Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Центральной Азии нужна новая объединяющая идея !

08.02.2014

Автор:

Теги:

ЦентральнойАзии нужна новая объединяющая идея !


В.Парамонов


Обсуждениевопросов взаимодействия стран ЦентральнойАзии (ЦА) набирает обороты в рамкахпродолжающейся виртуальной экспертнойдискуссии организованной проектом«Центральная Евразия» в парнерстве сИнтернет-журналом «Время Востока»(Кыргызстан), при информационной поддержкеИА «Регнум» (Россия). К участию в очереднойчасти обсуждения приглашены следующиеавторитетные эксперты: Таисия Мармонтова(Казахстан), Гули Юлдашева (Узбекистан)и Эдил Осмонбетов (Кыргызстан).


ВладимирПарамонов, руководитель проекта«Центральная Евразия»: дорогиедрузья, прошу Вас ответить на вопросыдискуссии.


ТаисияМармонтова (Казахстан), доцент кафедрырегионоведения Евразийского национальногоуниверситета им Л.Н.Гумилева: намой взгляд, для Казахстана среди всехстран Центральной Азии наиболееперспективым партнером являетсяУзбекистан. ПреимуществамиКазахстана являются большая территория,богатые залежи полезных ископаемых,устойчивые темпы экономического роста,выгодное географическое положение. Всвою очередь, Узбекистан также обладаетбольшой территорией, имеет хорошуюобеспеченность полезными ископаемымии, в отличие от Казахстана, обладаетбольшими людскими ресурсами. Однако,проблема в том, что наши республикидостаточно четко говорят о региональномлидерстве, не желая обращать вниманиена другие страны ЦА. Думается, что еслибы руководство наших двух стран немногоменьше говорило бы о региональномлидерстве, и на деле бы пошло на разделениемежду собой соответствующих функцийрегионального лидера, то возможно оттакого блока, регион только бы выиграл.

Навторое место по приоритетности развитиясвязей я поставила бы Кыргызстан. Имеютсямного факторов, которые должны позволитьнашим странам сотрудничать болееэффективно. И, думается, что двусторонняявыгода будет значительной, если начатьактивно работать по решению водныхвопросов и развитию энергетическихпроектов. Самая же серьезная помеха –это нестабильная политическая ситуацияв Кыргызстане.

Всвою очередь, вопрос развития сотрудничестваКазахстана с Таджикистаном зависит отсложного характера кыргызско-таджикскихи узбекско-таджикских отношений. Однако,с учетом того, что граница Таджикистанас Афганистаном – внешняя граница СНГ,сотрудничество с Душанбе по вопросамбезопасности должно быть приоритетнымдля всех стран ЦА, особенно в условияхроста террористической угрозы. На этомфоне, безусловный интерес будетпредставлять развитие отношений сТуркменистаном, но это вопрос большегипотетический: из-за своего нейтралитетастрана мало проявляет себя на региональнойарене.

Проводямноговекторную внешнюю политику,Казахстан последовательно реализуетее и в региональном контексте. В принципе,у нашей республики нет серьезных противоречий с другими государствамиЦА. Тем не менее, говоря о проблемныхмоментах, наверное, имеет смысл упомянутьо нередких инцидентах на казахстанско-узбекскойгранице. Как правило, они не связаны сполитическими противоречиями и зачастуюимеют экономическую подоплеку. Так,достаточно проблемной является ситуацияс контрабандой, причем с обеих сторон.Если из Казахстана везут продуктыпитания, то из Узбекистана идут овощии фрукты, товары народного потребления.

Причемрешать данную проблему следует оченьосторожно: ведь многие люди, проживающиев приграничных районах Казахстана иУзбекистана, просто не имеют другогоисточника дохода. Это связано с тем, чтоприграничные районы слабо развиты вэкономическом плане и зачастую контрабанда– один из немногих способов выживаниянаселения. Учитывая же то, что собразованием Таможенного союзаказахстанско-узбекская граница сталаего внешней границей, думаю, этот факторможно и нужно использовать для улучшенияситуации в приграничных районах, да ив регионе в целом путем созданиятранспортных хабов, развития коммуникацийи логистических услуг.

Какаяиз стран ЦА может стать центромрегионального сотрудничества? Я,наверное, встану на сторону тех, ктосчитает, что неправомерно говорить окаком-либо «центре». Крайне сложно«назначить» кого-то. Это должно определитьвремя, дальнейшее экономическое иполитическое развитие стран региона.Однако, как представитель Казахстана,я выражу надежду на то, что казахстанскаявласть сможет использовать определенныепреимущества страны для того, чтобыименно наша республика естественнымпутем стала признанным региональнымлидером.

Чтонеобходимо сделать для активизациисотрудничества между странами ЦА? Ядумаю, что это вопрос среднесрочнойперспективы. Все государства регионамолодые и для них свойственно желаниесамоутвердиться. Кроме того, существуютэлементы взаимного недоверия и имеетместо боязнь потери части суверенитета.

Уверена,по мере развития государственности,процесса экономического и политическогореформирования всем станет ясно, чтопо отдельности странам ЦА будет достаточно проблематично занять высокиеи устойчивые позиции в мировойэкономической и политической иерархии.Со временем в регионе, скорее всего,утвердится понимание того, что соседи– это самые лучшие и верные союзники.

Способныли некие внешние силы сыграть позитивнуюроль в плане интеграции между странамиЦА? Я думаю, что внешние силы скореедезинтегрируют, чем интегрируют. Из основных внешних игроков, претендующихна влияние в регионе можно назватьлишь Китай, Россию и США. Однако, мнекажется, что высокая степень региональнойинтеграции не будет способствоватьусилению позиций внешних игроков вЦА. Поэтому внешним игрокам выгодноразвивать именно двусторонние связи ипроекты с небольшим числом участников:только таким образом можно усилить собственные позиции.


ГулиЮлдашева (Узбекистан), доктор политическихнаук:с историко-культурной и религиознойточек зрения все страны ЦА являютсяродственными народами. В силутерриториально-географической близостиплемена, занимающие центральное местов этногенезе каждой из народностей ЦА,давно ассимилировались и переплелисьдруг с другом. Поэтому, на мой взгляд,выбор приоритетности той или иной страныздесь просто неуместен – это равносильнотому, что выбираешь между пальцамисобственной руки: какой более люб иполезен для тебя. И это далеко не теория,а реальность, если обратить вниманиена статистику смешанных браков в ЦА.

Триосновных фактора – вывод миротворческихсил из Афганистана, сложная политическаяситуация в регионе (во многом связаннаяс подготовкой к смене власти в республикахЦА), обострение геополитическойконкуренции – требуют сохранения мираи спокойствия, концентрации вниманияна общих вызовах и угрозах. Игнорированиеданных фактов и дальнейшее нагнетаниемежэтнической напряженности можетпривести к дестабилизации региона, чтобудет играть только на руку определеннымполитическим силам, способным установитьздесь свою монополию и определить длянас свои «правила игры».

Поэтому,как минимум, следует не углублятьсуществующие межгосударственныепротиворечия, а совместно искать ихрешения через организацию переговоровна разных уровнях, в первую очередь науровне тех, кто является непосредственнымсвидетелем или вовлеченным в конфликтнуюситуацию и лучше знает ее специфику,причины и движущие силы.

Наофициально институциональном уровнеможно лишь помочь упорядочить илегализовать этот процесс. Одним изстимулов на данном уровне может статьпоэтапное и скорейшее урегулированиепограничных споров и давно назревшаяорганизация упорядоченной приграничнойторговли.

Изэтой объективной потребности вытекаетдругая неотложная задача-максимум:восстановление, совершенствование иреальный запуск ранее сформированныхнаднациональных структур типаЦентральноазиатского союза. Более чемдвадцатилетняя история независимостирегиона уже доказала, что ни о какойдругой интеграции речь не может идти,пока не будет создан собственныйцентральноазиатский рынок товаров иуслуг, общее экономическое пространствоЦентральной Азии. Регион богат ресурсамии при правильной организации процессамежгосударственного взаимодействия может стать вполне самодостаточным регионом, исключающим различные упрекив зависимости от чьих-либо дотаций икредитов. До конца текущего, довольнокритического для судеб ЦА года, желательносделать хотя бы первые шаги в этомнаправлении с точки зрения формированияновых институциональных и правовыхоснов.

Скакими из стран у Узбекистана существуютнаибольшие сложности и что я могла быпорекомендовать в плане их преодоления?У Узбекистана, как известно, сложныевзаимоотношения с Таджикистаном иКыргызстаном. Если с Бишкеком ведетсяхоть какой-то переговорный процесс, тос Душанбе он практически отсутствует.

Плодотворнымв этом плане выглядит, на мой взгляд,следующий комплекс мер: 1) восстановлениеконструктивного диалога между лидерамистран; 2) решение пограничных проблем,включая в первую очередь организациюупорядоченной торговли и эффективныхпунктов пропуска людей в пограничныхзонах; 3) налаживание многостороннегос вовлечением межправительственных имежведомственных структур переговорногопроцесса по спорным вопросам; 5) народнаядипломатия (организация научно-культурныхобменов, общих образовательных программи пр.).

Какаяиз стран ЦА может стать центромрегионального сотрудничества? Никакая.Центр должен иметь наднациональныйхарактер. Его может выполнять в перспективевозрожденный Центральноазиатский союз,институты которого бы действовали наоснове ротационного механизма подбораруководящих кадров поочередно из каждойреспублики. Такой механизм подборакадров не будет, как видится, ущемлятьинтересы республик и будет в большейстепени отвечать принципам справедливости,равноправия и коллегиальности припринятии решений, ограничит элементконкурентности во взаимоотношенияхсторон. Тем более, что взаимозависимостьстран региона, непропорциональноераспределение людских и иных ресурсовопределенно препятствует выборустраны-лидера. Однако создание единогоэффективно действующего Центра потребуетопределенное время, готовность иполитическую волю сторон. Думаю, чтонаселение ЦА вполне созрело для этогои в большинстве своем только поддержитданную инициативу, о чем свидетельствуютпоследние инициативы таджикскихмигрантов.

Чтонеобходимо сделать для активизациисотрудничества между странами ЦА? Вдополнение к уже сказанному дляактивизации сотрудничества и взаимодействиямежду странами ЦА следует, на мой взгляд,наладить тесные взаимосвязи и обменмнениями между существующими аналитическимицентрами, группами и комиссиями.

Желательнорегулировать данный процесс с помощьюрегионального координирующегоаналитического центра с тем, чтобыинтересы региона были более отчетливои конкретно представлены в сериианалитических документов по всемнаправлениям. Подобная продукцияпозволит преодолеть нынешнююраздробленность, дезинформированностьв деятельности экспертной среды исоздать более благоприятные условиявыработки согласованной позиции. Сдругой стороны, ускорение интеграцииво многом должно быть обусловленонеобходимостью развития общей транспортнойсистемы региона.

Всвязи с этим было бы целесообразно набазе существующих университетов создатьобщерегиональный Центр подготовки/переподготовки кадров в сфере логистики.Такой образовательный Центр на территориипостсоветской ЦА позволит болееэффективно, с учетом местной спецификии культуры, существующих пробелов взнаниях, создать альтернативную площадкудля более тесного обмена информациейи выработки единого курса на уровнеспециалистов.

Способныли или неспособны некие внешние силысыграть позитивную роль в плане развитиясотрудничества между странами ЦА?Вмешательство внешних сил, как показываетистория, может создать нездоровуюатмосферу конкуренции и геополитическойнапряженности. Однако сотрудничествос внешними силами может быть плодотворнымпри условии соблюдения ими приемлемогодля региона ЦА баланса сил и интересоввсех вовлеченных акторов, оказанияцеленаправленной, согласованной помощиключевым секторам экономики. Отсутствиеили хотя бы ограничение геополитическойнапряженности вокруг ЦА, снятиесдерживающих развитие регионаэкономических санкций, например, ссоседнего Ирана, – та благоприятнаясреда, при которой возможно ускорениеинтеграционных процессов. На практике,однако, достижение этих условийтрудновыполнимо, о чем свидетельствуетпродолжение антииранской тактикиКонгресса США. В этом смысле продвигаемыйРоссией Евразийский союз соответствуетинтересам безопасности и развитиярегиона ЦА, т.к. в наибольшей степениучитывает наши объективные реалии.Участие в нем в конечном счете зависитот воли самих народов Центральной Азиии их правительств. Время, однако, уже неждет: на дворе – 2014 год со всеми егонегативными для региона прогнозами.


ЭдилОсмонбетов (Кыргызстан), политолог: дляКыргызстана с точки зрения историческогоопыта длительного взаимодействияприоритетными являются Узбекистан,Казахстан и Таджикистан. С Узбекистаноместь опыт успешного взаимодействия висторическом прошлом. Казахстан такжеблизок, но вхождение Казахстана в составРоссийской империи и длительное еготам пребывание, что выразилось впреобладании неказахского населенияв Казахской советской республикеналожили отпечаток на мировосприятиеи ментальность казахов.

Сближениюи укреплению добрососедских отношениймешает ряд факторов, которые сегоднядоминируют в политическом мышлениилидеров и элит стран ЦА: отсутствиеравноправия в отношениях между странами,мифологизация политического мышления,стремление к доминированию в регионе,геополитические амбиции, коммерциализацияотношений на всех уровнях и, самоеглавное, отсутствие доверия междулидерами как результат отсутствиядвусторонних, многосторонних отношениймежду странами ЦА. Так же это результатобщего снижения политической культурыи рефлексии элит стран ЦА. Для того,чтобы сохранить или, правильнее сказать,возобновить новые равноправные отношениянеобходимо: восстановить культурно-гуманитарноевзаимодействие между странами ЦАнепосредственно друг с другом, безпосредников (третьих стран илимеждународных организаций).

Следующийважный шаг - это развитие и укреплениеконтактов и взаимодействия междуэкспертами, экспертными группами регионаЦА для снятия напряженности и непониманиямежду странами путем открытых дискуссийи диалога. Кроме того, крайне необходиморазвивать социокультурную интеграциюмежду странами региона. Здесь необходимосделать ставку на молодежь стран ЦА.

Безусловно,что параллельно надо решать наиболеесложные проблемы и бороться с общимиугрозами. Для решения проблем нужендиалог и постоянно идущий переговорныйпроцесс между странами ЦА. Но трудностьв том, что у стран ЦА нет длительногоисторического опыта в разрешенииконфликтов, так как они решались черезколониальную администрацию или союзныйцентр. Сейчас этим пытаются заниматьсямеждународные организации, военные иэкономические блоки, которые, однако,часто преследуют свои цели. Уверен, чтопроблемы, стоящие между странами ЦА,необходимо решать без внешних советчиковна двухсторонней и партнерской основе.

Намой взгляд, ни одна из стран ЦА не можетстать центром регионального сотрудничества.К тому же, огромное количество большихи малых внешних игроков не заинтересованыв интеграции в ЦА. Стабильный, экономическиразвитый и самостоятельный регион малокого интересует и не входит в их планы.Внешние силы уже объективно присутствуютв регионе и влияют на многие процессы.

Темне менее, внешние игроки могут сыгратьи позитивную роль, но только в случаеединстве стран ЦА по ключевымгеополитическим и политическим вопросам,выработки обшей региональной повестки.Без решения этих ключевых вопросов насждут очень сложные времена.

Каждаяиз стран прошла за годы после распадаСССР свой уникальный и не похожий надругие страны исторический путь.Кыргызстан развивается совершеннодругими геополитическими ритмами, чемостальные страны ЦА. Геополитическиеритмы Кыргызстана уже синхронизированыс Украиной, Грузией и Молдовой. В этомплане они ближе к нам не географически,а ментально и идейно.

Всвою очередь, Таджикистан пережил свойтрагический опыт и окончательно неоправился от гражданской войны, а Казахстан, имея границу с Россиейпротяженностью более 7000 км, испытываетпостоянное геополитическое давлениеРоссии и находится в ее тени.

Наэтом фоне, Узбекистан ищет своюгеополитическую нишу в регионе, аТуркменистан уже нашел свою, выбравнейтралитет, выгодный для суверенитетаи государственности, но проблематичныйв будущем.

Чтонеобходимо сделать для активизациисотрудничества в ЦА? На мой взгляд, наданном этапе развития стран ЦА невозможныни интеграция, ни кооперация, нисотрудничество, так как все странырегиона развиваются по совершенноразличным экономическим и политическиммоделям и видят себя в регионе по-разному.Но в перспективе все равно придетсясотрудничасть, так как соседей в регионене выбирают. И этот процесс можетускориться под давлением обстоятельстви угроз для всех стран ЦА. Сейчас нетзапроса у элит ЦА на доверие исотрудничество. Нет общей цели и самоеглавное объединяющей идеи, мечты илипросто модели развития.

Поэтомунужна новая и мощная пассионарная идея,обладающая универсальной ценностьюдля всех стран ЦА. Большую прогрессивнуюи гуманитарную роль могла бы сыграть врегионе Россия. Но сегодняшнее состояниеРоссии не позволяет это сделать.


Виртуальныйэкспертный форум «Проблемы и перспективывзаимодействия стран Центральной Азии».Часть 5.


Примечание:материал подготовлен в рамках совместногопроекта с Интернет-журналом «ВремяВостока» (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/, приинформационной поддержке ИА «Регнум»(Россия).




Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение