Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эксперт: США утрачивают позиции в Центральной Азии

19.02.2014

Автор:

Теги:

«2013 год был отмечен постепенным угасанием влияния Соединенных Штатов в Центральной Азии … в части экономики, американцам не удалось «разморозить» проекты транскаспийских трубопроводов. Они были вынуждены уступить часть казахстанского нефтяного рынка Пекину», — аналитик Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов рассказалStanRadar.com о политике США в Центральной Азии.

StanRadar.com: Как менялась политика США в Центральной Азии за последний год?

- Стратегические цели политики США в Центральной Азии остаются неизменными уже многие годы:

  • вытеснение из региона геополитических конкурентов — прежде всего, России и Китая
  • обеспечение доступа к природным ресурсам западных ТНК
  • продвижение лояльных общественно-политических сил
  • купирование рисков безопасности США

Хотя тактические подходы каждой американской администрации могут при этом различаться, все они планомерно работают над решением названных задач, независимо от принадлежности к демократической или республиканской партии, и, как правило, не принимая во внимание негативные последствия тех или иных шагов (например, цветных революций) для местного населения.

Тем не менее, истекший 2013 год, на мой взгляд, был отмечен постепенным угасанием влияния Соединенных Штатов в Центральной Азии. Это было вызвано рядом объективных обстоятельств, в частности: смещением внешнеполитических акцентов США в другие регионы, проблемами с бюджетом, сокращением масштабов боевых действий в Афганистане, укреплением позиций России и КНР и др.

Эта тенденция прослеживается в различных сферах. Так, в части экономики, американцам не удалось «разморозить» проекты транскаспийских трубопроводов. Они были вынуждены уступить часть казахстанского нефтяного рынка Пекину, видимым проявлением чего стал переход осенью 2013 года доли американской нефтяной компании ConocoPhillips китайской CNPC в гигантскомКашаганском месторождении. Перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках выдвинутой администрацией Барака Обамы концепции Нового Шелкового Пути (газопровод TAPI, ЛЭП CASA-1000) по-прежнему выглядят туманными из-за отсутствия гарантированных источников ресурсов, противоречий участников, нестабильности в Афганистане и других факторов.


Разработка Кашганского месторождения. Фото — Mail.ru

Также в прошедшем году окончательно прояснилось отношение Вашингтона к Таможенному Союзу и Единому экономическому пространству: американская сторона активизировала работу по дискредитации постсоветской интеграции, в т.ч. путем вмешательства в переговорный процесс республик ЦА с ВТО. В начале 2013 года после вступления в ВТО на условиях, предложенных западными консультантами, юридически затруднено присоединение Таджикистана к ТС. А в конце 2013 года западом заблокировано вступление в ВТО Казахстана, от которого США потребовали снижения уровня таможенной защиты, ранее согласованного с Россией.

В военной сфере, объявлено о выводе ЦТП из «Манаса» и произошло снижение роли Северной сети поставок (ССП). Вывоз американских грузов из Афганистана по ССП к ноябрю 2013 года был сокращен до 1% от их общего объема, что, конечно, вызывает разочарование, в первую очередь, в Ташкенте, который ранее продемонстрировал свою готовность наращивать сотрудничество с Пентагоном, и рассчитывает получить от Вашингтона часть военной техники и снаряжения, применявшихся в Афганистане.

Наконец, о снижении интереса к региону свидетельствуют также кадровые перестановки в Госдепе — замена Роберта Блейка на должности помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии на этническую индианку Нишу Десаи Бисвал (Ниша Десаи Бисвал работала помощником администратора Агентства США по развитию (USAID) по странам Азии, она заменила Роберта Блейка в ноябре 2013 года – прим. StanRadar.com), и передача американцами ответственности за отдельные направления работы в ЦА Великобритании (имея в виду вывоз грузов из Афганистана через Таджикистан).


Американские военнослужащие улетают обратно в США. Фото — Rambler.ru 

StanRadar.com: Некоторые эксперты, в частности, Модест Колеровсчитают, что ЦТП «Манас» в Киргизии останется под другой вывеской. Что вы думаете по этому поводу?

- Прежде всего, подчеркну, что присутствие на киргизской земле американской военной базы, защищенной дипломатическим иммунитетом, является не фактором безопасности, а раздражителем для соседей и одной из причин постоянного вмешательства Вашингтона во внутренние дела Киргизии, что мы особенно отчетливо наблюдали в 2005 и 2010 годах.

Ожидаемый вывод ЦТП из аэропорта «Манас» приведет в 2014 году к существенному сужению американского военного присутствия в регионе, несмотря на стремление Соединенных Штатов пока удержать здесь финансирование проектов в сфере безопасности на прежнем уровне. Мне лично возможность сохранения полноценной военной базы в Киргизии или ее переноса в другую республику ЦА представляется сейчас маловероятной, хотя, конечно, полностью исключить это нельзя.

Очевидно, что американцы вплоть до момента закрытия ЦТП летом этого года, будут предпринимать усилия по пролонгации своего мандата в тех или иных формах, например, по схеме,используемой в узбекском Навои. Там нет военного персонала США, а американские военные грузы для Афганистана доставляют коммерческие узбекские и корейские компании. Есть и другие подобные варианты.

Принципиально, чтобы из Киргизии были выведены военные подразделения США, а сам объект выведен из-под действия принципа экстерриториальности и открыт для гражданского контроля.

StanRadar.com: Если ЦТП «Манас» сохранится, то в каком виде? Возможно ли замена военной составляющей на частные военные компании типа «Academi» или «DynCorp»?

- Вариант с привлечением ЧВК исключать также нельзя. Современная конфигурация зарубежного военного присутствия США помимо основных (Main Operating Bases) и передовых (Forward Operating Sites) операционных баз предусматривает также создание пунктов совместной безопасности (Cooperative Security Locations — CSL). Это пункты с запасами материально-технического обеспечения и минимальным количеством военного персонала США или без него должны функционировать за счет обслуживания частными подрядчиками.


Сотрудники частной военной компании в Афганистане. Фото — Paraparabellum.ru

Ранее администрация Джорджа Буша-младшего рассматривала возможность размещения нескольких CSL в Центральной Азии, что, согласно промежуточному отчету американской комиссии по зарубежным базам мая 2005 года, укрепило бы национальную безопасность США. Согласитесь, для Пентагона сегодня преобразование ЦТП в CSL было бы лучшим исходом дела, чем полный выход из Киргизии.

StanRadar.com: В связи с выводом американских войск из Афганистана, местные эксперты опасаются, что террористическая угроза в Центральной Азии возрастет. Вы согласны с этими прогнозами?

- Сейчас уже понятно, что Соединенные Штаты не намерены полностью выводить войска из Афганистана, а планируют только сократить контингент, сохранив опорные военные базы и переложив основные функции по поддержанию безопасности на Афганскую национальную армию и полицию.

По моему мнению, именно военное присутствие в центре Евразии и было ключевой целью Белого Дома, а не объявленная война с международным терроризмом. То, как будет развиваться ситуация в Афганистане в новых условиях, пока прогнозировать крайне сложно.

Никто сейчас не скажет, как поведет себя по отношению к северным соседям основная часть талибов и около десятка, по разным оценкам, вооруженных группировок, состоящих из выходцев из стран СНГ, которые формально и ставят целью переноса боевых действий в ЦА. Более того, остается вопросом то, как будут действовать Соединенные Штаты, предпринимающие попытки договориться с частью радикальных сил в Афганистане. В истории США, напомню, были десятки задокументированных случаев привлечения и использования в своих интересах террористических и бандитских формирований. Поэтому, в складывающейся ситуации неопределенности лучше исходить из пессимистических сценариев и заранее готовиться к отражению возможных угроз.


Показательные выступления киргизского спецназа на авиабазе РФ «Кант». Фото — Mail.ru 

Как Вы знаете, ОДКБ сейчас активно занимается этим: ведется согласование объемов и номенклатуры военной техники, которая будет передана Бишкеку и Душанбе в качестве помощи со стороны России, готовятся меры по укреплению афганско-таджикской границы.

StanRadar.com: Возможны ли другие совместные проекты с Россией, кроме дарения военной техники?

- В рамках ОДКБ уже выполняется довольно широкий спектр совместных программ. Этот перечень будет пополняться, поскольку руководство России взяло курс на интенсификацию и углубление сотрудничества в ОДКБ.

Уже действующие программы помимо поставок военной техники включают: подготовку кадров для вооруженных сил Киргизии в военных вузах России; развитие военно-воздушной базы в Канте для воздушной поддержки операций ОДКБ в Центральной Азии; совместные полевые и штабные учения; обмен информацией (для Киргизии интерес могут представлять результаты аэрокосмической съемки); проведение оперативных мероприятий по борьбе с терроризмом и наркотрафиком; наконец, создание коллективных сил быстрого реагирования для совместного отражения угроз и т.д.

Справка StanRadar.com: Дмитрий Попов – кандидат юридических наук, аналитик Российского института стратегических исследований, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра, изучает политические и социально-экономические процессы Центральной Азии.

Автор: Камилла Алиева, специально для StanRadar.com

http://www.stanradar.com/news/full/7668-ekspert-ssha-utrachivajut-pozitsii-v-tsentralnoj-azii.html


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение