Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: Технология экономических успехов Армении.

22.07.2008

Автор:

Теги:

Из всех закавказских республик бывшего СССР сегодня наиболее благоприятные экономические показатели наблюдаются в Армении. Это огромное достижение для этой маленькой и не обладающей серьезными запасами полезных ископаемых республики. Более того, с момента распада Советского Союза, Армения находится в политической и экономической изоляции со стороны Турции и Азербайджана. Из-за конфликта в Нагорном Карабахе и фактической блокады со стороны Баку, распада связей между предприятиями бывшего СССР, Армения пережила сильный экономический спад, сменившийся обнадеживающим экономическим ростом к концу 1990-х гг.: ВВП вырос к 2001 г. до 9,6 %, до 12 % в 2002 г. и продолжил постепенно расти в последующие годы. С тех пор в Армении происходит уверенное экономическое оздоровление, продолжающееся поныне.  

Министр экономики РА Нерсес Ерицян 8 июля 2008 г. заявил ИА REGNUM , что «...экономическая активность в стране остается высокой со всеми своими преимуществами и проблемами». По оценкам министра, запланированные показатели по экономическому росту и росту доходов будут обеспечены.

По прогнозам министра, удельный вес сферы малого и среднего бизнеса в ВВП Армении в течение ближайших 5-6 лет возможно довести до 50-60% против 41-43% в 2007 году. Ерицян подчеркнул, что в течение двух лет почти вдвое сократится количество часов (к 2010 году с нынешних 1200 до 600 часов), необходимых предпринимателю для реализации документооборота в налоговой сфере, что в свою очередь должно привести к усилению инвестиционной активности.

Инфляция, которая ускорилась в начале года, начинает стабилизироваться, что, как заявил министр, является результатом проводимой плавной денежно-кредитной и фискальной политики. По прогнозам министра, уровень инфляции может быть несколько выше запланированного, что обусловлено накопившимися инфляционными давлениями.

В то же время Ерицян подчеркнул, что рост доходов и зарплат остается прогрессивным и как минимум в два раза опережает экономический рост. По его словам, строительство продолжает оставаться движущей силой экономики, что с одной стороны хорошо, но с другой стороны ставит задачу диверсификации экономики.

Прошлый 2007-й г. стал для Армении удачным, т.к. ВВП вырос до 13%. Правительство республики Армения разрабатывает средне- и долгосрочные планы развития экономики, нацеленные на рост ВВП от 10 до 15 %. Следует отметить, что на 2008 год экономический рост в Армении запланирован на уровне 10%, а уровень инфляции - 4%.

Для лучшего понимания успехов и неудач республики Армения, для примера взглянем на соседние республики: Грузию и Азербайджан. Ввиду того, что самой крупной страной в регионе является Азербайджан, обратимся сначала к нему. Экономика Азербайджана показывает одни из самых высоких темпов экономического роста в мире. По итогам 2005 года его ВВП вырос на 26,4%, а в январе-июле 2006 года рост составил 35,1%. Если учесть, что за 2001-2005 годы суммарный рост ВВП Азербайджана составил 88%, то можно сделать вывод, что с задачей удвоения ВВП отец и сын Алиевы справились не за десять, а за пять с половиной лет. Впрочем, это не заслуга качества их экономической политики - для маленькой страны реализация любого крупного проекта в нефтегазовой сфере эквивалентна резкому ускорению роста ВВП. Большую роль сыграл запуск трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Однако не все так хорошо как мы видим. По сообщениям Государственного комитета по статистике Азербайджана потребительская инфляция в Азербайджане за январь-май 2008 года составила 19,2% по сравнению с первыми 5 месяцами 2007 года, что является довольно-таки неутешительным фактом. Заведующий отделом экономики и финансово-кредитной политики кабинета министров Азербайджана Октай Ахвердиев сообщил, что сейчас непонятно удастся ли сохранить годовой уровень инфляции в рамках прогнозируемой. По его словам, на рост инфляции влияет, прежде всего, приток в страну большого объема валюты от реализации нефти. Кроме того, одним из главных факторов роста стало повышение с начала 2007 года цен на энергоносители и некоторые виды коммунальных услуг, что автоматически привело к удорожанию потребительской корзины (почти 30%).

Для азербайджанской экономики такая высокая инфляция (19,2%) не так страшна ввиду большого количества запасов углеводородного сырья. Более того, сегодня большая инфляция не покидает и большинство стран Западной Европы. Это в основном страны с развитой и устоявшейся экономикой. Что касается стран Восточной и Центральной Европы, то там дела с инфляцией обстоят хуже, чем у своих западных соседей. К примеру, в странах Балтии, первыми из бывших советских республик, принятых в Евросоюз, официально декларируемый уровень инфляции за первые 4 месяца текущего года мало, чем отличался оттого, что мы имели в Азербайджане. Кроме того, мы являемся свидетелями того, что даже в благополучных европейских странах ширятся акции протеста против роста цен и с требованиями увеличения заработной платы. Это говорит о том, что и там дела обстоят не столь хорошо, как об этом гласит официальная статистика.

Теперь обратимся к Грузии. После распада СССР, Грузия оказалась в катастрофическом положении. Однако в 1995 правительство начало выводить экономику из состояния кризиса. Накануне «революции роз», в Грузии сложилась институциональная среда для экономического роста. ВВП рос, но слишком медленно - на 3-3,5% в год. После революции грузинское правительство прибегло к сочетанию жестких административных мер и либеральной политики. В результате ультралиберальной экономической политики Грузия смогла не только показать хорошие темпы роста, но и гораздо эффективнее противостоять российским санкциям, чем Молдавия.

С приходом  кабинета М. Саакашвили ухудшились отношения с Россией, что не могло не затруднить развитие грузинской экономики. Однако экономическая политика грузинского кабинета министров является наглядным примером стабильности и дальновидности в непростых политических условиях. Сегодняшние реформы являются продолжением реформ, начатых покойным Зурабом Жванией. Успехи экономической политики налицо. Прирост ВВП в 2007 году превысил 12%, а номинальный ВВП на душу населения достиг $2 тыс. Конечно это оценки местных политологов, настроенных несколько субъективно. В этом случае оценки международных специалистов всегда более объективны, но даже они отмечают заметные сдвиги. За первые 5 месяцев 2007 г., по данным Статистического комитета СНГ, ВВП в Грузии вырос на 11,4%. Для сравнения, в РФ эта цифра составила всего 7 с небольшим процента.

В чем же секрет успеха грузинской экономики? Если взглянуть на карту, можно заметить весьма удобное географическое положение республики. У Грузии сегодня есть внутренние сепаратистские проблемы, но нет серьезных трений с большинством своих соседей. Кроме России, все ее соседи поддерживают более чем дружелюбные и конструктивные отношения с Тбилиси. Львиная доля валютных поступлений и инвестиций Грузии связана с транспортным комплексом. Та же Армения вынуждена поддерживать экономическую связь с Россией только посредством Грузии, ввиду напряженных и нестабильных отношений с Турцией и Азербайджаном.

Еще одним оплотом экономического роста является развитием транзита, прежде всего, углеводородов. Недавно был сдан в эксплуатацию нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, кроме того, существует большой экспортный газопровод из Азербайджана.

Тбилиси, также как и Ереван, стремится привлечь в свою экономику максимальное количество инвестиций. После российского эмбарго, Москву заменила Астана, вложив в гостиничный бизнес Грузии около $100 млн. В целом же грузинская экономика не была уничтожена, она лишь была на время ослаблена. После санкций со стороны Москвы большей части нелегальных трудовых мигрантов пришлось покинуть РФ, что оказалось катастрофой только для населения. Сократились поставки вина и минеральной воды в РФ и некоторые другие страны, что также ударило по экономике.

Как мы видим, у всех южнокавказских республик имеются свои проблемы. Самые положительные результаты демонстрировал и демонстрирует сегодня Азербайджан: у него самый большой бюджет и большие успехи во внешней политике. Несколько лет назад И. Алиев поставил задачу сравнять военный бюджет Азербайджана со всем бюджетом Армении. Баку с этой целью неплохо справляется: в 2007 г. бюджет Армении составил порядка $1,4 млрд., а военный бюджет Азербайджана - $1 млрд. В этом же году поставлена задача увеличить поступления на $300 млн.

 Армения отстает и от Грузии. Торговый оборот Тбилиси даже в состоянии эмбарго намного превышал оборот Еревана. У Армении существуют также внешние проблемы, однако если посмотреть в процентном соотношении (т.к. в Армении население намного ниже, чем в соседних республиках), то можно увидеть совсем другие результаты.

С конца 90-х в Армении нормально функционирует ж/д сообщение, как в Россию, так и в соседний Иран, с которым с каждым днем улучшаются отношения. Между Ираном и Арменией существует, построенная еще в 1995 году, линия электропередач (ЛЭП) Иран - Армения. В прошлом году 19 марта состоялось открытие газопровода Иран - Армения, имеющего огромное значение для РА. Газопровод, связывающий Иран с Арменией, имеет в сечении 711 миллиметров, а мощность его составит 1,2 млрд. кубометров в год.  Все это обеспечивает армянской энергосистеме выход из изолированности. Самому Ирану также выгодно сотрудничество с Арменией, т.к. на его территории проживает огромное количество этнических азербайджанцев, готовых в любой момент потребовать отделения и, возможно, присоединения к самому Азербайджану. Говоря более простым языком, Ирану не выгодно благоприятное развитие экономики своего северного соседа Азербайджана. Более того, в наследство от СССР Армении досталась АЭС, которая обеспечивает электроэнергией также и север Ирана.

Помимо интенсификации сотрудничества в энергетическом секторе в минувшем году Тегеран и Ереван заключили уникальный для армянской стороны договор в торгово-транспортной сфере. Между государствами был подписан меморандум о грузоперевозках, благодаря которому армянские дальнобойщики получили возможность не просто въезжать в Иран, но еще и в упрощенном режиме оформлять грузы, которые отныне смогут доставлять до иранских портов Энзели - на Каспии, Бендер-Аббас - на берегу Персидского залива и других приграничных пропускных пунктов. Для Армении это соглашение крайне важно, т.к. для торговли с ее основным партнером РФ ей нужны транспортная доступность, которая была до сих пор в крайнем дефиците.

Посредством данного договора у Армении появилась исключительная возможность получить кратчайшие в нынешних условиях выходы в Россию и Центральную Азию через Каспийское море (о стратегическом Персидском заливе говорить излишне). Более того, транзит грузов через Иран еще и снижает тариф грузоперевозок почти на 60% в сравнении с транспортировкой через грузинские порты Батуми и Поти. Сегодня уже известно, что Иран и Армения ведут переговоры о прямом железнодорожном сообщении, что также имеет большое стратегическое значение для РА.

Таким образом, Иран стал для Армении альтернативным выходом во внешний мир на фоне транспортной блокады РА со стороны Турции и Азербайджана. Поэтому Армения неоднократно выступала за скорейшее и мирное разрешение иранской проблемы. Еще во время пребывания на посту премьера Андраника Маркаряна Армения заявляла, что признает право Ирана на развитие ядерной энергетики в мирных целях, т.к. в республике понимают, что обострение ситуации вокруг Ирана может обернуться негативными последствиями для региональной безопасности и стабильности в целом.

Иран, однозначно, стал спасением для Армении, однако нельзя забывать об основном и важнейшем партнере Армении - России. РФ занимает лидирующие позиции среди внешнеэкономических партнеров Армении: в 2006-2007 годах ежегодный рост товарооборота находился на уровне 60 %. Товарооборот между РА и РФ в минувшем году составил без малого $ 800 млн. А в этом году предполагается, что эта цифра возрастет до $ 1 млрд., при том, что бюджет республики в 2007, как уже говорилось, составил $ 1700 млн. Это колоссальная сумма для Армении, т.к. товарооборот ни с одной другой страной не стоит даже близко к этим показателям.

Взаимную заинтересованность в наращивании объемов торгово-экономического сотрудничества, включая реализацию совместных крупных инфраструктурных проектов в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций вновь подтвердили на последней встрече 24 марта 2008 г. избранный президент РА С. Саркисян с В. Путиным и Д. Медведевым.

Высокими темпами развивается и инвестиционное сотрудничество. Накопленный объем российских капиталовложений в национальное хозяйство Армении также подошел в 2007 году к важному рубежу в 1 млрд. долларов. Российские инвесторы активно осваивают перспективные секторы армянской экономики: банковский, телекоммуникационный, транспортный, успешно реализуются крупные проекты в топливно-энергетической сфере.

Сегодня в Армении большими темпами развивается туристический бизнес. К 2006 г. были реконструированы основные горнолыжные курорты. А г. Цахкадзор в СССР являлся одним из лучших олимпийских городков. Благодаря широкой рекламе на важнейших телеканалах мира (СNN и BBC) Армению ежегодно стало посещать большое количество туристов. В 2007 г. Армению посетило более миллиона человек из разных стран мира (если учесть, что население республики составляет порядка 3 млн. чел, то цифра эта вполне впечатляет). В основном приезжали из США и европейских стран.

Армения страна с необычной экономикой. Ведь только за прошлый год инвестиций от частных лиц по официальным данным поступило около $1 млрд., что приблизительно равно всему бюджету республики. Это говорит о хорошей организации армянской диаспоры по всему миру. Основные поступления исходят из РФ (50% от всей суммы инвестиций - 2006 г.) и США, где находятся крупнейшие армянские диаспоры.

На фоне падения торгового оборота Грузии, Армения с каждым годом показывает все лучшие результаты. Дефицит внешней торговли за первое полугодие 2006 года составил в Грузии $1,579 млрд., увеличившись по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 82,2%. В Армении же эти цифры выглядят следующим образом. Торговый оборот за 2007 г. в РА составил $1,9 млрд., который превысил аналогичный показатель 2006 г. на 6,5%, а показатель 2005 г. на 8,9%. Это показатель дальновидной и умеренной политики кабинета Р. Кочаряна и его преемника С. Саркисяна.

Проанализировав экономическую ситуацию, становится ясно, что количественно Армения отстает от своих соседей, однако качественно она впереди. Эти достижения отнюдь не означают, что Армении нужно расслабляться, т.к. у нее еще не разрешена нагорно-карабахская проблема. Надо сказать, что с 1991 г. и по сей день Армения не вышла из состояния блокады, однако даже в таком затрудненном экономическом и политическом положении РА сумела найти пути выхода из изоляции и неплохо преуспела в этом: ВВП - самый высокий в регионе, инфляция - минимальная.

 

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение