Юрий Овсеенко: Болонский процесс в России: реформа без реформ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Один из крупнейших и престижнейших российских вузов, претендующий на звание самого успешного в международном сотрудничестве (РГГУ), заявляет об открытии совместной российско-германской магистерской программы. В рамках её по обмену направляют магистрантов на учебу в Германию, а после возвращения их считают несдавшими пропущенную сессию и отправляют, по сути, в академ.отпуск (т.к. продляют учебу еще на семестр и обязуют сдать все пропущенное). Результаты из германского университета в расчёт никто не берет. Скажете, картина больше похожа на год 1988, чем на 2008? А в России уже давно идет образовательная реформа, направленная на интеграцию в мировое образовательное пространство - т.н. Болонский процесс. Будете правы. Так что же это за реформа, в которой реформ нет?!
Юрий Овсеенко: Болонский процесс в России: реформа без реформ

Один из крупнейших и престижнейших российских вузов, претендующий на звание самого успешного в международном сотрудничестве (РГГУ), заявляет об открытии совместной российско-германской магистерской программы. В рамках её по обмену направляют магистрантов на учебу в Германию, а после возвращения их считают несдавшими пропущенную сессию и отправляют, по сути, в академ.отпуск (т.к. продляют учебу еще на семестр и обязуют сдать все пропущенное). Результаты из германского университета в расчёт никто не берет. Скажете, картина больше похожа на год 1988, чем на 2008? А в России уже давно идет образовательная реформа, направленная на интеграцию в мировое образовательное пространство - т.н. Болонский процесс. Будете правы. Так что же это за реформа, в которой реформ нет?!

В 2003 г. Россия на межправительственной встрече в Берлине присоединилась к Болонской декларации, тем самым встав на путь построения единого европейского пространства высшего образования. Процесс этот начался в Европе в середине 1970-х гг. (тогда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования), формализовавшись в 1999 г., когда 29 стран в итальянском г. Болонья приняли Декларацию. Впоследствии к ней присоединялись другие страны, общее число участников Болонского процесса сейчас составляет 46 стран.

К 2010 г. страны-участницы должны достичь основных целей Болонского процесса, среди которых: построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; повышение качества образования; активизация системы европейского высшего образования в мировом масштабе.

Ключевые положения Декларации:

  • 1) Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • 2) Введение двухступенчатого обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  • 3) Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  • 4) Существенно развить мобильность учащихся. Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  • 5) Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Принятие страной Болонской декларации накладывает обязательства:

- к 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

- до 2010 г. реформировать нац.системы образования в соответствии с вышеизложенными основными пложениями.

Это, что называется, в теории. Общеевропейской. В теории же общероссийской [1] :

В начале 1990-х гг. некоторые направления Болонского процесса начали развиваться в России самостоятельно: В 1994 году было утверждено введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров, наряду с традиционно готовящимися специалистами.

В 1996 г. Федеральным Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS -европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

В 2002 г. Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Эксперимент проводится на добровольной основе и к маю 2003 года число вузов, использующих (полностью или частично) систему зачетных единиц, составило более тридцати.

В 2003 г. была разработана и направлена во все вузы России «Методика расчета зачетных единиц для российских вузов». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS.

В настоящее время реформа «все идет»: Минобразование России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации. Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей. Автономия вузов позволяет вузам разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок студентов и преподавателей в других вузах России и мира.

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом Федерации 17 октября. Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратуру.

Однако, с практической стороны есть ряд спорных вопросов:

Д.П.Бак, проректор РГГУ, в одном из интервью высказался о целесообразности простого приравнивания отечественного «специалиста» к западному бакалавру [2] . Ряд заступников уникальности системы отечественного образования с этим просто не согласны. Это что касается совмещения/модернизации наследия старой советской системы образования (в дореволюционной России степень магистра существовала) и новой европейской.

Единая система оценки вузов - также вызывает вопросы. На основании чего будет выставляться некая оценка вузу, которая будет учитываться при его финансировании и т.п.? Насколько система оценок будет учитывать также разное положение вузов - провинциальность, размер, специализацию и т.п.?!

Универсальность российского образования имеет и положительную сторону - в условиях более сложной экономической ситуации в России и конъюнктуры на рынке труда специалист с универсальным образованием имеет больше возможностей трудоустройства. В Европе же российские специалисты (в науке, к примеру) имеют преимущества именно за счет более широкого кругозора, чем их европейские коллеги.

Система образования в общем, насколько бы не казалось банальным следующее утверждение, ровно такова, как того это общество в данный момент требует. Можно много говорить о новых направлениях и методологиях, возможностях, которые привнесет Болонский процесс, но пока наше общество в общем, и отечественные наука и рынок труда в частности, не начнут полностью разделять общеевропейские образовательные ценности - реальной реформы не произойдет. Пример магистратуры РГГУ, приведенный мной в начале - яркое тому подтверждение. Заставить каждого человека системы высшего образования «любить» Болонский процесс невозможно, как и проконтролировать. До тех пор, пока работа в системе высшего образования в России будет низкооплачиваемой и далекой от престижности, пока в ней практически не произойдет смена поколений (сейчас все принимающие решения люди - по возрасту и ментальности «старой советской закваски»), пока кроме новой «вывески» не появится нового «содержания» - реальной реформы ждать не стоит.

Наверное, должно пройти время. Время, которое все расставит по своим местам. Время, за которое новые вызовы российской экономике и науке потребуют новых людей. Образованных, талантливых, активных, способных работать на действительно европейском и мировом уровне.

P.S. Также при подготовке выступления использовались:

«Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: ОЛМА-Пресс, 2005 - 352 с.

Очкина А. Концепция изменилась? По следам реформаторов от образования. http://scepsis.ru/library/id_1236.html

[1] По материалам http://bologna.mgimo.ru/

[2] http://www.regnum.ru/allnews/166645.html

Теги: Россия

Поделиться: