ТЕРРОРИЗМ ИНТЕГРАЦИИ НЕ ПОМЕХА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, любое общество хочет обезопасить себя от терактов. При этом интеграция позволяет достичь большего успеха в борьбе с терроризмом, чем это может сделать каждое государство в отдельности. К примеру, в конце прошлого года на саммите СНГ главы государств утвердили программы о сотрудничестве по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 годы. В январе 2014 года стало известно, что ШОС и ОДКБ вырабатывают единый подход к борьбе с терроризмом в зонах совместной ответственности.
ТЕРРОРИЗМ ИНТЕГРАЦИИ НЕ ПОМЕХА
ТЕРРОРИЗМ ИНТЕГРАЦИИ НЕ ПОМЕХА

Тезисы о безопасности включены в любые интеграционные модели, что позволяет совместно противостоять той или инойугрозе. Однако соглашения по совместнойборьбе с терроризмом часто имеют рядоговорок со стороны различных стран. Как известно,любое общество хочет обезопасить себяот терактов. При этом интеграция позволяетдостичь большего успеха в борьбе стерроризмом, чем это может сделатькаждое государство в отдельности. Кпримеру, в конце прошлого года на саммитеСНГ главы государств утвердили программыо сотрудничестве по борьбе с терроризмоми иными насильственными проявлениямиэкстремизма на 2014-2016 годы. В январе 2014года стало известно, что ШОС и ОДКБвырабатывают единый подход к борьбе стерроризмом в зонах совместнойответственности.На заседанииэкспертного клуба «Мир Евразии»,прошедшего в Алматы, казахстанскиеполитологи рассмотрели вопросы борьбыс терроризмом в свете интеграционныхпроцессов, сделанные и ожидаемыеизменения в законодательствах странТаможенного союза. Борьба с терроризмомсчитается одним из немногих объединяющихфакторов, благодаря которому совершенноразные страны находят общий язык иготовы работать совместно. Самая простаялогика исходит из того факта, чтотеррористические организации сейчасмногонациональные. Естественно, чтобыс ними бороться, необходимо объединениеусилий, как на глобальном, так и нарегиональном уровнях. Тем не менее,стоит признать, что с первоначальнымипоследствиями террористических актов,которые случались на постсоветскомпространстве, страны боролись несовместно, а скорее каждая сама по себе,и справлялись. «Если выпосмотрите документацию того же СНГ,то увидите, что каждое соглашение посовместной борьбе с терроризмом имеетряд оговорок со стороны различных стран,- отмечает главный научный сотрудникКИСИ при Президенте РК ЛесяКаратаева. - Оговорки, какправило, включают в себя нежеланиестраны брать обязательства по гармонизациизаконодательства. Разница взглядовнациональных правительств на принципыи допустимые рамки совместных действийв борьбе с терроризмом может бытьобъяснена и тем фактом, что имеющиесяинтеграционные объединения охватываютогромные территории, включающие в себягосударства подверженные разнымугрозам».Что же касаетсядействий различных организаций, тоэксперт отметила динамику развития вновой программе на 2014-2016 годы попротиводействию терроризму в рамкахСНГ. Очевидно, что государства продвигаются– модели и законы разработали, теперьони их корректируют, делают рекомендации.Порадовало и возникновение такогопонятия, как противодействиекибер-терроризму. Мы обычно говорим отерроризме, как о действиях в реальномпространстве. Кибер измерение терроризмапроисходит чаще всего в сфере пониманияинформационной безопасности, как защитымассового сознания от деструктивногоконтента», - сказала она. При этомКаратаева подчеркнула, что ориентациюна усиление интеграционного векторасреди населения коллективная борьба стерроризмом создать не может, потомучто это абсолютно непрозрачная сфера.«Кому интересно, чтобы какие-то иностранныеспециалисты присутствовали в стране,вмешивались во внутренние дела и такимобразом противодействовали терроризму?»,- задается вопросом эксперт, для которогоочевидно, что такая работа всегда проводится на национальном уровне.«Выдача преступников и обмен информацией– это максимум, что можно сделать», -резюмировала она.В свою очередьполитолог Замир Каражановсчитает, чтовсе-таки принцип сообщающихсясосудов работает. «Очаги терроризмапередаются, как какой-то вирус и надругие страны, которые находятся рядом.В условиях интеграции доступ к транспортнойинфраструктуре получает не толькобизнес, но и террористические группы.Вопрос в том, как сделать так, чтобыинтеграция способствовала усилениютолько лучших качеств – обеспечиваларост экономики, улучшала социальноеблагополучие, качество жизни», - сказалон.Главный научныйсотрудник КИСИ при Президенте РК СанатКушкумбаев также подчеркивает, чтоугроза терроризма не является самойустойчивой почвой для развитияинтеграционных проектов. «Дружитьпротив чего-либо, или кого-либо можновременно, - заметил он. - Например,Узбекистан, мы знаем, стремитсяпридерживаться линии на взаимодействиев двустороннем формате. Да, сотрудничество,в том числе в антитеррористическойдеятельности осуществляется, идеткоординация и т.д. Даже штаб-квартираРАТС ШОС находится в Ташкенте. Все этоделается, но в конечном итоге каждаястрана сама формулирует реальный списокугроз, в том числе террористических исоздает инструменты, чтобы нейтрализоватьих».В интеграционныхпроцессах единой линии борьбы с общими,казалось бы угрозами, нет. Об этом сказалдиректор Центра актуальных исследований«Альтернатива» Андрей Чеботарев.«Есть Антитеррористический центр СНГ,есть РАТС ШОС, они иногда могут встречаться,есть какие-то механизмы в ОДКБ, но общейлинии не существует, - высказал своемнение политолог. - Если мы видимсотрудничество, то в лучшем случае науровне выдачи случайно пойманных лиц,подозреваемых в экстремизме и терроризме.А что собственно происходит, есть ликакие-то спецоперации? По крайней мере,их никто не разглашает, хотя мне кажется,если операция проводится успешно намежгосударственном уровне, ее результатычерез какое-то время должны быть оглашены,чтобы показать гражданам, что терроризместь, но идет реальная борьба, и естьреальное сотрудничество». Ведущий эксперт Центравоенно-стратегических исследованийАндрей Хан обратил внимание наработу таких объединений, как ШОС иОДКБ. « У нас это, наверное, самые главныеорганизации, в повестке дня которыхстоит борьба с терроризмом. Слава Богу,что они наконец-то пытаются наладитьдиалог друг с другом, потому что этогоне происходило очень долго. И если вдругдаже на уровне антитеррористическойборьбы ОДКБ сможет встроиться в ШОС, мыполучим достаточно серьезный потенциал,так как участие Китая – политическое,экономическое или тем более военное влюбом таком проекте просто труднопереоценить», - предположил он. Леся Каратаева входе дискуссии подчеркнула, что тесвободы, которые дает интеграция –передвижения людей, капиталов и т.д.террористам на руку. При этом, «чтокасается каких-то западных или восточныхстран, которые якобы применяютгосударственный терроризм за рубежом,то здесь, очевидно, что хоть ты завзрывайся,протестуя против интеграции, – эффектаот этого не будет». По ее мнению, еслиинтеграционный механизм запустился, акто-то противится этому, то террористическийметод не подходит для достижения цели.«Целесообразности в целях противодействияинтеграционному процессу применятьтеррористические действия, нет. Впринципе нет, для любых возможныхигроков», - резюмировала эксперт.Виктор Санькович

Поделиться: