Насколько "обновилась" внешняя политика России через год после принятия "обновленной внешнеполитической Концепции"?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Можно смело утверждать, что хотя новая Концепция и была объявлена лишь "обновленной", однако более чем очевидны знаковые терминологические различия, придаваемые роли и значению России в современном мироустройстве.
Насколько "обновилась" внешняя политика России через год после принятия "обновленной внешнеполитической Концепции"?
Несколько дней назад исполнилсягод с того дня, как президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил"обновленную" Концепцию внешней политики РФ. Пожалуй, стоит задатьсявопросом, какие изменения привнесла новая Концепция во внешнюю политику России,какие акценты во внешнеполитической деятельности стали более четкими и стала лироссийская внешняя политика более действенной, провозгласив неизмененнымиосновные принципы, до того примененные.1        Можно смелоутверждать, что хотя новая Концепция и была объявлена лишь"обновленной", однако более чем очевидны знаковые терминологическиеразличия, придаваемые роли и значению России в современном мироустройстве.             Если предыдущаявнешнеполитическая Концепция 2008 г. выстраивалась по логике укрепления Россиии ее международных позиций, существенно расширяющих возможности сотрудничествана мировой арене на фоне прекращения идеологической конфронтации ипоследовательного преодоления наследия "холодной войны"2, то новая,четвертая в новейшей истории России внешнеполитическая доктрина все более"усложняющие и труднопредсказуемые международные отношения"обуславливает формированием полицентричной международной системы. Именно даннойформулировкой можно объяснить озабоченность в связи с переходным периодом,"сопровождающимся повышением турбулентности экономического и политическогоразвития на глобальном и региональном уровнях".3      Вышеуказанная полицентричная международнаясистема и диктует рассредоточение мирового потенциала силы и развития, егосмещение на Восток, в первую очередь, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Выход наавансцену мировой политики и экономики новых игроков сопряжен с усилениемглобальной конкуренции, что проявляется в нарастании нестабильности вмеждународных отношениях. Впрочем, большой акцента на конкуренцию в восточномнаправлении нашел место и в декабрьском послании президента Путина ФедеральномуСобранию, в чем особо подчеркивалось: "Разворот России к Тихому океану,динамичное развитие всех наших восточных территорий не только откроет нам новыевозможности в экономике, новые горизонты, но и даст дополнительные инструментыдля проведения активной внешней политики".4            Наличие вАзиатско-Тихоокеанском регионе конкуренции, безусловно, нашло свое место нетолько в новой внешнеполитической Концепции. Оно естественным образом повлиялои на корректировку приоритетов Кремля на Тихом океане. В прошлом году впервыеза последние 10 лет состоялся визит премьер-министра Японии в Россию, прошлипервые в истории российско-японские переговоры в формате "2+2"(формат переговоров под руководством министров иностранных дел и обороны),состоялись визиты Владимира Путина во Вьетнам и Республику Корею, былоподписано российско-южнокорейское соглашения об отмене визовых требований.Итоги вышеуказанных переговоров действительно дают подпитку для предположений отом, что новые внешнеполитические ориентиры выявляют очередное "азиатскоенаступление"5 России.             Кстати говоря,в целях обеспечения устойчивой управляемости мирового развития (радисправедливости отметим, что последнее по Концепции должно "осуществлятьсяпри полном уважении центральной и координирующей роли  ООН") Россия стремится наращиватьвзаимодействие в таких форматах как "Группа двадцати", БРИКС(Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), "Группа восьми", ШОС(Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай). Причем,по сравнению с предыдущей Концепцией, Россия проводит принципиальную линию науглубление не только стратегического, но и "привилегированногостратегического партнерства с Индией", упрочение взаимодействия поактуальным международным проблемам и укрепление взаимовыгодных двустороннихсвязей во всех областях, прежде всего в торгово-экономической сфере,ориентируясь на реализацию утвержденных сторонами долгосрочных программсотрудничества.    Безусловно, вконтексте регионального интеграционного развития особое место в новойвнешнеполитической Концепции РФ уделяется пространству СНГ. Более четковырисовываются возможности региональных экономических и финансовых организацийдля отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах,уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующихукреплению интеграционных процессов на пространстве Содружества НезависимыхГосударств.           Анализ прошлогоднихразвитий в этом направлении подтверждает выполнение концептуальной задачиформирования Евразийского экономического союза, призванного "не толькомаксимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространствеСНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения,открытого для других государств".            Впрочем, чтокасается углубления интеграции на территории СНГ, то "Внешнеполитическаяконцепция РФ 2013 г." еще феврале изложила свое видение роли Украины вданном процессе, о чем и свидетельствует крайне напряженная обстановка в странев эти дни. Дословно цитируя Концепцию, увидим, что Россия намерена"выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ,содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам". До"подключения Украины" к интеграционным процессам о своем намеренииприсоединиться к Таможенному Союзу России, Казахстана и Беларуси (в дальнейшем– и к процессу формирования Евразийского экономического союза) заявила Армения.23-го января 2014 г. правительство Армении одобрило график действий,направленных на реализацию программы мероприятий (дорожная карта) с целью членстваАрмении в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве России, Беларусии Казахстана. В ходе обработки находится "Дорожная карта"присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу.             Чтокасается обеспечения безопасности на евразийском пространстве, то в этой ролидля России видится потенциал ОДКБ, развитие которого позволит акцентироватьсяна укреплении механизмов оперативного реагирования, ее миротворческогопотенциала, а также - что ново во внешнеполитической концептуальной мысли - на совершенствованиивнешнеполитической координации государств-членов ОДКБ. Новым и уже развитым втечение прошлого года является не только провозглашенная актуальностьдальнейшей трансформации ОДКБ в универсальную международную организацию,способную противостоять современным вызовам и угрозам не только в зонеответственности ОДКБ, но и прилегающих к ней районах. Заявления устамивысокопоставленных чиновников Организации относительно возможности решения миротворческимисилами ОДКБ задач "за пределами зоны ответственности ОДКБ" прозвучалине раз в прошлом году.       В целом, новая"Внешнеполитическая концепция России" развила намерение РФучаствовать в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и врамках взаимодействия с региональными и международными организациями; а такжевнесения активного вклада в совершенствование превентивного антикризисногопотенциала ООН.      Касаяськонфликтов в обще, и конфликтов, в прилегающих к РФ регионах, следует отметить,что общей внешнеполитической конъюнктурой обусловлен также другой немаловажныйдля Армении новый элемент, а именно – стремление России налаживать отношения сГрузией. Не сравнить, конечно, закрепленное в предыдущей "Концепциивнешней политики РФ 2008 г." - накануне российско-грузинской шестидневнойвойны - "отрицательное отношение к расширению НАТО, в частности к планамприема в члены альянса Украины и Грузии" с намного обнадеживающей"заинтересованностью России в нормализации отношений с Грузией в техсферах, в которых к этому готова грузинская сторона - при учете политическихреалий, сложившихся в Закавказье".            Безусловно,некоторые различия уже зафиксировали амбиции России, нацеленные на"развитие всестороннего прагматичного и равноправного сотрудничества сгосударствами Юго-Восточной Европы". Как констатирует новая Концепция,"Балканский регион имеет для России важное стратегическое значение, в томчисле как крупнейший транспортный и инфраструктурный узел, через территориюкоторого осуществляется доставка нефти и газа в страны Европы". Однако ещенедавно, в 2008 году, Россия лишь скромно считала себя "открытой длядальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества сгосударствами (...) Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этомукаждого из них".6  А уже сегодняуглубляются противоречия между Евросоюзом и Россией по поводу проведениягазопровода "Южный поток" с участием юго-восточных стран-участниц ЕС.Между тем,европейское направление сотрудничества не забыто: Концепция подчеркиваетнеобходимость работы по введению безвизового режима со странами ЕС. Россия,согласно Концепции, выступает за заключение с Европейским союзом новогобазового соглашения о стратегическом партнерстве на принципах равноправия ивзаимной выгоды, будет способствовать эффективной реализации совместнойинициативы Россия - ЕС "Партнерство для модернизации", развитиювзаимовыгодного энергетического сотрудничества в целях создания объединенногоэнергетического комплекса Европы на основе строгого соблюдения имеющихсядвусторонних и многосторонних договорных обязательств. Несмотря на очевидныеконкурирующие позиции, перспективной задачей провозглашается построение единогорынка с Европейским Союзом. Концепцией отмечена также важность совместнойработы с европейскими межгосударственными структурами, такими как ОБСЕ, Советгосударств Балтийского региона и другими.     Можнооспорить, конечно, реалистичность провозглашенного Концепцией принципа, что"Россия будет добивается политико-дипломатического урегулированиярегиональных конфликтов на основе коллективных действий международногосообщества, исходя из того, что современные конфликты не имеют силовых решенийи их   урегулирование следует искать черезвовлечение всех сторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-либо изних", но неоспоримы достижения российской внешней политики в процессе (встремлении вовлекать все заинтересованные стороны) урегулирования конфликтов наБлижнем Востоке.      Приступив кметодам ведения активной внешней политики на международной арене, Россияпривносит концептуально новый подход "мягкой силы". Последнийзаключается в "применении современных методов экономической дипломатии имягкой силы, грамотно встраиваясь в информационные потоки", в начале прошлогогода заявил Путин на совещании с членами Совета безопасности РФ в Кремле,представляя обновленную "Концепцию внешней политики государства".            Таким образом,одним из главных провозглашенных инструментов внешней политики РФ будет такназываемая мягкая сила (комплексный инструментарий невоенного ивнеэкономического воздействия, основанный на информационных, гуманитарных,коммуникационных технологиях). По сути, именно по этим соображениям ВладимирПутин в декабре 2013 г. распорядился ликвидировать российское агентствомеждународной информации РИА "Новости" и создать "Международноеинформационное агентство "Россия сегодня".7      Как гласитКонцепция, соответствующие распоряжения Путина и имеют цель “грамотногопредоставления скорректированной внешнеполитической активности страны” и ее"подпитки" с помощью гражданских, общественных и других всевозможныхальтернативных методов и ресурсов.  Кристине Овсепян Журналист-аналитик,Информационно-Аналитическое Агенство “Армедия” Ссылка на статью:http://www.armedia.am/?action=Analytical&what=show&id=1247172906&lang=rus ________________1.Владимир Путин представилобновленную Концепцию внешней политики РФ, 18.02.2013 г.,http://www.rg.ru/2013/02/15/politika-site.html2.Концепция внешней политикиРоссийской Федерации, 15 .06. 2008 г., http://news.kremlin.ru/acts/785/print 3.Концепция внешней политикиРоссийской Федерации, Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным12 февраля 2013 г.,http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F4.Послание ПрезидентаФедеральному Собранию, 12 .12. 2013 г., http://www.kremlin.ru/news/198255.Кремль корректирует курс наТихом океане, 09.12.2013 г., http://www.ng.ru/courier/2013-12-09/9_kremlin.html6.Концепция внешней политикиРоссийской Федерации, 15 .06. 2008 г., http://news.kremlin.ru/acts/785/print7.Указ о мерах по повышениюэффективности деятельности государственных СМИ, 9 .12. 2013 г. http://www.kremlin.ru/news/19805

Поделиться: