаева на последнем заседании Высшегоевразийского экономического совета в Москве, позволяет сделать вывод осохранении в структуре будущего Союза Евразийского Суда, который долженобеспечить единообразное выполнение всех норм, заложенных в правовой базенового объединения. Сбольшой долей уверенности можно рассуждать о пунктах, которые не попадут вДоговор о Евразийском союзе – это любые парламентские структуры и, скореевсего, единый эмиссионный центр. Политическая интеграция в любом виде и единая валюта – слишком острыевопросы для настоящего момента интеграции. 2). Как будутсоотноситься полномочия наднациональных и национальных органов?Елена Кузьмина: Если посмотреть проект функциональной части договора  о Евразийском союзе, то  полностью внаднациональную  среду  выведены вопросы  таможенного инетаможенного регулирования. А вопросы единого экономического  пространства или  согласовываются,  или координируются.  Здесь в большеймере  будет превалироватьдеятельность  и правомочность  национальных органов. Кроме того, по  словам казахстанского президента, юристы  до  сихпор не определили границы этих понятий. Например, одно ли  и тоже единая политика и согласованная политика. Поэтому пока сложно говорить оразграничении полномочий в этой сфере.Юлия Якушева: Полагаю, казахстанская сторона постарается закрепить вДоговоре о создании ЕАС некоторое перераспределение полномочий от евразийскихкомиссаров в пользу национальных органов. Это способствовало бы более полнойреализации интересов Астаны, нежели это происходило в ходе развитиявзаимодействия казахстанской рабочей группы с ЕЭК на предыдущих этапахинтеграции. На обеспечение этой задачи также направлен озвученное Н.А. Назарбаевымположение о том, что решающее значение при принятии решений будет иметь позицияпрезидентов, а не наднациональных органов.3). Как будет реализован принциправноправия, заявленный на последней встрече в Москве?Елена Кузьмина: Скорее всего, этот принцип будет реализован. Возможно,  сохранитсяпринцип одно государство – один голос.Антон Морозов:  Мне кажется, это будетобеспечиваться, во-первых, равной численностью представителей стран органахуправления ЕАЭС и их аппаратах и, во-вторых, нормой, согласно которой решенияглав государств должны быть обязательными для органа будущего союза, чтопозволит блокировать какие-либо решение наднациональных органов, в случаенеобходимости.Юлия Якушева: Равноправие является одним изосновополагающих принципов будущего Союза. Четкое закрепление этого принципа вовсех документах Евразийского Союза будет являться ответом на любые фобии ипровокационные заявления о доминировании того или иного государства врамках  Союза или возможной утратесуверенитета.  На практике этот принцип будет означать равнуюпредставленность евразийских стран во всех органах Союза.

Поделиться: